Стефаненко Татьяна Гавриловна

Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с.

ISBN 978-5-7567-0414-3

Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках — от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.

Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.

УДК 159.9 ББК 88.5

ISBN 978-5-7567-0414-3

© ЗАО Издательство«Аспект Пресс», 2007, 2009www.aspectpress.ru

Предисловие к третьему изданию................................................................................... 4

Предисловие к четвертому изданию............................................................................... 4

ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ........................... 5

1.1. Этнический парадокс современности....................................................................... 5

1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире.... 6

1.3. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности........................... 8

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ..... 10

2.1. Этнос как психологическая общность.................................................................... 10

2.2. Культура как психологическое понятие.................................................................. 12

2.3. Что такое этнопсихология?.................................................................................... 14

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ.......................... 19

3.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии............................................ 19

3.2. Изучение психологии народов в Германии и России.............................................. 21

3.3. Психология народов В. Вундта.............................................................................. 23

3.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии........................................................ 24

Рекомендуемая литература.......................................................................................... 25

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ... 26

4.1. Конфигурации культур............................................................................................ 26

4.2. Базовая и модальная личность.............................................................................. 27

4.3. Предмет и задачи психологической антропологии................................................. 29

СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЗНАНИЯ........................................................................... 31

5.1. Эмпирические исследования перцептивных процессов.......................................... 31

5.2. Зрительные иллюзии и культура............................................................................. 33

5.3. Цвет: кодирование и категоризация........................................................................ 35

5.4. Немного о тестах интеллекта.................................................................................. 38

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.................................................................................................................................................. 40

6.1. Релятивизм, абсолютизм, универсализм................................................................ 40

6.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.............. 42

6.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления...................................... 45

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ.............................. 48

7.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия........................................ 48

7.2. Влияние культуры на развитие ребенка.................................................................. 51

7.3. Этнография детства............................................................................................... 54

7.4. Архивные, полевые и экспериментальные исследования социализации................. 57

7.5. Отрочествои «переходвмирвзрослых»................................................................... 61

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.... 65

8.1. Личность и личностные черты: универсальность или специфичность?................... 65

8.2. Национальный характер или ментальность?........................................................... 69

8.3. Пути к разгадке русской души................................................................................ 73

8.4. Проблема нормы и патологии личности................................................................. 79

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 84

9.1. Социальная психология и культурный контекст...................................................... 84

9.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста............................................ 88

9.3. Экспрессивное поведение и культура..................................................................... 92

9.4. Язык пространства и времени................................................................................. 97

9.5. Межкультурные различия в каузальной атрибуции............................................... 100

КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 103

10.1. Регулятивная функция культуры......................................................................... 103

10.2. Индивидуализм и коллективизм.......................................................................... 106

10.3. Изучение ценностей как путь к познанию культуры............................................. 110

10.4. Культурная специфика моделей конфликта........................................................ 114

10.5. Вина и стыд как механизмы социального контроля............................................. 118

10.6. Конформность как регулятор поведения индивида в группе............................... 120

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ.............. 124

11.1. Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические............................. 124

11.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений................................ 126

11.3. Основные компоненты этнической идентичности................................................ 128

11.4. Язык и другие этнодифференцирующие признаки............................................... 130

РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ............ 133

12.1. Этапы становления этнической идентичности..................................................... 133

12.2. Влияние социального контекста на этническую идентичность............................. 138

12.3. Стратегии поддержания этнической идентичности.............................................. 141

12.4. Модели измерения этнической идентичности...................................................... 145

МЕХАНИЗМЫ МЕЖГРУППОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 150

13.1. Этноцентризм как социально-психологическое явление...................................... 150

13.2. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации............................................ 154

13.3. Этнические стереотипы: основные свойства....................................................... 156

13.4. Социальная каузальная атрибуция...................................................................... 160

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ — ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ................................................................................................................................................ 165

14.1. Определение и типы этнических конфликтов...................................................... 165

14.2. Этнические конфликты: как они возникают.......................................................... 168

14.3. Этнические конфликты: как они протекают.......................................................... 172

14.4. Урегулирование этнических конфликтов............................................................. 174

АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ................................................... 179

15.1. Адаптация, аккультурация, приспособление....................................................... 179

15.2. Влияние на процесс адаптации к новой культурной среде: основные факторы.. 182

15.3. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов......................... 186

Литература.................................................................................................................. 189


Двум Галинам Михайловнам — памяти моей Мамы Г. М. Стефаненко и моему Учителю Г. М. Андреевой

Предисловие к третьему изданию

[с. 3]Со времени появления первого (1998) и мало отличающегося от него второго (1999) изданий учебника прошло некоторое время. Но многое изменилось. Мировое развитие этнопсихологии в последние десятилетия напоминает снежный ком, докатившийся на рубеже веков и до России. Именно в последние годы появилось несколько интересных эмпирических исследований отечественных авторов. Кроме того, опубликованы переводы работ ряда известных зарубежных культурантропологов и психологов. Вместе с тем «количество» пока еще не перешло в «качество». Интегрировать множество эмпирических данных и обобщать их в подлинно универсальную этническую психологию предстоит новым поколениям исследователей, в том числе и нынешним студентам.

Все это заставило меня существенно переработать большинство глав учебника и дополнить его новыми разделами: «Влияние культуры на развитие ребенка», «Пути к разгадке русской души», «Язык пространства и времени», «Изучение ценностей как путь к познанию культуры». Подверглись значительному обновлению стержневые для меня разделы, посвященные анализу этнической идентичности, чему способствовала защита мною в промежутке между появлением второго и третьего изданий учебника докторской диссертации по теме «Социальная психология этнической идентичности».

Но, публикуя расширенное издание учебника, я отдаю себе отчет в том, что и оно не может охватить всей этнопсихологической проблематики. Как и прежде, я не стремлюсь к тому, чтобы изложить как можно больше концепций и теорий. Используя интегративный подход к этнопсихологии как к междисциплинарной области знания, я ставлю перед собой более конкретные задачи повышения компетентности студентов в данной области и на этой основе их подготовки к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни. Во-первых, мне хотелось бы, чтобы читатели осознали, что представители других культур и народов в психологическом плане могут очень сильно отличаться от соотечественников, тогда поведение «чужаков» не будет восприниматься ими странным и диким, а ценности и нормы чужой культуры вызывать шок. Во-вторых, чтобы именно это осознание позволило им не только признать, но и принять различия, избавиться от предубеждений и негативных стереотипов, сформировать толерантность к культурам самых разных этнических общностей. И, в-третьих, чтобы знакомство с этнопсихологическими аспектами культуры чужих народов привело их к лучшему пониманию народа, [с. 4]по отношению к которому они осознают свою принадлежность. Можно только присоединиться к мнению Маргарет Мид, отметившей, что «…как путешественник, единожды вышедший из дома, мудрее человека, никогда не переступавшего собственного порога, так и знание об иной культуре должно обострить нашу способность исследовать с большей настойчивостью, оценивать с большей симпатией собственную»[Мид, 1988. С. 95].

В заключение хотела бы выразить сердечную благодарность моим студентам, штудировавшим предыдущие издания учебника и дававшим «обратную связь» на экзаменах, а также многочисленным коллегам, высказавшим одобрение в его адрес. Особая благодарность за сказанные о книге теплые слова И. С. Кону.

Предисловие к четвертому изданию

Когда разошлись два тиража третьего издания учебника (2003, 2004), я посчитала необходимым вновь переработать ряд глав и включить новый раздел «Культурная специфика моделей конфликта», а также значительно дополнить список литературы. Я не могу остановиться в попытках усовершенствовать учебник, поскольку этнопсихология бурно развивается, а процессы глобализации привели к тому, что межкультурное общение стало нормативным элементом современного общества. В этой ситуации все большему числу жителей нашего «маленького», но очень опасного мира требуется знакомство с основами этнопсихологии.

Часть I. ВВЕДЕНИЕ

Глава 1

Наши рекомендации