Соберите достаточное количество качествен
Ной информации, чтобы обеспечить себе материал,
на основе которого вы будете составлять речь. Во
преки распространенному мнению, креативность яв
ляется результатом скорее тяжелого труда, чем вдох
новения. Собрав большее количество информации,
чем необходимо для составления речи, вы обеспечи
те для себя возможность выбора и проявите большую
гибкость во время выступления.
Отведите достаточное количество времени на
развитие креативных идей. Многие студенты успе
вают сделать набросок речи к тому моменту, когда у
них хватает времени лишь разок «пробежаться» по
ней, прежде чем выходить к микрофону. Стоит ли
удивляться тому, что им не удается проявить «креа
тивность». Ваш ум нуждается в том, чтобы перева
рить структуру вашей речи и информацию, содержа
щуюся в ней. Вот почему мы рекомендуем вам закон
Глава 17 · Информативное выступление
чить составление своей речи, как минимум, за два дня
до того, как вы выступите с нею перед публикой.
Оставив запас времени, вы вдруг обнаружите, что на
следующее утро после скучной подготовительной
работы у вас возникло несколько свежих идей, до
стойных дальнейшего развития. Пока вы спали, ваш
ум продолжал перерабатывать материал, а когда вы
проснулись, продукт вашего подсознательного или
бессознательного творчества достиг уровня осозна
ния. Повысить креативность можно лишь за счет
того, что вы даете своему уму время переработать
собранную вами информацию.
Будьте готовы развить творческую идею, когда
она возникнет. Вы, наверное, замечали, что идеи ино
гда приходят в самый неожиданный момент — когда
вы убираете свою комнату, работаете в саду или сто
ите на перекрестке. Вы, наверное, также обратили вни
мание на то, что когда вы пытаетесь вспомнить свои
«гениальные» идеи, они растворяются в воздухе. Ора
торы, писатели и композиторы обычно всегда носят с
собой блокнот и ручку, и когда идеи возникают, тут же
записывают их. Конечно, далеко не все, что придет вам
в голову, окажется вспышкой творческого гения, тем
не менее некоторые плоды вашей фантазии будут
вполне достойны того, чтобы над ними поразмыслить.
Однако если вы не будете фиксировать свои идеи, вы
никогда не сможете оценить их.
Заставляйте себя изменять отдельные части
своей речи в ходе репетиций. Нередко, составив текст
будущей речи, люди начинают относиться к нему так,
словно он высечен на камне. Вся их дальнейшая ра
бота сводится к простому повторению, направленно
му на то, чтобы «заучить» его. Не жалейте времени,
отрабатывая различные варианты своей речи, и не до
вольствуйтесь тем расположением материала, в кото
ром вы в первый раз его записали, когда составляли
текст. Если вы намеренно будете каждый раз форму
лировать ключевые идеи своей речи по иному во вре
мя первых нескольких репетиций, вы обеспечите себе
Температура
(в градусах Цельсия)
возможность выбора во время выступления. Хотя раз
личные формулировки одной и той же мысли, воз
можно, будут мало чем отличаться друг от друга, по
пытка иначе изложить свои идеи является гимнасти
кой для вашего ума, и возможно, что следующий
вариант будет звучать более интересно и законченно,
чем предыдущие. Давайте рассмотрим на примере,
как, используя творческий подход, генерировать аль
тернативные варианты вашей речи.