Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и память
Развитие внимания
Несмотря на то, что благодаря особому устройству наших органов чувств, мы способны принимать и воспринимать огромное количество информации, тем не менее, единовременно мы сосредотачиваемся на чем-то таком, что в данный момент вызывает у нас наибольший интерес, представляется наиболее важным, значительным, необходимым.
Вниманием и называется избирательная направленность нашего сознания и сосредоточенность его на значимых для человека объектах и явлениях окружающей действительности, собственных переживаниях. Вниманием называют также процесс и состояние настройки человека на восприятие приоритетной информации.
Обычно выделяют два основных вида внимания — непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, которое известно также как пассивное, возникает спонтанно, когда человека вдруг что-то увлекает, захватывает, воодушевляет, занимает. Оно появляется чаще всего в результате какого-то неожиданного и интенсивного внешнего воздействия на человека. Произвольное внимание, как правило, — результат внутренних причин, оно управляется и регулируется сознательной целью и волей человека. Этот вид внимания считается активным.
Некоторыми исследователями выделяется как вид также послепроизволь-ное внимание. Так, человек может невольно заинтересоваться чем либо, и тогда включится его непроизвольное внимание, способное при желании и воле человека перейти в произвольное. Однако в какой-то момент занятие может захватить человека настолько, что его произвольное внимание вновь станет как бы непроизвольным, или послепроизвольным, но эта непроизвольность будет вытекать уже из целенаправленности и интереса к работе, полной увлеченности человека выполняемым делом.
Как видно из определения, внимание человека тесно связано с его сознанием и, прежде всего, с восприятием. Сознание человека, которое коротко можно определить как осознание внешнего и внутреннего мира, может быть представлено в виде особого поля, называемого полем сознания. Это поле неоднородно: оно имеет фокус (центр), периферию и границы, за которыми начинается уже зона неосознаваемого.
Глава XIX
Внимание обеспечивает настройку восприятия на переработку не только той информации, которая попадает в центр сознания, но и той, которая находится на периферии сознания. Обычно человек уделяет больше внимания одним вещам, нежели другим, но это не значит, что они не попадают в поле его сознания. Сосредоточив свое внимание на чем-то для себя главном, человек, тем не менее, осознает и другие события, происходящие в то же самое время. Осуществляется как бы параллельная обработка важной и второстепенной информации, что становится возможным благодаря еще одному виду внимания — периферийному вниманию.
Так, например, произвольное или непроизвольное внимание человека может быть сфокусировано на каком-то определенном речевом сигнале, в результате чего тот поступает в центр поля сознания и начинает обрабатываться. Однако «боковым», периферийным, вниманием мы ухватываем и иные сигналы, например, шум дождя за окном, или завывание ветра, которые, закрепившись на периферии поля сознания способны в последствии помочь нашей памяти. Вполне возможно, что, заслышав шум дождя или вой ветра вновь, мы сможем воскресить в своей памяти и тот самый речевой сигнал.
Периферийное внимание, на наш взгляд, это такое внимание, которое работает вместе и с произвольным, и с непроизвольным вниманием на периферии поля сознания.
Указанный вид внимания был выделен нами не ради чисто теоретических размышлений. На этот феномен, как отмечалось, указывал и Г. Лоза-нов, который полагал, что для обучения человека одинаково важна вся информация, перерабатываемая головным мозгом: и та информация, которая попадает в центр сознания, и та, которая находится на его периферии и даже за границами сознания. На данном феномене основаны и многие психотехники ИЛПТ.
Вкачестве иллюстрации приведем такой пример: практически все тренинги ИЛПТ проходят на фоне тщательно подобранной под каждое упражнение негромкой музыки или иного театрально-шумового оформления. Так, если «на сцене» разыгрывается какая-нибудь любовная история, то фоном тихо могут звучать, скажем, мелодии Фрэнсиса Лея или Мишеля Леграна из известных кинофильмов «История любви» и «Мужчина и женщина». Если оказывается, что мы «отдыхаем» и беседуем на лоне природы, то совершенно естественно, что вокруг нежно поют птички и журчат ручьи. Негромкая музыка подспудно задает упражнениям темп и настроение: если нужно его ускорить и поднять, начинает звучать что-то ненавязчиво бодрое и веселое. На специальную музыку для лучшего усвоения положены и записи учебного текста-полилога. Кроме того, все стены аудитории бывают увешаны смешными и красочными иллюстрациями и плакатами. Все это предназначено как раз для того, чтобы воздействовать на периферию сознания, где и работают в связке периферийные внимание и восприятие, незаметно, но действенно помогающие постижению иноязычной речи.
Важная роль в теории внимания и практике его развития отводится интересу. «Не подлежит сомнению, — пишет С.Л. Рубинштейн, — что привлечение внимания к тому или иному объекту связано с силой исходящих от
Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и память
него раздражений... Сильный, резкий звук, яркий свет, вообще интенсивное раздражение — при прочих равных условиях — скорее привлечет к себе внимание, чем более слабое раздражение. Однако решающее значение имеет, в конечном счете, не только сама по себе сила или интенсивность раздражителя, сколько относительная значимость соответствующего объекта для данного субъекта... Относительная значимость впечатления существенно зависит от направленности интересов. Внимание является в большой мере функцией интереса (курсив наш. — И.Р.). Оно поэтому связано с потребностями личности, с ее устремлениями и желаниями, с общей ее направленностью, а также с целями, которые она себе ставит.
В интересах, обусловливающих внимание, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальные моменты... Именно единство и взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса... Интересно то, чего мы еще не знаем и что уже хотим узнать. Интересно то, что еще не исчерпано, не до конца изведано» [377, с. 421].
Вызов и поддержание постоянного интереса в учащихся — это, пожалуй, один из главнейших принципов ИЛПТ. Позволим себе привести несколько строк из отзыва одной ученицы о нашем курсе обучения английскому языку: «В назначенный час я не шла — я летела на занятия английским, в сказочную страну сюрпризов и тайн, которые не только ожидали меня там, но и которые я сама вдруг начинала раскрывать в себе самой и в окружающих меня людях».
Конечно, создание такой «сказочной страны», где балом правит интерес, где люди открывают в себе неизвестные таланты — это большая творческая и психотерапевтическая работа педагога. Каждое мгновение занятия должно приносить радость, каждое упражнение — быть новым, захватывающим, неожиданным. Если, например, занятие началось с внезапно потухнувшего света и нарастающих в стиле крещендо звуков загадочной музыки, то следующий его миг может удивить учащихся тем, что они вдруг окажутся в «полете» на прозрачном, голубом или розовом «воздушном шаре», который станет парить над прекрасными просторами нашей Земли в облаках чарующей музыки. И будет совершенно естественно, что в этом полете в красочных описаниях «увиденных» просторов и охвативших людей эмоций и чувств, непроизвольно родится и иностранный язык. Он станет развиваться вместе с фантазией и креативностью самих учащихся, поддерживающей их негаснущий интерес и, соответственно, внимание к учебе.
В этой краткой зарисовке одного из упражнений показано, как непроизвольное и периферийное внимание, на которое широко опираются психотехники ИЛПТ, самым естественным образом переходит в произвольное и послепроизвольное.
Поскольку внимание неразрывно связано с восприятием, то выделяют также модальности внимания: слуховое, зрительное, обонятельное и т.п. Эти модальности внимания тренируются вместе с различными видами восприятия.
К основным же характеристикам внимания относят такие его свойства, как концентрация внимания, устойчивость внимания, распределение внимания,
Глава XIX
объем внимания, переключаемость внимания. Все эти свойства внимания поддаются тренировке и развитию.
Под концентрацией внимания понимают высокую степень его сосредоточенности, что требует определенного волевого усилия.
Приведем пример простого упражнения на развитие у человека данного свойства внимания. В этом упражнении оно тренируется в зрительной модальности. Допустим, темой занятия или какой-то его части является тема питания. На сервировочном столике можно расставить несколько композиций из разных овощей и фруктов, разноцветные банки и бутылки с напитками, всевозможные продукты и кулинарные блюда (конечно, с использованием муляжей). Учащимся предлагается сосредоточить внимание на этом красочном великолепии в течение 20-30 секунд и запомнить расположение всех предметов. Затем их просят закрыть глаза и некоторые предметы меняют местами: например, вместо апельсина кладут мандарин, вместо кабачка — баклажан, банку с кока-колой меняют на пепси-колу, красную кофейную чашечку ставят на место синей и т.п. Когда учащиеся открывают глаза, их просят описать (на иностранном языке) все произошедшие на столе изменения. Так может продолжаться несколько раз, пока ответы не станут более точными. Очень полезно устроить соревнование «Кто заметит больше изменений» — это подстегнет интерес и мотивацию.
Устойчивость внимания характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. По мнению С.Л. Рубинштейна, «наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи» [377, с. 427]. «Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, — пишет С.Л. Рубинштейн, — его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать наше внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его» [377, с. 428].
Устойчивость внимания учеников поддерживается в ИЛПТ со стороны педагога постоянной сменой содержания занятия. И, несмотря на то, что для учеников этот процесс протекает вроде бы пассивно, тем не менее, устойчивость их внимания не просто развивается — они обучаются тому, как поддерживать ее самим. Однако имеются и совершенно конкретные упражнения на поддержание устойчивости внимания. Так, можно поставить перед учащимися большой и яркий надувной игрушечный телефон и попросить их внимательно описать (на иностранном языке) то, что они видят. Затем нужно попросить их увидеть в этой игрушке новое содержание, и обязательно кто-нибудь заметит, что трубка телефона напоминает, например, уши слона или Чебурашки, а цифровой диск — пятачок поросенка и т.п. Таким образом, развивается не только устойчивость внимания, но и воображение учащихся.
Распределением внимания называется возможность удерживать в поле сознания одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную работу, состоящую из многих одновременных операций. Распределение внимания совершенно необходимо для людей многих профессий. Однако необ-
Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и память
ходимо оно и вообще для всех людей, поскольку позволяет воспринимать окружающий и внутренний мир более объемно. Умение распределять внимание помогает овладевающим иноязычной речью впитывать большее количество речевой (и содействующей ей) информации. Приведем одно упражнение из ИЛПТ, которое тренирует в человеке как раз это качество.
Всем членам учебной группы, кроме «водящего», раздаются карточки, на которых написано по одной фразе разного содержания. Эти карточки представляют собой «обрывки» разговора, как бы разрезанный на фразы текст, смысл которого необходимо будет впоследствии восстановить. Объясняется, что состоится игра в «Пресс-конференцию», на которую якобы опоздал человек, оставшийся без карточки. Он уходит за дверь и появляется в аудитории в тот момент, когда все остальные участники игры начинают «обсуждение» уже будто бы состоявшейся пресс-конференции. Они хаотично двигаются по классу, выразительно и многократно обращаясь к каждому присутствующему, в том числе, и к опоздавшему, со своей единственной фразой. Обстановка становится похожей на гвалт или гомон в зале, где со всех сторон раздаются обрывки разговора. «Опоздавший» очень сосредоточенно ко всему прислушивается, стараясь удержать в поле внимания как можно больше высказываний; все остальные делают то же самое. В конце концов обрывки разговора начинают складываться в головах участников в некое единое смысловое целое. «Опоздавший» первым предлагает свой вариант восстановленного из хаотичных высказываний текста, поскольку его задание было чуть более сложным. Все остальные также предлагают свои варианты. Выигрывает тот, кто оказался внимательнее и точнее.
Понятие объем внимания близко, по сути, к понятию распределения внимания, однако объем внимания измеряется количеством однородных объектов, воспринимаемых одновременно. Объем внимания хорошо тренируется, например, при обучении скорочтению, когда в поле внимания приходится держать большое количество печатных строк.
Позволим себе еще одно лирическое отступление, перейдя с высокого научного «мы» к простому «я».
Я всегда очень любила читать. Книги были для меня совершенно особым, волшебным миром, куда можно было отправиться путешествовать в любую свободную минуту. В детстве, да и в юности, я «проглатывала» толстенные тома в большом количестве и с огромной скоростью, полагая, что все вокруг делают это точно так же. Лишь много позже я осознала, что природа милостиво наградила меня удивительным даром к скорочтению, и тогда я смогла проанализировать свой эмпирический опыт. Я поняла, что мой глаз каким-то непостижимым образом охватывает всю печатную страницу и, скользя по строкам вниз и как-то по диагонали, наискосок, способен удерживать в поле внимания практически все строки, извлекая из них при этом смысл. Таким образом, одной из составляющих этого дара как раз и оказалась способность воспринимать большое количество однородных объектов (строк) одновременно, т.е. у меня обнаружился приличный объем внимания. Я не случайно сказала, что одной из составляющих, поскольку в процессе чтения помимо внимания участвуют, конечно, зрительное и чувственное воспри-
Глава XIX
ятие, образное и логическое мышление, воображение и целый оркестр иных инструментов человеческой психики. Но самое главное, пожалуй, в даре скорочтения принадлежит способности к «понятийному чтению», когда человек считывает не буквы и слоги и даже не отдельные слова, а целые понятия-мысли, опираясь на отдельные ключевые слова текста, но это уже предмет особого разговора.
Чуть выше мы привели специальное упражнение на тренировку распределения внимания. Однако это свойство внимания развивается у учащихся и непроизвольно за счет особого принципа построения ИЛ ПТ. Так, например, когда группа начинает работать «парами» или «тройками», ученикам приходится одновременно готовить свое задание и внимательно наблюдать и оценивать то, что делают в данный момент на сцене другие. Помимо распределения внимания такой способ занятия развивает и переключаемость внимания, которая измеряется скоростью перехода с одного вида деятельности на другой.
Педагог всегда должен помнить и о том, что свойства внимания могут зависеть у человека от его личностных характеристик, в частности от темперамента.
Внимание — очень важная функция психики человека. Оно является как бы отправной точкой работы и восприятия, и памяти, которая, в свою очередь, составляет центральное звено в переплетающейся цепочке психических процессов, ответственных за овладение человеком иноязычной речью.
Развитие памяти
Для того, чтобы речевая информация, а также сопровождающие ее экстралингвистические сигналы, образы и впечатления, в которых человек познает иноязычную речь, как можно прочнее закреплялись в его сознании и подсознании, в ЙЛПТ была разработана особая учебная система, способствующая эффективной работе памяти и ее развитию. Чтобы объяснить, как действует эта система, прежде всего нужно понять, что такое память, как она устроена и каковы механизмы ее функционирования.
Памятью называют психическую функцию запоминания, сохранения и последующего воспроизведения всевозможной информации (о стимулах, образах, идеях, впечатлениях, переживаниях, событиях и т.п.), полученной в прошлом опыте.
Иногда память определяют как функцию сознания, но, как это ни удивительно, наша память может прекрасно функционировать и без участия сознания. Более того, бессознательные процессы играют значительную роль в организации работы памяти. Так, вы наверняка не помните и даже не осознаете того, как сформировался словарь вашего родного языка (возможно, за редким исключением очень ярких и необычных слов) и каким образом необходимые слова оказываются в нужный момент вызванными из вашей памяти на «кончик языка».
Если запоминание и воспроизведение информации представляет собой сознательный целенаправленный процесс, то говорят о произвольном характере памяти. Если же этот процесс осуществляется непроизвольно, а порой и подсознательно, то тогда память носит непроизвольный характер.
Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и память
Для того, чтобы обучение не казалось тяжким непосильным трудом, а было легким, радостным и эффективным, необходимо максимально использовать возможности и резервы непроизвольной памяти. О том, как это происходит в ИЛПТ, мы поговорим чуть ниже.
Работа памяти основана на функционировании всех имеющихся процессов психики: ощущений и восприятия, внимания, мышления, воображения, эмоций и чувств. Тесно сопряжена память и с речью.
Прежде всего, речь сама включает в себя механизмы памяти. Можно сказать, что она, с одной стороны, символична, а с другой стороны, будучи психическим процессом, образна. По этому поводу Л.М. Веккер писал: «К речи как собственно психическому процессу относятся, прежде всего, образы слов.... И, если слова, воздействующие на анализаторы человека, слова как второсигнальные раздражители представляют собой типичную форму кодов (в данном случае речевых), то образы слов есть психическое отображение этих кодов» [80, с. 609]. И словесные символы-коды, и образы слов существуют на основе памяти. Память всегда участвует в процессе речеформи-рования, но, кроме того, память сама может иметь лингвистический характер — функционировать в вербальных кодах и образах.
Связь памяти с восприятием, мышлением, воображением, речью, эмоциями находит свое отражение и в имеющихся видах памяти.
Так, считается, что хорошей слуховой памятью обладают люди, которые способны достаточно точно запоминать и воспроизводить различные звуки, например речевые, музыкальные и т.п. Этот вид памяти особенно важен для людей, овладевающих иноязычной речью как родной. С целью развития данного вида памяти в ИЛПТ предусмотрен особый учебный цикл, который называется «устное опережение». В течение начальных 1—3 недель занятий (временной разброс определяется степенью языковой подготовки и психологическими свойствами людей, составляющих группу) учащиеся познают иноязычную речь только на слух, без зрительной «опоры», тренируя тем самым и ухо, и восприятие, и слуховую память одновременно. Кроме того, такое «устное опережение» сохраняется и на протяжении всего курса обучения: люди знакомятся с новым речевым материалом всегда сначала на слух и лишь через 2—3 дня переходят к его зрительному восприятию и запоминанию.
Хорошая зрительная память, как правило, бывает у людей с эйдетическим восприятием, т.е. у тех, кто способен к длительному и очень живому сохранению «видения» воспринятых ранее предметов, сцен, картин и т.п. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов и предполагает, что человек обладает развитым воображением. Процесс сохранения информации посредством этого вида памяти базируется на феномене того, что то, что человек может себе зрительно представить, он так же хорошо может запомнить и воспроизвести.
Данный вид памяти очень помогал мне в далекие студенческие годы. Чтобы ответить на экзаменационный вопрос, мне стоило только сосредоточиться и зрительно представить страницу учебника со всей необходимой информацией.
Глава XIX
Для развития зрительного вида памяти в ИЛПТ используются, в частности, техники визуализации, т.е. воссоздания зрительных образов.
Известно, например, что многие древние философы стремились обрести безмятежность внутреннего покоя, прибегая к приемам визуализации. Пользуемся такими приемами и мы. Во-первых, визуализация помогает человеку избавиться от внутренних психических зажимов и достичь релаксации, необходимой для начала эффективной работы любого вида памяти, а во-вторых, воссоздание визуальных образов очень полезно для непосредственной тренировки зрительной памяти (а также мышления и воображения). Для начала можно попросить учащихся закрыть глаза, расслабить все мускулы тела и мысленно нарисовать себе идеальное, по их мнению, место покоя и подробно описать его на иностранном языке. Это упражнение может выполняться под любую спокойную и приятную расслабляющую музыку. Как результат могут возникнуть, например, видения и иноязычные описания цветущего яблоневого сада, душистого луга из полевых трав, песчаного берега небольшой речушки в тени плакучих ив и т. д.
Если вы подскажете ученикам наполнить свои умозрительные картины запахами этого цветущего сада, летних трав и ключевой воды, то станет тренироваться их обонятельная память.
Если вы предложите попробовать и почувствовать на вкус воображаемый нектар яблоневого цветка, то заработает вкусовая память.
Если вы попросите их провести рукой по воображаемой коре деревьев и ощутить ее текстуру, то оживится осязательная память.
Если вы призовете учеников почувствовать и описать возникшие от видений эмоции и переживания, то воскресите их эмоциональную память. Как справедливо заметил В.А. Артемов, эмоциональная память, или память на чувства, была прекрасно описана К.С. Станиславским: «Подобно тому, как в зрительной памяти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые ранее чувствования. Казалось, что они совсем забыты, но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ — и снова вас охватывают переживания... Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память» [22, с. 338].
Очень важным видом памяти является также двигательная, или моторная, память, т.е. запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразных движений. Для тренировки и развития этого вида памяти очень полезно, например, делать пантомимические упражнения. Так, можно раздать каждому ученику карточки с заданиями показать без слов, пантомимой, но во всех деталях, как повар жарит яичницу, шофер заводит автомобиль, электромонтер меняет лампочку в подъезде, а молодая домохозяйка стирает мужу грязные носки и т.п. Для выполнения таких заданий нужно вспомнить и очень точно воспроизвести все необходимые в таких случаях движения. Тем, кто наблюдает со стороны, нужно предложить прокомментировать на иностранном языке то, что происходит на сцене. Комментарий может быть сде-
Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и память
лан и педагогом, тогда на сценарном образе и в движении будет происходить заучивание иностранной лексики и иностранных выражений.
Часто зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую и двигательную память объединяют в единое понятие образной памяти, т.е. памяти на представления. Замечено, что у разных людей могут преобладать разные типы образной памяти: у одних — зрительный, у других — слуховой, у третьих — двигательный, у четвертых — смешанный тип, который считается самым распространенным, и т.д. Для овладения иноязычной речью по модели естественного формирования речи в онтогенезе важно развивать все типы образной памяти, а также память эмоциональную, которая входит в структуру любого типа или вида памяти. Ибо чем больше видов памяти будут сопровождать речевые сигналы в процессе их восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения, тем легче будет идти и сам процесс речефор-мирования.
Особой разновидностью памяти считается символическая, или вербально-логическая, память, которая, как видно из названия, напрямую связана со словом и логической мыслью. Она имеет два основных подвида: 1) точное сохранение и воспроизведение словесных выражений (фактически их запоминание наизусть) и 2) запоминание только смысла речевого текста (устного или письменного) и передачу его своими словами. При обучении иностранным языкам педагогу важно знать, каким способом происходит усвоение языкового материала у каждого конкретного ученика, и учитывать это в процессе обучения. Как отмечают многие исследователи, люди, у которых преобладает логический компонент символической памяти, хорошо выделяют, запоминают и словесно воспроизводят также смысл происходящих событий, логику всевозможных суждений и доказательств.
Как можно заметить, два больших класса памяти — символический и образный (с их многочисленными видами и подвидами) — напрямую коррелируют с самой природой речи: с одной стороны, символической, с другой стороны, образной. А потому для формирования речи и ее правильного функционирования развитие и того, и другого класса памяти так важно.
Кроме того, в зависимости от того, как протекает сам процесс запоминания и воспроизведения информации — с логическим осмыслением или формально, память можно подразделить на логическую и механическую.
Существует несколько классификаций форм памяти, которые выделяются в зависимости от длительности сохранения в памяти информации. Нам близка классификация, предлагаемая P.M. Грановской, согласно которой различают следующие формы памяти: непосредственную (мгновенную), кратковременную (рабочую, оперативную), промежуточную (буферную) и долговременную память.
Как справедливо отмечает P.M. Грановская, отличием мгновенной памяти является то, что следы информации угасают в ней в течение несколько секунд, и если они не переводятся в другую форму хранения, то необратимо теряются. Информация, которая сохраняется в мгновенной памяти на эти несколько секунд, не поддается произвольному управлению — ее нельзя задержать в памяти, сделать более отчетливой и воспроизвести. Поэтому говорят, что об-
Глава XIX
раз мгновенной памяти не обладает константностью [1 И, с. 96]. Иногда мгновенную память еще называют сенсорной. Нам представляется, что чем лучше будут работать наши органы чувств и каналы восприятия, о необходимости развития и расширения которых мы недавно подробно говорили, тем больше следов информации сможет быть оставлено в данной памяти.
Та часть информации из мгновенной памяти, которая попадает в кратковременную память, удерживается в ней уже в течение нескольких минут, но объем ее невелик и составляет примерно 7 элементов. Для кратковременной памяти уже возможно произвольное управление, например, путем повторения [111, с. 96]. Однако самым лучшим способом удержания информации в данном виде памяти является, на наш взгляд, искренний интерес, поддерживающий высокую мотивацию к запоминанию, устойчивость и концентрацию внимания, а также организация самой информации, ее чувственная, интеллектуальная и эмоциональная обработка.
Поскольку объем кратковременной памяти ограничен, — пишет P.M. Грановская, — после определенного перекодирования информация выводится из нее в так называемую буферную, или промежуточную, память, где она подвергается «очищению» и сохраняется в течение нескольких часов до перевода в долговременную память [И 1, с. 96]. Не секрет, что более интересная, важная и хорошо структурированная информация имеет все шансы попасть в долговременную память.
Объем долговременной памяти практически неограничен, как неограниченно и время хранения в ней информации. При необходимости использовать из нее какие-либо сведения те переводится вновь в кратковременную, или оперативную (рабочую), память [111, с. 96-97].
Без мгновенной, кратковременной и буферной памяти нормальное функционирование долговременной памяти не представляется возможным: эти виды памяти исполняют роль своеобразного фильтра, который пропускает в долговременную память нужную информацию. Иными словами, в долговременную память может проникнуть и надолго в ней сохраниться лишь та информация, которая перед этим попала в мгновенную и, закрепившись в кратковременной и промежуточной памяти, прошла там необходимую обработку, отбор и фильтрацию.
Сложное хранилище долговременной памяти очень красочно и образно описано Д. Лапп, профессором Стэнфордского университета (США), которая на протяжении нескольких лет занималась исследованием и развитием памяти пожилых людей.
«Мозг классифицирует воспоминания весьма практично, — говорит Д. Лапп, — с учетом частоты, с которой они используются в жизни, и они соответственно поднимаются ближе к уровню сознания или отступают в область бессознательного» [215, с. 28].
Само хранилище представляется Д. Лапп системой из трех пластов. «Верхний пласт находится совсем близко к уровню сознания. Он содержит сведения, полезные в повседневной жизни, к которым приходится часто обращаться. Мне лично, — пишет она, — этот пласт видится голубым и ясным как день. Именно в нем находится наш активный разговорный словарь, постоянно упо-
Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и память
минаемые имена, часто набираемые номера телефонов и т.п. Это очень оживленная область, из которой непрерывно выдаются нужные справки...
Средний пласт содержит «пассивный» материал, к которому мы обращаемся реже. Чтобы извлечь отсюда информацию, приходится прибегать к вспомогательным ассоциациям (в том числе к мнемоническим приемам). Этот пласт, — отмечает Д. Лапп, — мне представляется зоной ржавого цвета, где наши воспоминания, как бы покрытые ржавчиной, отлеживаются в покое. С возрастом, по мере снижения жизненной активности, этот второй пласт увеличивается за счет уменьшения первого. Именно в этом втором слое хранятся некогда выученные иностранные языки, которые мы редко используем...
Самый нижний пласт примыкает к области бессознательного. Мне он представляется, — говорит Д. Лапп, — серым, как некая зона неведомого. Это, возможно, наибольший из всех трех пластов — ведь каждый из нас регистрирует в уме миллионы впечатлений со дня своего рождения...
Воспоминания далекого прошлого как бы ожидают того, чтобы их, словно Спящую красавицу Шарля Перро, разбудила сильная эмоция. Нам, как в театре, нужен суфлер, который напомнил бы нашему сознанию о давних событиях. Чаще всего таким суфлером бывает какое-нибудь чувственное восприятие, влекущее за собой последовательность образов, слов и ощущений, запечатленных в памяти в давно прошедшие дни» [215, с. 29-30].
Обычно, когда объясняют, как функционирует память, предлагают, прежде всего, схему работы произвольной памяти. Очень коротко ее можно описать так: в основе всякого усилия памяти лежат потребность или интерес, которые создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания к тому, что желательно запомнить. В процессе запоминания необходимо это внимание сконцентрировать и произвести определенную интеллектуальную и чувственно-эмоциональную работу по организации запоминаемого материала. Самой эффективной такой работой считается перевод поступающей информации в яркие визуально-ментальные образы с подбором ассоциаций, связывание их с чувственным восприятием, ощущениями и эмоциями, что требует как логики, так и воображения. Отмечается также важность определенного психологического настроя на запоминание или отыскание в памяти необходимой информации, потому что плохое настроение, беспокойство или депрессия, подавляя любой интерес или мотивацию, не дают возможности концентрировать внимание и производить необходимую работу ума и чувств.
Данные принципы легли в основу многих методик тренировки и развития произвольного вида памяти, создания всевозможных мнемотехник (по указанному вопросу имеется значительное количество методической литературы). Применяются эти принципы и методики, естественно, и в ИЛПТ. Однако главный акцент в наших занятиях делается на действии непроизвольной памяти, механизмы которой более скрыты и сложны, и именно в эффективной стимуляции работы данного вида памяти нами изыскиваются большие резервы для ускоренного и интенсивного овладения человеком иноязычной речью. На принципах и приемах воздействия на непроизвольную память мы и заострим свое внимание.
Глава XIX
К слову сказать, методик по ее управлению почти не существует (в лучшем случае педагогам просто даются рекомендации максимально использовать данный вид памяти, но, как это делать конкретно, обычно не разъясняется), и в этом смысле опыт, теория и практика ИЛПТ могут оказаться очень полезными.
Прежде всего, нужно заметить, что общие принципы работы как произвольной, так и непроизвольной памяти являются в определенном смысле универсальными, но все-таки с той значительной разницей, что в первом случае ученику самому необходимо применить сознательно-волевое усилие и знание, чтобы управлять процессом запоминания и извлечения информации из кладовых памяти. Во втором же случае, напротив, именно педагогу нужно так организовать учебный процесс и материал, чтобы запоминание пошло практически незаметно для учащегося, т.е. непроизвольно.
Самым главным условием и предпосылкой хорошей работы памяти является комфортная психологическая обстановка и комфортное состояние души человека. Если он чем-то обеспокоен или озабочен, если он находится во власти отрицательных эмоций или депрессии, если он устал и на него давят жесткие внешние обстоятельства, а обстановка занятий не приносит радости и психологической разрядки, то не стоит и думать о том, что этот человек сможет хоть что-то успешно запомнить.
Методы психотерапии, которые положены в основу ИЛПТ, призваны обеспечить этот так необходимый человеку комфорт души и окружающих условий. Воздействие, в первую очередь, на эмоциональную сферу учащихся, умение вызвать у них смех и приподнятое настроение, отвлечь их от гнета проблем и создать атмосферу теплоты и доверия, являясь терапевтическими факторами, подготавливают и гарантируют эффективную работу памяти. Будучи освобожден от негативных эмоций, подспудных тревог и сомнений, психологических зажимов и барьеров, заскорузлых установок и стереотипов, человек бывает в состоянии переработать и запомнить такое количество информации, о котором до сих пор,, возможно, и не мечтал.
Психотерапевтическим составляющим ИЛПТ посвящены отдельные главы этой книги. Поэтому здесь мы перейдем к описанию других факторов, необходимых для организации плодотворной работы непроизвольной памяти учащихся.
Как произвольное, так и непроизвольное запоминание начинаются с возбуждения интереса и включения эмоций, которые создают мотивацию и привлекают внимание, необходимые для работы памяти. Но если методики тренировки произвольной памяти призывают самого человека быть сознательно неравнодушным к тому, что учишь, буквально врасти волевым способом в изучаемый материал, заставить себя рисовать в воображении картины и сопереживать, даже если это таблица из 16 глагольных времен, заняться самовнушением для убеждения себя в том, что без того, что изучаешь, жить невозможно, то для включения механизмов работы непроизвольной памяти педагогу необходимо сделать так, чтобы изучаемый материал сам по себе, подсознательно, вызвал у учеников мощный интерес и яркие эмоции, чтобы рисование воображаемых картин или сотворение ментальных
Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и память
образов происходило естественным путем, как неотъемлемая и органичная часть происходящего действа, причем на фоне не самовнушения, а легкой суггестии, обеспечиваемой (как и интерес) самой формой и содержанием занятия.
Если помочь человеку развить все виды образной памяти — зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую, двигательную, — т.е. развить память на представления, то ему будет легко и просто воспроизводить яркие мысленные образы того, что желательно запомнить. В создании таких образов участвуют все наши чувства, ощущения, эмоции, воображение, интеллект. (Конкретные примеры того, как развивается в ИЛПТ непроизвольным способом образная память см. выше.) Когда человек ассоциирует образ с чувственными восприятиями и ощущениями, живыми эмоциями и мыслями, то качество записи информации в памяти многократно улучшается; кроме того, это облегчает работу процессов вспоминания, или так называемой памяти узнавания.
Существует теория, что эффективность узнавания и вспоминания зависит от прочности следов в памяти, которые и оставляются благодаря всевозможным образам, наполненным чувствами, переживаниями, ощущениями. То, что нас сильно взволновало, было окрашено красочными эмоциями, связано с чувственными восприятиями, познано в активном действии, оставляет в памяти более прочные и глубокие следы, чем события и информация нейтрального характера, чем то, что мы просто пассивно созерцали.
Что касается усвоения иноязычной речи, то ее символизм просто необходимо переводить в разнообразную и многоликую форму живых образов. Сделать это не так уж и сложно, потому что речь, как уже неоднократно отмечалось, сама по себе имеет психическую природу: если слова представляют собой форму кодов (речевых), то образы слов есть психическое отображение этих кодов.
Чтобы иноязычные слова прочно укоренялись в памяти, необходимо, чтобы их образы были как можно богаче, ярче, необычнее и прочно связывались со всей гаммой чувственных и двигательных восприятий, а также с широким спектром эмоций.
И всему этому можно не только научить людей, чтобы они сознательно могли управлять собственной памятью, но и можно самому педагогу, незаметно для учащихся, прибегнуть к режиссуре этого процесса как бы из-за кулис, со стороны, с целью максимальной стимуляции их непроизвольной памяти.
Представьте себе, что изучаются, например, времена года, природа и погодные явления. Можно включить негромкую выразительную музыку и попросить связать эту музыкальную картину с визуальными картинами разных сезонов, описать их краски, запахи, звуки, настроение, ощущение тепла или прохлады и т.п. Даже если все ученики под впечатлением определенной музыки вдруг одновременно увидят осень, то картины этой осени, как правило, у каждого будут разными, как бы «пропущенными» через себя, через собственное неповторимое «я», свое видение и свои чувства: у кого-то осень может быть золотой, теплой и солнечной, полной ярких бушующих красок,
Глава XIX
похожей на прощальный отчаянный праздник природы; у другого человека осень может быть грустной, наполненной запахом прелых листьев, слезами дождей и гомоном улетающих птиц; у третьего человека осень может быть ветреной и ненастной, со стонами простуженных елей и сосен, рождающих в душе тревогу и холод. Такие яркие чувственные образы слова «осень» прочно закрепят его не только в кратковременной, но и в долговременной памяти, а также и другие слова, обозначающие явления природы и представляющие элементы этого образа: золотые листья, дожди, птицы на мокрых елях и пр.
Очень важным фактором запоминания является и чувство движения — ки-нестетика, обеспечивающая связь между мышцами тела, ощущениями и двигательными образами. Под бодрую веселую музыку можно предложить ученикам встать, выстроиться в ряд друг за другом, а потом вообразить, что у них за плечами большие рюкзаки, с которыми они сейчас отправятся в поход. Сначала путь будет пролегать по дороге, вьющейся меж полей и залитой ярким солнцем, и всем будет тепло и радостно (нужно показать все это в движении и громко хором повторять слова и выражения, обозначающие окружающую природу, погоду, свои ощущения и настроение, связывая их с моторикой, например: дорога, поля, солнечно, тепло, радостно и т.п.). Потом мы войдем в лес, где вдруг начнет накрапывать дождик, станет прохладно и сыро (движением надо изобразить свои ощущения от перемены погоды и повторять слова: лес, прохладно, сыро и т.п.). Далее мы подойдем к подножию горы и станем на нее карабкаться, усиленно пыхтя и потея под тяжелым грузом, повторяя слова горы, жарко, тяжело и пр. На вершине горы нас застанет снежная метель, мороз и ветер, мы все это изобразим в движении и, достав лыжи, с энтузиазмом ринемся вниз в долину. Такие двигательно-чувственно-визуальные образы помогут весело и легко запомнить слова, обозначающие явления природы и погоды, и поместить их в долговременную память.
Как видно уже из предыдущего упражнения, образы могут быть не только ментальными, созерцательными, но и активными, театральными. Так, например, к Бабе-Яге — хозяйке гостиницы «Избушка на курьих ножках» может приехать Иван-Царевич на Сером Волке и заказать номер себе и другу Волку. Яркие образы и сказочный контекст разыгранной сценки помогут запомнить «гостиничную» лексику.
Не стоит также преуменьшать роль интеллектуально-мыслительного процесса в ходе запоминания. Ведь известно, что чем большей предварительной обработке подвергается информация, тем правильнее она записывается, что глубокая мысль остается в памяти гораздо дольше, чем мимолетное или поверхностное суждение [215, с. 24]. Только во время непроизвольного запоминания человека к глубоким размышлениям можно незаметно и грамотно подвести. Этот незаметный путь может быть обеспечен как самим захватывающе интересным действом, так и тонкими наводящими вопросами педагога.
Так, например, описанная выше сценка с Бабой-Ягой и создание образов ее и Царевича с Серым Волком требует достаточной работы мысли и воображения. Кроме того, странные, необычные и даже шокирующие образы и впечатления (как, например, какой-нибудь важный и серьезный бизнесмен Иван
Развитие психических процессов в ИЛПТ: внимание и память
Петрович 45 лет в образе Бабы-Яги и скромный программист Николай Михайлович 37 лет в образе Серого Волка) запоминаются лучше всего.
Чтобы отложить в памяти иностранные названия таких отвлеченных понятий, как счастье, тревога, боль и т.п., можно попросить учеников нарисовать мысленные картины этих понятий, а потом пофилософствовать на тему того, что же это такое счастье или боль. Будет совсем не плохо, если данное обсуждение прервется на какой-то высокой или щемящей ноте, потому что прерванные действия склонны запоминаться также хорошо.
Как мы уже говорили, для подготовки памяти к плодотворной работе необходимо придти к состоянию душевной релаксации. Это важно как для процесса запоминания, так и для процесса вспоминания. Как справедливо отмечает Д. Лапп, «у памяти есть парадоксальная особенность: чем больше мы силимся что-то вспомнить, тем больше оно ускользает от нас» [215, с. 62]. Ее коллега профессор Эткен признается: «Я открыл, что чем больше силюсь что-то вспомнить, тем больше нуждаюсь в расслаблении, а вовсе не в концентрации внимания, как это обычно думают. Вначале, конечно, необходимо сосредоточить внимание, но как только это станет возможным, нужно расслабиться. Так поступают очень немногие. К сожалению, этому не учат в школе, где знания приобретаются лишь путем повторения» [215, с. 62]. Однако этому учат в ИЛПТ.
Мудрый буддийский гуру Талхан Тулку говорил: «Когда вы научитесь расслаблять тело, дыхание и сознание, тело станет здоровым, сознание — ясным, восприятие— гармоничным, а речь— четкой». Поэтому большое внимание в ИЛПТ уделяется дыхательным упражнениям и мышечному расслаблению. Необходимость таких упражнений становится совершенно очевидной, если вспомнить о том, что мы занимаемся обучением иноязычной речи, а речь сама представляет собой часть нашей физиологии и напрямую связана с дыханием и движением телесных мышц.
Настроить нашу память и речь на работу помогает аутогенная тренировка, когда расслабляются ступни, пальцы ног, голени, колени, бедра, живот, грудь, руки, шея, лицо, щеки, челюсти, рот, язык, глаза, веки, брови,... расслабляемся полностью... Атакже обязательные упражнения в начале занятий, когда, передавая под классическую музыку свечу по кругу, мы делаем глубокие вдохи и выдохи, желая всем людям света, любви, тепла и добра.
Можно также «превращаться» в резиновые игрушки и другие предметы, медленно «надуваясь», а потом также медленно «сдуваясь». Можно учиться петь, правильно дыша, и т.п.
Очень помогает непроизвольному запоминанию смешно подобранная рифма и гармоничное сочетание звуков слов. Так, в учебных текстах-диалогах нами зарифмованы и гармонизованы в звучании все имена персонажей: Walter Dark from Winter Park, Holly Wood from Hollywood, Прасковья Пескова из Пскова, Сева Тополев из Севастополя и т.п.
Хорошо и непроизвольно запоминается информация личностного свойства, именно поэтому всем ученикам полезно превратиться в персонажей из текста, события которого будут происходить как бы с самими учениками.
Важно сказать, что непроизвольные процессы помогают работать и про-
извольной памяти, являясь ее органической составляющей. Приведем в качестве простого примера хорошо известное упражнение-игру в «снежный ком». Допустим, идет изучение все тех же явлений природы. Обозначающие эти явления слова можно постараться запомнить, прибегнув к этой игре, практически произвольным способом. Игра состоит в следующем: один человек называет слово, например, трава (grass), второй человек повторяет это слово и называет свое: трава и цветы (grass and flowers), третий повторяет все предыдущие слова и придумывает собственное: трава, цветы, деревья (grass, flowers and trees) и т.д. Слова нарастают, как снежный ком, почти до бесконечности, точнее до тех пор, пока ученики не устанут «накручивать словесные круги». Мы недаром сказали «практически произвольным способом», потому что, несмотря на то, что процесс запоминания осуществляется, в общем-то, с применением воли, в нем присутствуют и элементы непроизвольного запоминания. Во-первых, сам дух игры непроизвольно вызывает интерес и мотивацию; во-вторых, если ученик не догадался или не сделал это непроизвольно, нужно подсказать ученику, что для того, чтобы запомнить слово, его лучше ассоциировать с произносящим это слово человеком: ведь потом, посмотрев на человека, будет легко вспомнить, какое слово этот человек говорил (здесь опять срабатывает механизм «слово — образ — ассоциация»); в-третьих, непроизвольное запоминание обеспечивается самим многократным повторением слов (вслед за всеми учащимися), причем повторение идет в течение игры постоянно, как вслух, так и «про себя». Отметим, что если в начале курса ученики обычно с трудом одолевают коллективно 12—15 слов, то впоследствии они становятся в состоянии с легкостью запомнить в одной игре до 120 слов и выше.
Завершая разговор о памяти, нужно подчеркнуть, что очень многое в механизмах непроизвольного запоминания основывается на недирективном воздействии на психику, на периферийном внимании и периферийной перцепции, на комбинации сознательных и подсознательных факторов, сила которых так верно было отмечена когда-то Г. Лозановым и важность которых невозможно переоценить.
Глава XX