Теория психологических типов

В основе данной методики лежит представление о «психо­логическом типе», которое было впервые сформулировано Кар­лом Юнгом54. Данная концепция в дальнейшем получила разви­тие в трудах последователей К. Юнга и в настоящее время широко используется в области психодиагностики.

Как известно, К. Юнг утверждал, что каждый человек изна­чально ориентирован на восприятие либо внешних (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъек­та) сторон жизни.

Такие способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром он назвал установками человеческой психики и опреде­лил их как экстраверсию и интроверсию.

52 Bridges W. The Character of Organizations. Using Jungian Type in Organizational Development. New York, 1992.

53 Myers. I. B. The Myers—Briggs Type Indicator: Manual. Princeton, 1962.

54 ЮнгК. Г. Психологические типы. М., 1996.

Кроме того, им были выделены четыре базовые психичес­кие функции, при помощи которых строится взаимодействие человека с миром: мышление, чувство, интуиция, ощущение. Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира.

Однако эти функции развиваются не в одинаковой степе­ни. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реаль­ные средства для достижения социального успеха. Другие функ­ции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае нельзя рассматривать как патологию, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей.

Под влиянием доминирующей функции складывается индивидуальный психологический тип.

ОЩУЩЕНИЕ - это функция наших органов чувств. «Ощуще­ние говорит мне, что нечто есть: оно не говорит мне, чтоесть это нечто, оно вообще не говорит мне ничего об этом нечто, кроме как то, что оно есть»55. Ощущение, таким образом, охва­тывает все, что человек осознает относительно внешних фак­торов, данных ему через функцию органов чувств.

МЫШЛЕНИЕв своей простейшей форме сообщает нам о том, что есть данная вещь. Оно дает имя вещи, прилагает понятие, поскольку мышление означает восприятие и суждение66.

Благодаря тональности чувства мы узнаем о ценности вещи. Оно показывает нам, что эта вещь для нас стоит.

Таким образом, ощущение говорит нам о том, что вещь есть; мышление — о том, что это за вещь, чувство — о том, какова ценность этой вещи для нас. Чего тут недостает?

Можно было бы подумать, писал К. Г. Юнг, что для создания целостной картины мира достаточно знать о том, что нечто есть, о том, что есть это нечто, и о том, чего оно стоит.

Однако существует еще одна категория — время. Вещи имеют прошлое и будущее. Они откуда-то приходят и куда-то уходят, и вы не знаете, откуда и куда они идут, но у вас есть то, что называется чутьем. Так, например, вы не знаете, какова будет цена данных акций через некоторое время, но вы чув­ствуете, что она возрастет. Это называется интуицией57.

55 Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика Киев, 1995. С. 8-9.

56 Там же. С. 9.

ИНТУИЦИЯ— это функция, с помощью которой можно видеть то, что происходит «за углом», что попросту невозможно; но кто-то как будто это делает за вас, и вы ему доверяете53.

Как пишет Карл Юнг, если жить обычной жизнью в своих че­тырех стенах, делать рутинную повседневную работу, то интуиция может и не понадобиться. Но, оказавшись на бирже или, скажем, где-нибудь в Центральной Африке, вы, наряду со всем другим, вынуждены полагаться на свое чутье. Вы, конечно же, будете не в силах точно рассчитать, кто вас там поджидает в зарослях, кто есть там «за углом», — тигр или носорог, — однако у вас возника­ет предчувствие, которое, быть может, спасет вам жизнь.

Обычно психологические функции контролируются волей, по крайней мере, нам хотелось бы, чтоб это было так, поскольку нас страшит все, что совершается произвольно. Если функции под контролем, их можно подавлять, подвергать отбору, усили­вать, исходя из своих намерений.

Однако порой они все же выходят из-под контроля — дума­ют за нас, чувствуют за нас, — да так, что чаще всего мы ничего не можем с этим поделать. Или же они вообще действуют на бессознательном уровне, а вы и не подозреваете, что они там натворили, хотя не исключено, что когда-нибудь вы еще столк­нетесь с плодами этих бессознательных переживаний.

Все эти четыре психологические функции альтернативны. Так, когда мышление является высшей или доминирующей функцией, чувство неизбежно играет подчиненную роль. Схе­матически это можно изобразить на рис. 3.1.

В центре находится эго (Э) с присущей ему энергией, это энергия воли. В случае мыслительного типа воля может быть направлена в сторону мышления (М). Подчиненная функция — чувство (Ч) находится под ним. Это связано с тем, что, думая, мы исключаем всякие чувства, и наоборот— чувства исключа­ют мышление. Если вы думаете, забудьте о чувствах, ибо боль­ше всего мышление страдает от чувств.

И наоборот, те, кто руководствуется чувствами, пренебрега­ют разумными доводами, что вполне понятно, ибо эти функции противоречат друг другу. Люди с развитым сознанием предпочи­тают думать, они приспосабливаются к реальности посредством мыслей.

57 Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995. С. 10.

58 Там же. С. 11

 
  теория психологических типов - student2.ru

Другие — те, у кого лучше развита функция чувств, — весь­ма общительны и ценностно-ориентированы; они— подлинные артисты, создающие специфический чувственный настрой и в нем живущие.

То же самое происходит с парой ощущение (О) — интуиция (И).Каково их взаимодействие? Невозможно воспринимать физические факты и одновременно «заглядывать за угол». Ча­сто, наблюдая за выражением лица и глазами человека, можно определить, к какому из этих двух типов принадлежит человек. В момент действия функции ощущения зрачки глаз сужены, взгляд сосредоточен на определенной точке.

У человека интуитивного типа взгляд скользит по поверх­ности вещей, ни на чем не сосредоточиваясь, подобно лучам, чтобы охватить все вокруг в его полноте, и среди множества воспринимаемых вещей, где-то на периферии своего поля зре­ния, человек замечает нечто; это и есть чутье.

Человек интуитивного склада обычно пренебрегает деталя­ми, пытается охватить ситуацию целиком, и тогда что-то неожи­данно обнаруживает для себя, вырываясь из этой целостности,

Человек сенсорного типа воспринимает факты такими, ка­кие они есть. Но тогда уже не до интуиции! Хотя бы потому, что невозможно делать два дела одновременно. Действие одной функции исключает действие другой.

Благодаря этой простой схеме можно многое сказать о структуре сознания конкретного человека. Если, например, его мышление высокодифференцированно, то чувства обязатель­но будут недифференцированными. Не означает ли это, что у людей такого типа вообще нет чувств? Напротив, их чувства очень сильны; эти люди буквально переполнены эмоциями.

У человека с доминантой функции чувств все наоборот. В нормальном состоянии он не позволяет мыслям нарушать свой покой, но в случае каких-либо нарушений его начинают преследовать мысли; какая-то мысль становится навязчивой, и порой от нее уже невозможно избавиться.

Люди интуитивного склада всегда не в ладу с реальностью: реальные жизненные возможности всегда проходят мимо них. По словам К. Юнга, это люди, которые, едва засеяв одно поле и не дождавшись урожая, уже спешат засеивать другое. Они все время пашут и пашут и никак не могут остановиться, — на горизонте все время появляются новые возможности, ни одна из которых в конечном счете не реализуется59.

Напротив, сенсорный тип пребывает в согласии с вещами, он всегда остается в пределах налично данного. Для него ис­тинны лишь реальные вещи. Утрата ощущения реальности ввер­гает его в уныние, ему жизненно необходимо ощущение окру­жающих его четырех стен60.

Все эти четыре психические функции существуют в двух уста­новках— ориентациях на объективный (экстраверсия) или субъек­тивный фактор (интроверсия). В результате были выделены и описаны восемь основных психологических типов личности:

1)экстравертированный мыслительный тип;

2) интровертированный мыслительный тип;

3) экстравертированный ощущающий тип;

4) интровертированный ощущающий тип;

5) экстравертированный чувствующий тип;

6) интровертированный чувствующий тип;

7) экстравертированный интуитивный тип;

8) интровертированный интуитивный тип.

59 Юнг К, Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995. С. 15.

60Тамже. С. 16.

Наибольший вклад в развитие типологии К. Юнга был вне­сен И. Майерс и К. Бриггс, которые ввели четвертую шкалу оценки -отношение человека к неопределенности: оценка (ре­шение) или восприятие (созерцание) (в разных переводах ис­пользуются разные термины).

Юнговские установки и функции в данной типологии встро­ены в единую систему независимых признаков.

Таким обра­зом, получились четыре пары признаков, обозначенных латин­скими буквами:

1)Экстравертный (Extraverted) — Интровертный (Introverted);

2)Мыслительный (Thinking) — Чувствующий (Feeling);

3)Интуитивный (Intuitive)— Ощущающий (Sensing);

4)Оценивающий, или Рациональный (Judging) — Воспринимающий, или Иррациональный (Perceiving).

Попарное сочетание функций приводит к удвоению коли­чества типов по сравнению с юнговской типологией. В резуль­тате типология была расширена с восьми юнговских типов до шестнадцати. В качестве названия каждому типу личности был присвоен четырехбуквенный код.

Код состоит из обозначений признаков, доминирующих у типа. Если, например, у типа сильны признаки: экстраверсия (Е), ощущение (S), чувство (F), иррациональность (Р), то он называется ESFP, в то время как тип с выраженными признака­ми: интроверсия (I), интуиция (N), мышление (Т), рациональ­ность (J) называется INTJ.

Наши рекомендации