Тема 6. ССЫЛКИ И ЦИТИРОВАНИЕ

Использование работ других авторов в академических текстах. Ведение заметок при чтении чужих работ. Цели цитирования (подтверждение своей точки зрения, отсылка к традиции или первоисточнику, выстраивание доказательств). Внутритекстовые цитаты и примечания. Правила прямого цитирования. «Десять правил цитирования» (У. Эко). Оформление цитат в научном тексте. Стиль цитирования Американской психологической ассоциации (APA). Плагиат. Скрытый плагиат. Наказания за плагиат. Приемы, позволяющие избежать плагиата. Перефразирование, краткое изложение и упоминание имени автора. Техники перефразирования. Ресурсы Интернета. Использование сети Интернет и проблема плагиата. Оценка источников, почерпнутых в Интернете. Системы идентификации плагиата. Социальные и юридические последствия плагиата. Библиография как средство профессиональной идентификации. Западная и отечественная системы ссылок. Правила ссылок по инструкции ВАК РБ. Внутритекстовые, подстраничные и концевые ссылки. Составление списка литературы. Правила библиографических записей по ГОСТ 7.1-2003.

Тема 7. Курсовая и дипломная работа

Выбор темы исследования и научного руководителя. Встраивание в исследовательскую традицию. Планирование и выполнение исследования. Новизна результатов и воспроизведение опубликованных исследований. Основные требования к содержанию и оформлению курсовой и дипломной работы. Эмпирическая и обзорная работа. Структурные части работы. Введение и заключение. Основная часть. Разделение на главы. Обоснование новизны исследования. Обзор литературы. Оформление приложений, таблиц, схем, диаграмм, графиков, рисунков. Оформление литературных цитат. Оформление списка литературы. Публичная защита научной работы. Рецензия и отзыв на научную работу.

Функции введения к курсовой (дипломной, статье). Отечественная традиция написания введения (общей характеристики работы) академических текстов в социальных науках. Содержание введения: оценка состояния сферы деятельности человека или общества или природы, являющейся объектом исследования; исторический экскурс; круг проблем, нуждающихся в изучении; актуальность исследования; цель и задачи исследования; гипотезы (при необходимости); краткая характеристика выбранной методологии; оценка новизны и научной (практической) значимости работы. Риторические стратегии введения (обоснования темы исследования): риторический вопрос, повседневный опыт, аналогии, статистические данные, исторические факты, констатация отсутствия исследований (решений проблемы).

Тема 8. статьЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Основные характеристики научного текста. Стиль написания и язык научного текста. Структура научной статьи: введение, метод, интерпретация результатов, обсуждение. Принципы подачи информации в иностранных и русскоязычных научных статьях. Стандарт Американской Психологической Ассоциации (2001). Основные требования к оформлению научной статьи. Этапы написания научной статьи. Формы представления данных (таблицы и рисунки). Доказательность (обоснование концепции и результатов). Литературный обзор. Операционализация понятий. Дизайн исследования. Описание метода и процедур. Генеральная совокупность и выборка. Измерительные процедуры. Проблемы анализа данных. Каузальные выводы, в том числе в неэкспериментальных исследованиях и/или при неслучайном извлечении выборок. Проблемы статистического вывода. Статистическая мощность. Использование статистических эффектов. Интервальные оценки параметров. Связность изложения. Критическая оценка количественных статей: основные критерии.

Наши рекомендации