Укажите роль хронологической перестановки.

Задание 2 (за каждый правильный ответ по 2 балла).

Назовите персонажей, которые выступают с при­ведёнными ниже обращениями. Укажите название художественного произведения и его автора. 1.

Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?

Ответ. Обращение Ярославны к солнцу. «Слово о полку Игореве». Автор неизвестен.

2. Прощай, мой товарищ,

мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня <...>

Ответ. Обращение князя Олега к своему коню. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

3.

«Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чуж­бине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, <...> Нет, так любить никто не может!»

Ответ. Обращение Тараса Бульбы к запорожским казакам. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

4.

Я вам жить завещаю –

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья,- счастье свое, -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Ответ. Обращение погибшего безымянного сол­дата к живым. А. Т. Твардовский «Я убит подо Рже­вом...».

Задание 3 (0 - 8 баллов).

Перечислите «говорящие фамилии» в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Раскройте их значение. Укажите функции, которые выполняют эти «говоря­щие фамилии» в рассказе. Ответ.

Очумелов, Хрюкин, Жигалов (за каждый пра­вильный ответ по 1 баллу).

Очумелов - полицейский надзиратель, главное действующее лицо. Это человек, который ловко при­спосабливается к ситуации. Его фамилия Очумелов происходи от слов: чумной, очумелый, т. е. шаль­ной, дурной, непредсказуемый в своих действиях человек.

Хрюкин - «золотых дел мастер». Внешний вид и поступки этого человека унижают человеческое достоинство. Он полупьян, хватает собаку за задние ноги, прижигает «цигаркой для смеха» морду соба­чонке, т. е. ведёт себя и выглядит по-свински.

Жигалов - генерал. Эта фамилия произошла от слов жигало, жигарь, жигун, т. е. тот, кто «поджи­гает» других, является зачинщиком. (За каждый правильный ответ по 1 баллу).

«Говорящие фамилии» являются средством ха­рактеристики персонажей, выбраны с целью созда­ния комического эффекта (за правильный ответ 2 балла).

Задание 4 (0 - 8 баллов). Прочитайте русскоязычные переводы стихотво­рения Г. Гейне «Ein Fichtenbaum»:

Ein Fichtenbaum

Ein Fichtenbaum steht einsam

In\m Norden auf kahler Hoh!

Ihn schlafert, mit weisser Decke

Umhullenn ihn eis und Schnee «…»

Ель

Ель стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лёд и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

Подстрочный перевод

С чужой стороны (из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале,

Кедр одинокий, подъемлясь, белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

и сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму снится ему,

Что в краю отдалённом востока

Под мирной лазурью, на светлом холму

Стоит и цветёт одиноко.

Ф.И.Тютчев Сосна

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой –

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

М. Ю. Лермонтов

Ответьте на вопросы:

1.Можно ли считать стихотворение Лермонтова самостоятельным, оригинальным произведением? Почему? (Выполняя это задание, учтите, что слово Fichtenbaum, обозначающее в немецком языке ель, пихта, употребляется только в мужском роде).

2.Назовите известного русского художника, ко­торый создал по мотивам стихотворения одноимен­ную картину.

Ответ.

Перевод М. Ю. Лермонтова можно считать само­стоятельным, оригинальным произведением, т. к. поэт говорит не просто о разлуке влюблённых, как у Гейне, а об одиночестве в более широком, об­щечеловеческом значении (правильный ответ - 2 балла, аргументация - 4 балла).

Русский художник И. И. Шишкин по мотивам сти­хотворения написал картину «На севере диком...» (правильный ответ - 2 балла).

Задание 5 (0 - 8 баллов).

Определите художественные изобразительно- выразительные средства языка, выделенные курсивом во фрагментах:

1.

Они сошлись: волна н камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой

(А. С. Пушкин)

Ответ. Антитеза.

2.

Засвистел тут Соловей по-соловьиному,

Закричал, собака, по-звериному,

Зашипел, проклятый, по-змеиному,

Так все травушки-муравушки уплеталися,

Все лазоревы цветочки осыпалися,

А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.

(Былина)

Ответ. Гипербола

3.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят_

(Ф. И. Тютчев)

Ответ. Метафора (олицетворение).

4.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

(М. Ю. Лермонтов)

Ответ. Эпитет. За каждый правильный ответ по 2 балла.

Задание 6 (0 - 8 баллов).

Назовите картину, созданную в творческом союзе вух известных русских художников (мариниста и стера портретной живописи), на которой запе- атлена фигура Пушкина среди бушующей стихии, кажите художников.

Назовите стихотворение А. С. Пушкина, иллюст- щией к которому может служить данная картина, какими событиями в жизни Пушкина связано на- сание этого стихотворения?

Ответ.

Картина «Прощание Пушкина с морем» (правильный ответ-2 балла).

И. К. Айвазовский и И. Е. Репин (правильный ответ балла).

Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (правильный ответ - 2 балла).

Прощание с морем связано с отъездом Пушкина Одессы, где он прожил год, в новую ссылку - в хайловское (правильный ответ-2 балла)

За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки снимается до 3 баллов. всего за работу -0-60 баллов.

Класс

Задание 1 (0 - 20 баллов).

Дочитайте фрагмент.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете минской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и по­койны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо за­ключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешень пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листь­ями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный вет­реник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, це­лует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит; все дивно, все торжественно. А на душе и не­объятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба...»

Гоголь Н. В. «Майская ночь, или Утопленница» (из сб. «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Выполните связный анализ фрагмента, обращая внимание на следующее

1.Какое настроение передано в описании украин­ской ночи?

2.Каким предстает художественное простран­ство?

3.Какие природные стихии задействованы в изоб­ражении украинской ночи?

4.Назовите языковые изобразительно-выразительные средства, используемые автором (приве­дите по 2-3 примера на каждое средство, раскройте их роль).

5.Найдите в этом прозаическом фрагменте от­дельные строки, организованные как стихотворные.

6.Назовите известные вам произведения Н. В. Го­голя, в которых передан украинский колорит.

Ответ:

В описании украинской ночи из повести Н. В. Го­голя «Майская ночь, или Утопленница», вошедшей в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», пере­дано настроение очарования, восторга и восхище­ния, что особо подчеркивают фигуры речи - рито­рический вопрос (не требующий ответа) и риторическое восклицание: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!». Дважды повторяющееся восклицание «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» усиливает это настроение.

Интересно, что художественное пространство предстает бескрайним и бесконечным, о чем свиде­тельствует эпитет «необъятный», олицетворение «небесный свод раздался, раздвинулся еще не­объятнее».

В изображении очарования украинской ночи уча­ствуют все природные стихии: земля («Земля вся в серебряном свете»), воздух («чудный воздух <...> полон неги»), вода («пруды»), огонь («горит»). Они слиты в гармонии земной и небесной сфер. В соз­дании картины украинской ночи значимыми стано­вятся и запахи («океан благоуханий»), и звуки (песня соловья).

Основными изобразительно-выразительными средствами, поэтизирующими очарование украин­ской ночи, выступают олицетворения (метафоры): месяц «глядит» и «заслушался» соловья, небесный свод «дышит», «ночной ветер, подкравшись мгно­венно, целует» черемухи и черешни, которые «пуг­ливо протянули свои корни <...> и изредка лепечут листьями», «ландшафт спит», «вверху все дышит», «все ожило». Благодаря этому украинская ночь, природа предстают одухотворенными, живыми, волшебными.

Сравнение «будто сердясь и негодуя» в изобра­жении реакции девственных черемух и черешен на поцелуй подкравшегося «ветреника - ночного ветра» усиливает впечатление одухотворенности природы, полной динамики и чистоты.

Таинственность и божественность украинской ночи подчеркивают повторяющиеся эпитеты «се­ребряный», «божественная», «очаровательная», а также эпитеты «прекрасный», «девственные», «ве­личественный», «вдохновенно». В природе «все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно». Гиперболизированная метафора «гром украинского соловья» подчеркивает всецело овла­девшее душой повествователя чувство восторга и восхищения.

Поэтизации создающегося впечатления способ­ствуют также встречающиеся в описании украинской ночи строки образованные, как стихотворные:

«Знаете ли вы украинскую ночь?»(ύu|uu|ύu|ύu|uu|ύ-хореическая);

«О, вы не знаете украинской ночи!» (uύ|uύ|uu|uύ|uu|ύu- ямбическая) ;

«Божественная ночь! Очаровательная ночь!». (uύ|uu|uύ||uu|uύ|uu|uύ-ямбические)

Завершая анализ, отметим, что украинский колоритпередан Н. В. Гоголем в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда (кроме « Майской ночи»), вошли также повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и др.

Критерии оценивания:

1. Указание настроения (1 балл) и способов его передачи (1 балл). Итого: 2 балла.

2. Определение художественного пространства – 1 балл;

3. Выявление природных стихий (1 балл),указание на их слияние, гармонию земных и небесных сфер (1 балл). Итого : 2 балла.

4. выделение и анализ изобразительно-выразительных средств:

- не менее 2-3-х эпитетов – 1 балл; раскрытие их функций – 1 балл. Итого:2 балла

- не менее 2-3-х олицетворений/метафор – 1 балл. Итого 2 балла

-сравнение и его роль – 1 балл

-гипербола/гиперболизация метафора и ее роль – 1 балл

-указание на повторы – 1 балл

5. Обнаружение прозаических строк, организованных как стихотворные (0-2 балла), указание на их метрическую структуру (0-2 балла). Итого: максимальное количество баллов - 4.

6. Названия произведений оголя, где передан украинский колорит (0-2 балла).

7. Связность высказывания - 2 балла.

Итого: максимальное количество баллов за анализ - 20.

Задание 2 (0 - 4 балла).

Прочитайте поэтический фрагмент:

<...>

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой-Церковью сияет

И пышных гетманов сады

И старый замок озаряет.

И тихо, тихо все кругом <...>

(Из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»)

Укажите стихотворный размер.

Ответ.

uύ|uύ|uu|uύ|

uύ|uύ|uύ|uύ

uύ|uύ|uu|uύ

uύ|uύ|uύ|uύ|u

uύ|uu|uύ|uύ

uύ|uύ|uu|uύ

uύ|uύ|uu|uύ|u

uύ|uύ|uu|uύ

uύ|uύ|uu|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uύ

Четырехстопный ямб.

Задание 3.

Прочитайте литературный портрет персонажа и укажите, кому он принадлежит (герой, автор, про­изведение):

1.

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет –

<. ..>

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

<. ..>

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

Ответ: Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина.

2. «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение <...> пыльный бархатный сюртучок его, застегну­тый только на две нижние пуговицы, позволял раз­глядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его ма­ленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его блед­ных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - вер­ный признак некоторой скрытности характера <...> положение всего его тела изобразило какую-то нер­вическую слабость<...> В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую неж­ность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благо­родный лоб, на котором, только по долгом наблю­дении, можно было заметить следы морщин, пере­секавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. <...> о глазах я должен сказать <...> Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у не­которых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти <...> ослепитель­ный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь рав­нодушно спокоен <...>».

Ответ: портрет Печорина, роман М. Ю. Лермон­това «Герой нашего времени».

3.«<...> нельзя сказать чтобы очень замечатель­ный, низенького роста, несколько рябоват, не­сколько рыжеват, несколько даже на вид подслепо­ват, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! Виноват петер­бургский климат <.. .> если уж слишком была невы­носима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое пре­клоняющее на жалость <...> в переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некото­рые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, ко­торую выводило перо его <...> вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета <...>. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе ар­бузные и дынные корки и тому подобный вздор. Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице <.. .>».

Ответ: Акакий Акакиевич Башмачкин, повесть Н. В. Гоголя «Шинель».

4.«Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше сред­него, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глу­бокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окру­жающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей при­вычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб <...> Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выхо­дить в таких лохмотьях на улицу. <...> Но столько злобного презрения уже накопилось в душе моло­дого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего со­вестился своих лохмотьев на улице. <...> молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым бе­зобразнейшим углом заломившаяся на сторону».

Ответ: портрет Родиона Раскольникова, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

За каждый правильный ответ по 2 балла.

На основе анализа 4-го фрагмента укажите функции, которые выполняет портрет персонажа (0-2 балла).

Ответ:

Во-первых, портрет характеризует социальный статус персонажа, подчеркивая бедность Расколь­никова: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выхо­дить в таких лохмотьях на улицу». Об этом же сви­детельствует деталь «шляпа изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым бе­зобразнейшим углои заломившаяся на сторону» (1 балл).

Во-вторых, портрет выполняет психологическую функцию, демонстрируя психологическое состоя­ние Раскольникова, отражая его напряженное внут­реннее состояние, поглощенность своей идеей «Наполеона» и «крови по совести». «Чувство глубо­чайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чер­тах молодого человека <...> скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего <...> Изредка только бормотал он что-то про себя <...ьВ эту же минуту он и сам со

знавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб <...> молодой человек вдруг остано­вился и судорожно схватился за свою шляпу» (1 балл).

Итоговое максимальное количество баллов за от­веты на 3-е задание -10 баллов.

Задание 4.

Расположите главы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в хронологической после­довательности.

Бэла

Максим Максимыч

Предисловие к «Журналу Печорина»

Тамань

Княжна Мери

Фаталист

Укажите роль хронологической перестановки.

Ответ:

Хронологическая последовательность:

1.Тамань

2.Княжна Мери

3.Фаталист

4.Бэла

5.Максим Максимыч

6.Предисловие к «Журналу Печорина».

Правильный ответ - 3 балла.

Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина - героя своего вре­мени. В повести «Бэла» Печорин показан глазами Максима Максимыча, штабс-капитана, доброго и простого человека. Описываются поступки Печо­рина, но не указано, чем они мотивированы. Печо­рин остается загадкой не только для читателя, но и для рассказчика. Максим Максимыч замечает только, что Григорий Александрович - человек «с большими странностями».

Затем в повести «Максим Максимыч» Печорин дается в восприятии проезжего офицера, который по статусу, уровню образования, складу ума ближе Печорину, нежели Максим Максимыч. Рассказчик внимательно всматривается во внешность Печо­рина, пытаясь за ней увидеть его внутренний мир. Так, походка, по мнению офицера, свидетельство­вала о скрытности Печорина, глаза - о противо­речивости характера: «они не смеялись, когда он смеялся». Это, предполагает рассказчик, признак «или злого права, или глубокой постоянной грусти», но пока не может подтвердить ни одно из своих предположений.

Углубление в психологию героя, его самораскры­тие происходит в «Журнале Печорина» (три по­следние повести: «Тамань», «Княжна Мери», «Фа­талист»), Печорин рассказывает о себе, создавая путевые заметки, записи в дневнике. Его исповедь обращена к самому себе, вызвана потребностью проанализировать свои желания, поступки, на­строения. Форма дневниковых записей, обращен­ных к самому себе (в отличие даже от письма, об­ращенного к другому) - наиболее ёмкая форма самораскрытия. Здесь мы видим Печорина изнутри, как человека искреннего, который «так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Таким образом, композиция романа строится по принципу углубления в психологию, внутренний мир «героя нашего времени».

(Правильный ответ- 3 балла).

Итоговое максимальное количество баллов за от­веты на 4-е задание - 6 баллов.

Задание и ответ 5.

Определите художественные изобразительно- выразительные средства языка, выделенные курсивом во фрагментах:

1. Я царь - я раб - я червь - я бог!(Г. Р. Державин)- антитеза (противопоставление).

2.Я помню чудное мгновенье! (А. С. Пушкин) - эпитет.

3.<...> и мечты

О прежнем счастье цепью длинной

Как будто за звездой звезда,

Пред ним катилися тогда (М. Ю. Лермонтов) - метафора.

4.Шаровары, шириной в Черное море(Н. В. Го­голь)- гипербола.

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает <. . .>

Так грустно тлится жизнь моя... (Ф. И. Тютчев) - сравнение.

6.Эти бедные селенья,

эта скудная природа.. .(Ф. Тютчев) - эпитеты.

7.Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной! (А. А. Фет) - эпи­теты.

8.В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть (С. А. Есенин) - метафора.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Итоговое максимальное количество баллов за от­веты на 5-е задание - 8 баллов.

Задание 6 (0 - 6 баллов).

К творчеству А. С. Пушкина этот великий русский композитор обращался в течение всей жизни. На стихи поэта он писал оперы, романсы, хоры, к неко­торым пьесам его фортепианного цикла «Времена года» звучат в качестве эпиграфов пушкинские строки.

Назовите этого композитора. Укажите музыкаль­ные произведения, созданные им по мотивам про­изведений А. С. Пушкина.

Назовите связанный с творческой судьбой этих деятелей русской культуры город в Украине, где действует посвященный им музей.

Ответ: композитор - П. И. Чайковский (1 балл).

Произведения:

- оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа;

- романсы «Соловей», «Песнь Земфиры (по поэме «Цыганы»)»;

-хор «Вакхическая песня»;

- музыка для оркестра к сцене «Ночь. Сад. Фон­тан» (к трагедии «Борис Годунов»).

По 2 балла за каждое произведение, но не более 4-х баллов в целом.

Город в Украине - Каменка (1 балл).

Итоговое максимальное количество баллов за от­веты на 6-е задание - В баллов.

Максимальная сумма баллов за ответы на зада­ния 1 -6 по русской литературе - 60 баллов.

За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки с общей суммы снимается до 3 баллов.

11 КЛАСС

Задание 1 (0 - 20 баллов).

Прочитайте фрагмент:

«Впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. Сличение их не может не вызвать изумления. Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй - что человек был росту громадного, ко­ронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было.

Приходится признать, что ни одна из этих сводок никуда не годится.

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с пра­вой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец».

Сделайте связный анализ портрета, обращая вни­мание на выделенные детали и раскрывая следую­щие вопросы:

1. Назовите имя персонажа, автора и произведе­ние.

2. Выскажите предположение, почему облик этого персонажа видится разным (маленький - громад­ный - не маленький, не громадный, а просто высо­кий и т. д.).

3. Раскройте, каким образом выделенные детали портрета соотносимы с сущностью персонажа.

4. Укажите, как в дальнейшем уточняется и изме­няется внешность этого персонажа в произведении. Аргументируйте эти изменения в связи с проявле­нием его сущности.

5. Перечислите известные вам классические про­изведения мировой литературы, где встречаются персонажи подобного рода и назовите их (не менее 2-х).

Примерный ответ: В данном фрагменте представ­лено первое описание внешности Воланда в начале романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (сцена появления на Патриарших прудах). Не слу­чайно Воланд видится одним - маленького роста, другим - громадного и т. п. Разное восприятие под­черкивает многоликость данного персонажа, так как зло может принимать разные обличья (подобно этому Воланд в романе по-разному представляется и объясняет цель своего визита в Москву). И хотя истинные намерения и сущность Воланда при его первом появлении еще сокрыты, неясны, что под­черкивается символикой серого цвета (серый ко­стюм, серый берет, серые туфли), все же связь этого персонажа с потусторонним демоническим миром прослеживается в деталях портрета.

Во-первых, это трижды встречающееся упомина­ние о его гипотетической хромоте, - явной примете нечистой силы (кстати, отчетливо хромота Воланда проявляется в момент его торжественного появле­ния на сатанинском балу в полночь).

Во-вторых, в описании внешности отчетливо под­черкиваются такие детали, как золото, платина - драгоценные металлы, которые выступают свое­образным атрибутом Воланда (вспомним в романе также золотые часы, портсигар, шпагу самого Во­ланда, подковку, которую он дарит Маргарите, и т. д.). Золото - традиционный предмет искушения человеческого рода (вспомним, Аннушка, подо­бравшая подковку, не хочет признаваться в своей находке).

В-третьих, во всем портрете последовательно проводится линия «кривизны», «асимметрии»: с левой стороны платиновые коронки, с правой - зо­лотые; берет лихо заломлен на ухо; брови одна выше другой; рот кривой; один глаз черный, другой - зеленый. В традиционном народном представле­нии «кривизна», разного цвета глаза - признак не­чистой силы. К тому же, деталь портрета «кривой рот» придает лицу выражение брезгливости, недо­вольства, злой иронии, а также может символизи­ровать неискренность, ложь - «кривду», которая часто звучит из уст персонажа, например, о цели ви­зита в Москву. Берлиозу и Бездомному Воланд представляется профессором и говорит, что прибыл для изучения рукописи чернокнижника. Сотрудни­кам Варьете и управдому Босому Воланд объясняет цель своего посещения Москвы намерением высту­пить с сеансом черной магии. Буфетчику Сокову го­ворит, что просто хотел повидать москвичей в массе, а Маргарите цель пребывания объясняется проведением весеннего бала полнолуния. Харак­терно, что одно из устойчивых прозвищ дьявола - «отец лжи», «лукавый». В изображении духа зла «кривизна» подчеркивается и в сцене перед балом, и в сцене его прощания с Москвой. Хромота и кри­визна присущи и окружению мессира (Азазелло - «прихрамывающий иностранец с кривым глазом»).

В-четвертых, нельзя не заметить, что в первом же описании внешности персонажа серый цвет сме­няется черным: брюнет, правый глаз черный, брови черные. Вспомним, что в одном из своих перенос­ных употреблений значение слова «черный» обо­значает «нечистый, дьявол, черт».

Любопытна и такая деталь, как трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Эта деталь - явная «перекличка» с Мефистофелем из «Фауста» Гете: именно в облике черного пуделя Мефистофель проникает к Фаусту.

В дальнейшем облик Воланда («князя тьмы») будет «темнеть». После первых жертв (смерти Бер­лиоза и «сумасшествия» Бездомного) Воланд по­является одетым во все «черное и в черном берете». В театре Варьете на сеансе черной магии Воланд одет не только во все черное, но и предстает в чер­ной полумаске, что делает его облик еще «темнее». Когда жертвами князя тьмы станут многие жители Москвы, на нем появляется «черное белье» и уже оба глаза - черные. После причащения кровью пре­дателя Майгеля на Воланде оказывается «черная хламида». В финальной сцене полета «черный всадник на черном коне» превращается в «глыбу мрака».

Одежда Воланда от сцены к сцене будет удли­няться: чем больше перечень жертв, тем длиннее одежда-«повелителя теней». От обычной длины костюма при появлении на Патриарших прудах, до «невиданного по длине фрака» в сцене Варьете, после свершения суда над Берлиозом, Бездомным и Лиходеевым; длинной ночной рубашки до и во время бала; сутаны, хламиды после убийства и при­чащения кровью Майгеля. И, наконец, в финале ро­мана одежда Воланда удлиняется до невероятных размеров - черного плаща, покрывающего небо и землю.

Таким образом, изображение внешности Воланда сопряжено с его демонической природой и сущ­ностью.

В мировой литературе подобного рода персонажи встречаются в «Фаусте» И. В. Гете (Мефистофель), «Божественной комедии» Данте (Люцифер) и др.

Критерии оценивания:

1.Имя персонажа (1 балл), название произве­дения и автора (1 балл).

2.Указание на разное восприятие внешности персонажа в связи со способностью зла принимать разные обличья - 2 балла.

3.Анализ деталей в соотношении с сущностью персонажа:

- аргументация серого цвета - 1 балл;

- хромота как примета нечистой силы - 1 балл;

- золото и платина, драгоценные металлы как атрибут нечистой силы, предмет искушения человеческого рода - 1 балл;

- увиденная и прослеженная «кривизна», «асимметрия» как признак нечистой силы - 3 балла;

- черный цвет, маркирующий тьму, мрак, зло и т.п.-1 балл;

-деталь - трость в виде головы черного пуделя и ее сопряжение с Мефистофелем из «Фауста» Гзте - 3 балла;

-указание на дальнейшие уточнения и изменения облика Воланда в романе (любые примеры) и раскрытие соотношения этих деталей с проявлением его демонической природы и сущности - 2 балла.

4.Указание на подобного рода персонажей в мировой литературе (по 1 баллу, но в целом - не более 2-х баллов).

5.Связность высказывания - 2 балла.

Итоговое максимальное количество баллов за анализ - 20.

Задание 2.

Прочитайте стихотворения, авторы которых не указаны. На основе анализа идейно-образного со­держания определите литературные течения мо­дернизма, к которым они относятся. Кратко аргу­ментируйте свой ответ.

I

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Ответ: Стихотворение (А. А. Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме») принадлежит к символизму (2 балла). На что указывают: 1) наличие образа-сим­вола, который в традиционной для символистов практике нередко писался с заглавной буквы. У Блока - вместе с эквивалентными синонимичными обозначениями: Прекрасная Дама. Вечная Жена, Святая, Милая, Ты, - что, наряду с «церковным» ан­туражем (храмы, лампады, ризы) подчеркивает и усиливает святость идеала и молитвенное отноше­ние к нему лирического героя (1 балл); 2) характер­ная для символизма атмосфера таинственности и загадочности проявляется в том, что в поэтике сти­хотворения изображен не яркий, а сумеречный свет: темные храмы, мерцание лампад, не четко очерчен­ные контуры, а тени и сны и т. д. (1 балл).

Итого: правильно указанное течение - 2 балла; аргументация - 2 балла. В сумме - 4 балла.

II

Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый...

Шорохам внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю...

Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна,

Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,

Бьешься тише, глуше...

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души.

Ответ: Стихотворение (А. А. Ахматовой), утвер­ждающее красоту земной жизни («эта жизнь пре­красна»), любви, несмотря на разлуки и расстава­ния (1 балл), стихотворение, поражающее предметностью и четкостью очертаний (зоркое вгля- дывание в житейские мелочи, конкретные осколки жизни, различные, чаще всего бытовые предметы и вещи (1 балл): дверь, стол, хлыстик, перчатка, лампа, выполняющие важную психологическую роль, передачу переживания, волнения) позволяет отнести его к акмеистическому течению модернизма (2 балла).

Итого: правильно указанное течение - 2 балла; аргументация - 2 балла. В сумме - 4 балла.

III

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,что смеянствуют смеяльно,

О,засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево <...>

Ответ: Во фрагменте стихотворения (В. Хлебни­кова «Заклятие смехом») эксперимент по созданию новых слов, новых форм от корня смех, нового поэ­тического языка свидетельствует о его принадлеж­ности к авангардному поэтическому течению футу­ризма.

Правильно указанное течение - 2 балла; аргументация - 2 балла. В сумме - 4 балла.

Итоговое максимальное количество баллов за ответы на 2-е задание -12.

Задание 3.

На основе анализа высказываний определите, о каком русском писателе идет речь. Кратко аргу­ментируйте свой ответ.

1.Н. В. Гоголь сказал об этом поэте, что он «...есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа <...>. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». В. Ф. Одоевский назвал его «солнцем русской поэзии». Ап. Григорьев сказал, что этот поэт - «наше все».

Ответ: речь идет об А. С. Пушкине - создателе со­временного русского литературного языка (жирным шрифтом в текстах обозначены «определители-под- сказки», которые могут стать основой для аргумен­тации).

2.Датский литературовед Г. Брандес так сравни­вал два произведения этого автора: «В обоих ос­новные недостатки различных сословий и типов це­лого общества обнаруживаются при помощи испытания, которому эти люди подвергаются в своем отношении к единичному лицу, довольно обыкновенному, наглому типу пройдохи: они стоят перед ним, как перед тайной, относительно которой они не уверены, что проникли в нее. В драме это лицо прямо или обходными путями ставит им из ряда вон выходящие требования <...> В романе это лицо обращается к ним с предложением заключить сделку неслыханного рода...»

Ответ: речь идет о персонажах Н. В. Гоголя: Хле­стакове («Ревизор») и Чичикове («Мертвые души»).

3.Герман Гессе писал об этом авторе: «...и чисто внешняя техника повествования у этого нагоняющего жуть мастера тоже способна ошеломить <...> переплетение тайн, <...> догадок, <...> где есть <...> и тюрьма, убийство, <...> самоубийство, безумие <...> и убогие каморки - весь этот аппарат для него не является нем-то внешним, это отнюдь не маска, за которой можно скрыть свои истинные намерения, он абсолютно честен и именно потому производит столь сильное впечатление <...> <Он> не просто гениальный писатель, превосходно владеющий русским языком и глубоко проникший в русскую душу; он, кроме того, еще и одинокий искатель приключений, человек удивительной, необыкновенной судьбы, каторжник, помилованный в последний миг <...>, одинокий, бедный страдалец».

«Две силы захватывают нас в его творениях, из столкновения двух противоречивых начал рождается магическая глубина и поразительная объемность его музыки.

Первая - это отчаяние, постижение зла, ..., сомнение в существе человечности. Этой смертью нужно умереть, через этот ад нужно пройти, прежде чем мы услышим иной, божественный голос мастера. <...> Нужно отдать себя во власть страдания, покориться смерти, научиться без содрогания смотреть на дьявольскую ухмылку голой действительности, прежде чем мы осознаем глубину и истинность иного, второго голоса. <...> поистине божественный второй голос указывает нам на иной, небесной стороне другое начало, противоположное смерти, другую действительность, другую сущность: совесть человека. Пусть человеческая жизнь наполнена ... страданиями, подлостью и мерзостью, но ведь имеется еще и что- то иное: совесть, способность человека держать ответ перед богом. Конечно, и совесть ведет через страдание и страх смерти к отчаянию и вине, но она выводит нас из невыносимой бессмысленности одиночества, приближает к пониманию смысла, сущности, вечности. Эта совесть <...> все время, даже в глубочайшем несчастье и крайнем смятении, держит открытой узенькую тропку, которая ведет не назад, к обреченному на гибель миру, а через него к богу. Труден путь, ведущий человека к его совести, почти все преступают ее законы <...> но для каждого в любой миг открыт тайный путь, который наполняет жизнь смыслом <...>».

Ответ: речь идет о Ф. М. Достоевском.

За каждый правильный ответ по 2 балла; за каждую аргументацию по 1 баллу.

Итоговое максимальное количество баллов за ответы на 3-е задание - 9.

Задание 4.

Прочитайте стихотворение:

П. Бутурлин

МОГИЛА ШЕВЧЕНКО

Над степью высится гора-могила.

С землею в ней опять слилось земное,

И лишь в ее незыблемом покое

Покой нашла измученная сила.

Но песнь законы смерти победила

И страстная, как ветер в южном зное,

Векам несет то слово дорогое,

Которым прошлое она бодрила.

Склони чело, молись, пришлец случайный!

Душе легко от радости свободной,

Хотя от слез здесь тяжелеют вежды.

Кругом - синеющий раздол Украины,

Внизу-спокойный Днепр широководный,

Здесь - крест, здесь - знак страданья

и надежды. <1885>

Определите:

-выделенные жирным шрифтом изобрази­тельно-выразительные средства;

-размер стихотворения;

-жанрово-строфическую форму стихотворения.

С какой целью она использована?

Ответ:

песнь законы смерти победила - метафора (1 балл),

как ветер в южном зное - сравнение (1 балл),

широководный - эпитет (1 балл).

uύ|uύ|uu|uύ|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uύ|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uu|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uu|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uu|uύ|u

uύ|uu|uύ|uύ|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uu|uύ|u

uύ|uύ|uu|uύ|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uύ|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uu|uύ|u

uύ|uύ|uu|uύ|uύ|u

uύ|uύ|uu|uύ|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uu|uύ|u

uύ|uύ|uύ|uu|uύ|u

размер - пятистопный ямб (2 балла).

жанрово-строфическая форма - классический («итальянский») сонет: 2 катрена (четверостишия) и 2 терцета (трехстишия) -2 балла.

Характерно, что П. Бутурлин создает стихотворе­ние, посвященное памяти Т. Шевченко, в жанрово- строфической форме классического сонета, в то время как сам Шевченко сонетов не писал! Исполь­зование в произведении, посвященном памяти укра­инского поэта, формы классического сонета, тра­диционно воспевающего мир абсолютных ценностей (искусство, любовь, природу), ставит фи­гуру Шевченко в один ряд с гениями мировой соне- тистики - Петраркой и Шекспиром (аргументация цели - 3 балла).

Итоговое максимальное количество баллов за ответы на 4-е задание - 10 баллов.

Задание 5 (0 - 5 баллов).

Назовите русских писателей-лауреатов Нобелев­ской премии по литературе.

Ответ: И. А. Бунин (1933), Б. Л. Пастернак (1958), М. А. Шолохов (1965), А. С. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987).

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Итоговое максимальное количество баллов за ответы на 5-е задание - 5.

Задание 6.

Назовите произведения известных русских поэ­тов XIX и XX веков, воплотивших тему Демона (неменее 2-х: 1 произведение поэта XIX века и 1 произведение поэта XX века) (0-2 балла).

Назовите известного русского художника, одного из основоположников символистской живописи, ко­торый в своём творчестве неоднократно обращался к данной теме, ставшей ярким выражением внут­реннего «я» художника (0-2 балла).

Ответ. Русские поэты XIX века:

-А. С. Пушкин, стихотворение «Демон»(1823);

-М. Ю. Лермонтов, стихотворение «Мой демон» («Собранье зол его стихия...» (ок. 1830-х гг.), поэма «Демон» (1839).

В лирике поэтов XX века:

-А. А. Блок «Демон» («Прижмись ко мне крепче и ближе...» (1910), «Демон» (Иди, иди за мной - по­корной..,» (1916));

-Б. Л. Пастернак «Памяти Демона» (1917).

По 1 указанному произведению поэтов XIX и XX века - 2 балла.

Художник - М. А. Врубель («Голова Демона», «Демон сидящий», 1890; «Демон поверженный», 1 §92; «Летящий Демон», 1899 и др.).

Указание имени художника - 2 балла.

Итоговое максимальное количество баллов за от­веты на 6-е задание - 4 балла.

Максимальная сумма баллов за ответы на зада­ния 1 -6 по русской литературе - 60 баллов.

За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки с общей суммы снимается до 3 баллов.

Наши рекомендации