Конференции, научные семинары, стих. Вечера

Книжные выставки

- сетевые издания(Лихачёв, Шклаев, Буслаев)

Фундамента́льная электро́нная библиоте́ка ФЭБ (главный редактор - Игорь Пильщиков.)

- разнообразные литературные премии (Белого, Солженицына, Русский Букер, Дебют, Большая книга, Национальный бестселлер).

Премия Андрея Белого Вручается с 1978 года

2011 – Андрей Поляков, Николай Байтов; Дмитрий Замятин, Елена Петровская (исследования); Юлия Валиева, Григорий Дашевский

Премия Большая книга

Михаил Шишкин, «Письмовник»

Владимир Сорокин, «Метель»

Дмитрий Быков, «Остромов, или Ученик чародея»

Форма репрезентации = форма, в которой реализуется Теория лит-ры в России: работы литературных критиков и теоретиков литературы, публикуемые в изданиях: «Литературная газета», газета «День литературы», «Новое литературное обозрение», газета «Литературная Россия» — а также выпускаемые отдельно от СМИ, в форме учебников и методических пособий: Давыдова Т.Т., Пронин В.А. – «Теория литературы», В.Е. Хализев «Теория литературы», «Введение в литературоведение» Поспелов, «Введение в литературоведение» Чернец.

Видные литературоведы МПГУ

Алексей Николаевич Веселовский (1843 - 1918) — русский литературовед, профессор Московского университета и бывших Высших женских курсов, председатель Общества любителей российской словесности при Московском университете,почетный академик по Разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности Академии Наук. Специалист по западноевропейской литературе. Широкой популярностью пользовались работы Веселовского о Мольере и байронизме.

По своим методологическим воззрениям Веселовский — сторонник историко-культурной школы. ( или сравнительно-исторической) Веселовский в литературе прежде всего ценил прогрессивность идей

Главные труды Веселовского "Поэтика сюжетов" и "Историческая поэтика.

Н.И. Стороженко, М.М. Покровский, М.Н. Розанов, Ф.П. Шиллер, И.М. Нусинов, М.Е. Елизарова.

В настоящее время на кафедре работают доктора наук М.И. Никола, Н.С. Выгон, кандидаты: А.А. Коновалов, А.Е. Секриеру (и другие)

№3 Первые опыты интеллектуальной рефлексии литературных явлений в античности: Платон, Аристотель. Важнейшие категории эстетики и и литературоведения (эйдос, мимесис, роды и жанры, катарсис и др.)

Платон размышлял о том, что лит-ра порождение идеального мира идей, или эйдоса, но лит-ре придавал лишь второстепенную роль среди других форм духовной деятельности человека. Наш мир – лишь отражение идей (эйдосов). Лит-ра, музыка, живопись – вторичное порождение идей. Лит-ре нечего делать в гос-ве. Наиболее отчетливо Аристотель рассуждает о жанрах. Он – материалист, а не идеалист как его учитель Платон. Аристотель первый создал деление на роды (эпос, лирика, драма). Среди этих родов выделял жанры и размышлял о жанрах. В трагедии сталкиваются две равновеликие силы (высокая и высокая силы), а в комедии две разные силы (высокая и низкая). Катарсис – эффект. Средние века. Гуманистические 15-16 вв. Фома Аквинский. Природу литературы объясняли как порождение божественного духа. Многие из великих деятелей касались литер., но лит. трудов не было. А в 17 в Николя Буало составил первые трактаты – теоретик классицизма. Классицизм – головной художественный метод. Н. Буало «Поэтическое искусство» - рассуждает о том, как писать, какие события достойны того, чтобы описываться. Требовал, чтобы писали о достойном. «Мы холодны душой к нелепым чудесам…» Требовал единство жанра и стиля. Высокие – трагедия, ода, героическая поэма.
Аристотель – теория мимесиса (подражания). Ввел термин фабула – душа трагидии. Основные требования фабулы – целостность и единство.

№4 Мифологическая школа. В. и Я. Гримм, их последователи в России. Историческое значение мифологической школы. Понятие мифа.

Первое научное направление, которое имело свою методологию, свой предмет исследования.
18-19 вв. Конт, Шеллинг, Гегель – философы. Гегель говорил, что лит-ра – высшее проявление духа. Шеллинг говорил, что мифология есть вечная почва и вечный источник лит-ры. «Философия искусства». Его представления легли в основу романтизма и мифологической школы.
Якоб Гримм – 1785-1863
Вельгельм Гримм – 1786-1859 (Собиратели национального немецкого фольклора : «Детские и семейные сказки» 1812. «Немецкие предания» 1814. «Немецкая мифология» 1835 (Якоб).
Метод: Собрать и изучить образы национальные. В художественном произведении реконструируется национальный миф.
Сходство сказок и преданий индоевропейских народов объясняется их общим прамифологическим происхождением, причем их сходство обнаруживается в языке.
Мифологическая школа в Европе:
- этимологическое направление
- аналитическое направление (аналогия между схожими темами)
Последователи в России:
Афанасьев, Рыбников, Буслаев.
Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

№5 Культурно-историческая школа и ее позитивистское основание. Идеи И.Тэна, его последователи.


Во второй половине XIX века формируется культурно-историческая школа. Основная особенность - ее историзм, выдвигаемый в качестве главного метода исследования.

Представители данного учения стали рассматривать художественное произведение как «дух» (мысли и нравы) народа в различные исторические периоды его жизни. Исходя из этого положения утверждалось равноправие искусства каждого народа, времени, стиля, велась переориентация литературоведения на изучение закономерностей развития культурно-исторического мира.

Произведения литературы рассматривались теоретиками школы в качестве ценнейшего исторического документа, «памятника» своей эпохи, по которому успешно можно изучать лишь историю общественной мысли. Культурно-историческая школа не замечала самостоятельности искусства, не учитывала индивидуальность художника, поэтому многие представители направления видели свою задачу в накоплении «фактов», во введении в научный оборот многочисленных литературных памятников и избегали выработки целостных концепций истории развития литературы.

Культурно-исторический метод. Способ восприятия, анализа и оценки художественного произведения в рамках культурно-исторического аспекта. Сформировался на базе философии позитивизма (Спенсер, Конт). Позитивисты исходили, что наука должна основываться только на положительных фактах – тех, которые проверяются, достигаются лабораторно-опытным путем. Позитивизм был философским обоснованием неоматериализма. Позитивисты считали, что наука должна накапливать и систематизировать факты, а не объяснять их, т.к. любая гипотеза субъективна, а потому – не научна. Принципы позитивизма распространились не только на естественные науки, но и на гуманитарные.

Культурно-историческая школа сформировалась в работах Ипполита Тена («Философия искусства», 1865г ). Тен считал, что на искусство влияют 3 позитивистских фактора – раса, среда, историческая обстановка.

Фактор расы Тен связывал с понятием национального характера. Понятие национального характера по мысли Тена объясняло влияние одной культуры на другую: притяжение итальянцев и французов: Итальянское Возрождение (Данте) выросло из провансальской (французской) поэзии трубадуров.

Фактор среды Тен раскрывал через понятие среды природной: объяснял гармоничное искусство Античности гармоничным средиземноморским климатом.

Всякое литературное явление связано с определенной исторической обстановкой, за счет чего возникает культурно-исторический контекст. 3-ий фактор культурно-исторического аспекта повлиял на формирование социологического литературоведения.

Основное его требование к исследователю - литературоведу — объективность и точность выводов. Тэн -противник субъективистской концепции в литературоведении. Главная цель ученого-эстетика, по его мнению, заключается в том, чтобы понять природу искусства, творчество писателя, а не творить суд над ним. Тэн считает искусство одной из форм познания действительности. Художник, по его мнению, специфическими средствами раскрывает сущность изображаемого. Для этого он отбрасывает все случайное, затемняющее характерные черты предмета изображения, формирует его согласно его идеи. Тэн тем самым выступает против копирования жизни, он борется за художественное обобщение, отмечая, что в художественном произведении характер личности выступает более определенно, чем в реальной жизни. Но он не отдает предпочтения какому либо эстетическому идеалу, уравнивая их в правах. Художник, по мысли Тэну лишь исследует, познает то, что заключено в действительности, он не выступает борцом за определенные эстетические идеи.

Сильной стороной теории Тэна было то, что он поставил литературу в зависимость от общества. Главная заслуга Тена – то, что он научно обосновал принцип историзма. Он говорил, что каждый историко-литературный период должен прочитываться в рамках тех традиций, что существовали в данное время. Этим объясняется сложность понятия литературного процесса.

Культурно-историческая школа повлияла на другие научные методы (на биографический сравнительно-исторический).

Его последователями в Германии стали Г. Геттнер, В. Шерер, в Дании - Г. Бран-дес, в Италии - Де Санктис.

В России культурно- историческая школа представлена трудами А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова, С. А. Венгерова, А. А. Шахова и др. Ее сторонники выступали с критикой революционно-демократического литературоведения. Они полемизировали с Белинским, обвиняя его, без должных оснований, в том, что, анализируя художественные произведения, он стремился подчеркнуть их воспитательное, эстетическое, а не историческое значение.

Художественное творчество для Пыпина, Тихонравова и других — это, прежде всего исторический источник, уравниваемый в правах с летописью, основная ценность которого не эстетическая, а культурно-познавательная.


№6 Сравнительно-исторический метод (компаративизм). Предисловие к Т.Бенфея к сборнику «Панчатантра». Теория заимствования. Бродячие сюжеты.

Сравнительно-историческое литературоведение — раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения в их исторической обусловленности. Сходство лит. фактов, рассматриваемых в их международных отношениях и связях, может быть основано, с одной стороны, на сходстве общественного и лит. развития народов, с др. стороны — на культурных и литературных контактах между ними. Основоположником теории заимствований стал Теодор Бенфей. В 1859 году вышел его двухтомный перевод «Панчатантры», первый том которого целиком занимает введение, содержащее мысль о том, что родиной сказок является Индия. За этими выводами стоял огромный привлечённый им историко-литературный материал. Бенфей указал периоды особенного культурного влияния Востока на европейский Запад и пути странствования сюжетов. Характерное для теории заимствования игнорирование национальных и социальных факторов развития фольклора и литературы, оперирование сюжетными схемами взамен конкретных текстов присущи и этому труду Бенфея. Бродячие сюжеты — устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

№6 Александр Н. Веселовский – крупнейший отечественный литературовед. Характеристика основных трудов А.Н.Веселовского как представителя сравнительно-исторического литературоведения и как основателя исторической поэтики.

Алекса́ндр Никола́евич Весело́вский (1838 - 1906, Санкт-Петербург) — русский историк литературы, профессор Петербургского университета (с 1870), академик

Первые работы Веселовского были направлены на изучение эпохи Возрождения.

Со следующей своей диссертацией, на степень доктора, В. вступил в другую область научных изысканий: историко-сравнительного изучения общенародных сказаний («Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине», СПб., 1872), причём в отдельной статье разъяснил значение историко-сравнительного метода, которого он выступил поборником. Вопроса о сравнительном изучении сказочных тем, обрядовых преданий и обычаев Веселовский касался уже в одной из самых ранних своих работ (1859 г.), а впоследствии в двух итальянских статьях (о народных преданиях в поэмах Ант. Пугги, «Atteneo Italiano», 1866 г.; о мотиве «преследуемой красавицы» в разных памятниках средневековой литературы, по поводу итальянской новеллы о королевне дакийской; Пиза, 1866).

В позднейшем труде автор представил обширное исследование из истории литературного общения между Востоком и Западом, проследив переходы соломоновских сказаний от памятников индийской литературы, еврейских и мусульманских легенд до позднейших отголосков их в русских духовных стихах и, на окраинах Западной Европы, в кельтских народных преданиях. Отстаивая теорию литературных заимствований (Бенфей, Дунлоп-Либрехт, Пыпин) в противовес прежней школе (Якоб Гримм и его последователи), объяснявшей сходство различных сказаний у индоевропейских народов общностью их источника в праиндоевропейском предании, Веселовский оттенил важное значение Византии в истории европейской культуры и указал на её посредническую роль между Востоком и Западом.

Впоследствии Веселовский неоднократно возвращался к предмету своей диссертации, дополняя и отчасти исправляя высказанные им раньше предположения. Кроме указанного сюжета, им были с особой подробностью изучены циклы сказаний об Александре Великом («К вопросу об источниках сербской Александрии» — «Из истории романа и повести», 1886), «О троянских деяниях» (ibid., т. II; там же разбор повестей о Тристане, Бове и Аттиле), «О возвращающемся императоре» (откровения Мефодия и византийско-германская императорская сага) и др. в ряде очерков под общим заглавием «Опыты по истории развития христианских легенд».

Хотя В. поставил изучение народного эпоса на почву сравнительного рассмотрения материала устных и книжных преданий в разных литературах, но главным объектом своих исследований он избрал русский народный эпос

«Истори́ческая поэ́тика» (главная работа). Генезис (происхождение), развитие литературных жанров, литературных произведений, литературных стилей. История литературы как история эволюционного развития литературных форм — вот в сущности ядро «исторической» поэтики. Исходным моментом в работе этого учёного является стремление «собрать материал для методики истории литературы, для индуктивной поэтики, которая устраняла бы её умозрительные построения, для выяснения сущности поэзии — из её истории». С помощью такого индуктивного исследования чисто эмпирическим путем мыслится осуществление грандиозного замысла «исторической» поэтики, которая бы охватила развитие литературных форм всех времен и народов.

Рассматривал эволюцию поэтических форм в истории. «поэтика сюжетов»: как возникали сюжеты, сменяли друг друга, трансформировались в исторические. Веселовсий использовал достижения всех гуманитарных наук. В лит-веде прибегал к кульурно-историческому методу, мифологическому методу, сравнительно-историческому методу и даже демонстрировал начало структурного анализа. Мотив – неразложимая мельчайшая частица. Проблему, которую рассматривал Веселовский, - движение поэтических форм в истории.

№7 Психологический метод и его представители в 19 веке. Психоанализ (фрейдизм) в литературоведении. Понятие «Коллективное бессознательное» и «архетип» в трудах К .Г. Юнга.

Психологический метод -сформировался в 70-80г 19в.

Главным предметом изучения для Психологической школы стала внутренняя, психологическая сторона творчества, и прежде всего — душевная жизнь автора, поскольку искусство, по словам одного из основоположников этой школы В. Вундта, «выражает все то, что человек носит в себе, как впечатления внешнего мира и как свои собственные душевные движения» («Основы искусства», СПБ, 1910, с. 7). Художник творит для себя: воплощая в образы мучающие его мысли, чувства, настроения, он тем самым освобождается от них; само произведение становится моделью души создателя. Все особенности произведения выводятся из своеобразия личности художника, а различия между произведениями объясняются различием переживаний и психологических типов (поэты выражения и поэты воплощения, художники-наблюдатели и художники-экспериментаторы). Историческое развитие искусства (литературы), его общественная обусловленность отодвигались на второй план. Сторонники П. ш. не признавали объективного характера художественного содержания: оно всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает («вкладывает») сам читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни. «Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось ему при создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание».
Потебня (мысль и язык)

Наши рекомендации