Реорганизация прокуратуры РФ на современном этапе
Аннотация: В работе рассматривается проблема реорганизации прокуратуры на современном этапе. В статье приводится анализ положений «Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации"», а также действующей редакции Конституции РФ. В частности, каким образом, почему и зачем проводится реорганизация Прокуратуры РФ.
Ключевые слова: Поправка к Конституции РФ, Прокуратура РФ, реорганизация
Президент РФ Путин Владимир Владимирович 7 октября 2013 года внес в Государственную Думу РФ Проект № 352924-6 "Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации"".
Основные положения данного проекта, затрагивающие непосредственно Прокуратуру следующие:
1. Предполагается изложить наименование главы 7 в следующей редакции: "ГЛАВА 7 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА"
2. Изложить ст. 129 Конституции РФ в следующей редакции:
"1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации."
3.Также ст. 83(Глава 4 «Президент РФ») Конституции РФ дополняется пунктом "е1 " следующего содержания:
"е1 ) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;"
В первую очередь следует обратить внимание на новую формулировку названия Главы 7 Конституции. Вроде бы название не должно иметь важного значения, однако статья о прокуратуре содержалась в данной главе еще с 1993 года, когда была принята Конституция РФ, однако только сейчас законодатель решает добавить к прежнему названию еще и слово «Прокуратура». Для чего? Да, прокуратура является государственным органом, но не органом государственной власти, так как не входит ни в одну ветвь власти. Может быть это сделано для придания какой-либо значимости прокуратуре, все же являющейся неотъемлемым элементом системы государственной власти.
Идет ли речь о выделении в последующем прокуратуры как отдельной ветви власти под эгидой Президента РФ – довольно дискуссионный вопрос. В юридической литературе развита полемика на счет таких вариантов. Приводятся множественные доказательства «за» и «против» выделения прокуратуры в отдельную ветвь власти. Я придерживаюсь мнения о том, что прокуратура выполняет функции одного из элементов системы сдержек и противовесов. Она выявляет любые нарушения законов, от кого бы они ни исходили, принимает меры к их устранению. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти в режиме законности; прокуратура, занимая свое обособленное место в системе разделения властей, создает условия для сохранения и укрепления правопорядка, защиты прав и свобод граждан, способствует повышению главенства законов и подзаконных актов. Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единства власти. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями, осуществляя надзор, как раз и призвана обеспечивать это единство.
Больший интерес вызывают новые редакции статей 83 и 129 Конституции РФ. Анализируя ныне действующие и еще не вступившие в законную силу положения, которыми введутся следующие изменения:
1. Изменена первая часть статьи, определявшая прокуратуру России как "единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации". Теперь в Конституции отсутствует понятие прокуратуры, а ч. 1 ст. 129 новой редакции просто указывает на федеральный закон.
2. Кроме этого, Генеральный прокурор теряет возможность назначать своих заместителей, а также освобождать их от должности - после принятия поправок это будет делать Совет Федерации по представлению президента. В отношении прокуроров субъектов Федерации назначение идет в порядке представления кандидатур Генеральным прокурором президенту, а вот вопросами освобождения от должности занимается непосредственно сам президент. Ст. 83 дополняется порядком назначения и освобождения от должности Генерального Прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров в рамках полномочий Президента. Для ясности в соответсвии со ст. 16 ФЗ «О Прокуратуре РФ» к иным относятся приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. А ведь Главный военный прокурор по ч. 6 ст. 14 также является заместителем Генерального прокурора РФ. Однако в новом пункте «е1» статьи 83 говорится, что президент «назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации,…», т.е. упоминания о том, что именно Генеральный прокурор представляет кандидатуры – нет. Каким образом будут коррелировать две статьи Конституции не понятно, по-крайней мере, такие мелкие недочеты могут привести к серьезным проблемам в разделении кадрового ведения между Генеральным прокурором и президентом.
Внося поправки к Конституции, незамедлительно посыпятся изменения и федеральных законов, в частности, ФЗ «О прокуратуре РФ». Сейчас не говорится точно, как будут изменены положения о порядке назначения. Но следует обратить внимание на следующее: в статье 13 о назначении прокуроров на должность, их подчиненность и основания освобождения от должности определяется, что (см. текст в предыдущей редакции)
прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности.
Возникает логичный вопрос: кому теперь станут подчинены и подотчетны прокуроры субъектов Федерации? Это довольно важный вопрос. Подотчетность прокуроров включает:
· представление нижестоящими прокурорами вышестоящим прокурорам отчетов о деятельности прокуратуры, информации о состоянии законности и правопорядка, истребованных вышестоящей прокуратурой дел и материалов;
· проведение нижестоящими прокурорами согласно имеющимся данным о нарушениях законов проверок, результаты которых необходимы вышестоящим прокурорам для анализа состояния законности и деятельности по ее обеспечению;
· реализацию с учетом местных условий рекомендаций вышестоящих прокуроров по внедрению положительного опыта и научных рекомендаций в организацию и деятельность прокуратуры, по повышению квалификации прокуроров.
Генеральный прокурор Российской Федерации запрашивает и дает поручения подотчетным ему прокурорам.
Можно сделать вывод, что президент будет владеть не только процедурой назначения, но также освобождения от должности, т.е. и решение вопросов об основаниях такого освобождения. Но чтобы принимать решения – нужно иметь представление о деятельности каждого субъекта по средствам надзора. Таким образом, становится ясно, что поправки к Конституции РФ могут повлечь очень существенные изменения в федеральном законодательстве о прокуратуре, в части, касающейся не только кадрового контроля, как кажется сначала, а еще и в самой деятельности заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов Федерации: их подчиненность и подотчетность. Кроме того указом президента устанавливается штатная численность органов прокуратуры, так например, Указом президента от 12 апреля 2013 года N 352 общая штатная численность органов прокуратуры Российской Федерации установлена в количестве 48 386 единиц.
Идет активная реорганизация судебной системы РФ, затрагивая и органы прокуратуры. Если говорить о судебной системе, то меняется сам облик судов и, может даже к лучшему, но законодатель решил внести поправки, касаемые и прокуратуры. Выше я упомянул о неимоверной значимости осуществляемой прокуратурой деятельности с уклоном на выделение ее в отдельную ветвь власти не просто так: прокуратура как обособленный государственный орган должна быть признана четвертой ветвью власти. Поэтому, я считаю, что, возможно, данные поправки, хоть и затрагивают пока только порядок назначения и освобождения от должности прокуроров на уровне Федерации и субъектов Федерации Президентом – это первый шаг к становлению прокуратуры как системы органов государственной власти с присущими ей функциями.
Береженцева А.С.
студентка 3 курса, группы Б6303 Юридической школы
Дальневосточного Федерального Университета
Научный руководитель: Заровнева Галина Степановна
профессор кафедры правосудия, прокурорского надзора и криминалистики
Дальневосточного Федерального Университета