Практическая психология как гуманитарная наука

Вопросы к практическому психологу

Эти вопросы можно задать самому себе или своим коллегам. В них заключается основное содержание книги.

I

  1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы диагностировать и скорректировать личность?
  2. Связываете ли вы успех в своей работе с усовершенствованием методов психодиагностики и психокоррекции?
  3. Считаете ли вы, что от прогресса в развитии технологии психодиагностики и психокоррекции зависит возможность психологического проникновения во внутренний мир личности?
  4. Думаете ли вы, что психолог должен руководствоваться, в первую очередь, объективными показателями?
  5. Складывается ли у вас цельный образ личности из совокупности объективных показателей?
  6. Какова роль вашего внутреннего опыта и интуиции в постановке диагноза и коррекции личности?

II

  1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь человеку самоактуализироваться?
  2. Относитесь ли вы к своему клиенту как к равноправному собеседнику?
  3. Разделяете ли вы принцип "безусловного принятия" собеседника?
  4. Способны ли вы к такому принятию любого человека (в том числе лжеца, негодяя, преступника и т.п.)?
  5. Высказываете ли вы в общении с клиентами свои нравственные оценки их поступков?
  6. Разделяете ли вы идею "относительности" добра и зла?
  7. Считаете ли вы, что все возможности человека должны актуализироваться?
  8. Не вступает ли ваш клиент в панибратские отношения с вами?
  9. Сопереживаете ли вы всему тому, что выслушиваете?
  10. Испытываете ли вы чувство усталости и душевного истощения в общении с клиентами?
  11. Говорит ли ваш опыт о возможности вполне понять человека путем вчувствования в его внутренний мир?
  12. Забываете ли вы себя в общении с собеседником?
  13. Знакомо ли вам чувство открытия за внешним обликом человека совсем иного Лица: Лика, очищенного от всего случайного и затемняющего эстетически целостный образ?
  14. Если "да", проявляется ли это Лицо в процессе вашего общения с человеком?
  15. Отвечают ли вашему уму и сердцу понятия наличное "Я" и духовное "Я"?

III

  1. Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь пробуждению в человеке его "духовного Я"?
  2. Различаете ли вы во внутренней речи собеседника голоса наличного "Я" и духовного "Я"?
  3. Если "да", поддерживаете ли в общении голос духовного "Я" собеседника?
  4. Помогаете ли вы человеку, находящемуся в конфликте со своим духовным "Я", осознать этот конфликт?
  5. Стараетесь ли вы поддержать голос совести человека, если его душевный дискомфорт связан с нравственным нарушением?
  6. Высказываете ли вы свою нравственную оценку поступков собеседника?
  7. Если "да", какими критериями вы руководствуетесь?
  8. В ситуации такой нравственной оценки не нарушается ли ваш контакт с собеседником?
  9. Не распространяется ли оценка поступков человека на ваше отношение к его личности?
  10. Не является ли такого рода оценивание "навязыванием" человеку вашей точки зрения?
  11. Часто ли вы слышите от консультируемых радостный возглас: "Я и сам так чувствую (думаю и т.п.)"?
  12. Различаете ли вы "моральный" и "нравственный" уровни оценивания поступков?
  13. Сохраняете ли вы свою позицию в диалоге?
  14. При осознании собеседником нравственной альтернативы не мешаете ли вы его свободе выбора?
  15. Испытываете ли вы чувство сопереживания собеседнику?
  16. Если "да", относится ли оно преимущественно к наличному "Я" или к духовному "Я" собеседника?
  17. Сопереживая состояниям наличного "Я" человека, не "увязаете" ли вы в них?
  18. Способны ли вы "отстраиваться" от негативных душевных состояний собеседника, смотреть на них "со стороны"?
  19. В ситуациях эмоциональных "взрывов" протеста, недовольства, обвинений со стороны консультируемого удается ли вам сохранить душевное спокойствие и расположение к нему?
  20. Если вам удается сохранить позицию объективности и беспристрастности, не нарушает ли это ваш контакт с консультируемым?
  21. Не вырабатываются ли у вас определенные стереотипы в работе, "классификации" случаев, готовые фразы и афоризмы?
  22. Предпочитаете ли вы творческий процесс, "экспромт" проторенным путям?
  23. Стремитесь ли вы подвести собеседника к найденному вами решению его проблемы?
  24. Является ли для вас процесс консультирования драмой с неизвестной развязкой?
  25. Часто ли ваши собеседники приходят к разрешению жизненных проблем самостоятельно?
  26. Часто ли такие самостоятельные решения бывают неожиданными для вас?
  27. Возникает ли у вас чувство превосходства над своими собеседниками?
  28. Обогащает ли вас духовно общение с вашими собеседниками?
  29. Меняется ли характер и стиль вашей речи от одного собеседника к другому?
  30. Если "да", являются ли эти изменения преднамеренными или спонтанными?
  31. Находите ли вы контакт с людьми различных мировоззрений и религиозных исповеданий?
  32. Не возникает ли у вас соблазн скорее "продвинуть" собеседника в духовном плане, "просветить" его?
  33. Внимательны ли вы к конкретному "запросу" консультируемого, пусть самому незначительному с вашей точки зрения?
  34. Возникают ли у вас личностные взаимоотношения с консультируемым (симпатии, привязанности, дружбы и т.д.)?
  35. Характерны ли для вашей деятельности проблемы "переноса"?
  36. Если "да", как вы разрешаете эти проблемы?
  37. Что более характерно для вас: эмоциональный контакт с собеседником или контакт в плане сознания и сотворчества?
  38. Испытываете ли вы в процессе общения с консультируемым творческий подъем, воодушевление?
  39. В конце рабочего дня (сеанса) вы чувствуете усталость или бодрость?
  40. Уверены ли вы в том, что нашли свое призвание в работе практического психолога?1

Каждую из трех частей этого опросника можно условно обозначить так: I - "технологизм"; II - "гуманистическая ориентация"; III - "диалогическая ориентация". Основная часть вопросов каждой группы, переведенная в утвердительную форму, выражает характерные черты данной ориентации. Но несколько вопросов I и II групп носят переходный характер, открывающий возможность осознания проблем, неразрешимых в рамках данной ориентации и требующих перехода к иным принципам. "Ключом" к развертыванию диалога по этим проблемам и является эта книга.

Последняя, наиболее развернутая группа вопросов носит откровенно "наводящий" характер. По существу это вопросительная форма выражения основных принципов диалогического общения. Психологическое консультирование выступает здесь в роли наипростейшей составляющей различных областей практической психологии.

Этот вопросник служит введением в диалог, он - не диагностический, а диалогический, поэтому вопросник принципиально не формализуется. Вопросы можно варьировать, число умножать или сокращать в зависимости от условий и целей, для которых он используется.

Способы использования вопросника также можно варьировать. Допустимо задавать вопросы устно, чтобы видеть реакции собеседника. Письменное заполнение вопросника иногда предваряет беседу консультанта, уже ознакомившегося с ответами. Разрешается усложнять вопросник, вводя показатели степени утвердительных и отрицательных ответов (от "безусловно нет" до "безусловно да"). Кроме того, можно ввести два ряда ответов: "желаемое" и "действительное" и т.д.

Одна из задач диалогического вопросника - подготовка практического психолога "проблемно-диалогическим" методом как для индивидуальной работы, так и для групповой. Оптимальная цель такой подготовки - передача опыта диалогического общения в практике диалога.

Можно ответить на эти вопросы до и после прочтения книги, а потом еще через некоторое время. Сравнение ответов покажет, есть ли продвижение в диалоге.

Культура есть среда, растящая и питающая личность;
но если личность в этой среде голодает и задыхается,
то не свидетельствует ли такое положение вещей о
каком-то коренном "не так" культурной жизни?
П. А. Флоренский

Наши рекомендации