Специфика нравственной детерминации человеческого поведения

Факторы детерминации поведения личности в деловом общении

Поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.

"Я" - это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды.

Содержание нашего "Я" во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку.

Источники формирования положительной самооценки конкретного индивида поддаются классификации. Для одних наиболее успешной сферой самореализации "Я" является работа, профессиональная деятельность.

Я-образ - это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное "Я" - это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, "Я"- образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти -- Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству -- Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном "Я" волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках "Я"- образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант ~ буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).

Учение о добродетели

Фома дает несколько определений добродетели по мере углубления мысли. В первом приближении добродетель - это некое совершенство, которое присоединяется к какой-нибудь способности души. Дело в том, что для действия человеку недостаточно иметь только способности. Бог обладает полной актуальностью и всем необходимым для действия. Неразумные вещи, наделенные естественной формой, такой, как тяжесть, влажность, сухость и т.д., также обладают всем достаточным для действия в заданном направлении. Человеческая ситуация осложняется тем, что каждая человеческая способность дана лишь в модусе возможности. Как человеческому разуму в качестве способности познания необходимо выделить начальные принципы познания и только потом с помощью их строить различные науки, так и любой другой способности необходимо выработать некоторые навыки ее употребления. Однако, чтобы быть добродетелью в собственном смысле слова, этот навык, эта выработанная привычка в употреблении способности должна служить добру. Отсюда получается следующее определение добродетели, сконструированное Фомой с помощью различных текстов Августина: "Добродетель есть доброе качество души, ведущей правильную жизнь; это качество невозможно использовать во зло, и с помощью него Бог действует в нас независимо от нас" (с. 164) (последнее относится только к теологическим добродетелям, см. об этом ниже).

Каково "местоположение" добродетелей в душе? Добродетели причастны все три основные способности души - разум, воля и желательная способность (разделяющаяся на вожделение и пылкость), - но в разном смысле. Поскольку добродетель есть навык действия, а непосредственным принципом действия является всегда воля, то, строго говоря, добродетель может "иметь место" только в воле. Другие способности лишь в той степени могут быть носителями добродетели, в какой они движимы волей. Так, в случае добродетели веры предмет разума полностью определен волей (так как, по Августину, человек может верить, только если хочет) (с. 171). Именно поэтому вера является добродетелью в высшем смысле. В случае же, если интеллект получает от благой воли цель, состоящую в поисках путей к достижению или coхранению блага, то рождающийся отсюда навык интеллекта тоже еще заслуживает названия добродетели. Это - добродетель благоразумия. Аналогичные примеры доставляют добродетели силы (в пылкости) или воздержанности (в вожделении) как прорастание воли в разум, подчиняющий естественные желания. Если же мы говорим о способностях интеллекта, прямо не относящихся к актам воли, таких, как знание (в теоретическом разуме), или искусность (в практическом разуме), то они рассматриваются как добродетели лишь в условном смысле. Отсюда следует новое определение добродетели: "Добродетель есть устойчивый навык правильного действия, имеющий основу в свободной воле разумного существа" (с. 174),, Добродетель (как навык) является приобретенным, а не врожденным достоянием.

Перейдем к классификации добродетелей.

Существует три типа добродетелей: интеллектуальные (или добродетели разума), моральные и теологические...

Итак, все естественные добродетели разделяются на два класса: добродетели интеллектуальные и моральные (см. (Таблицу). Добродетели моральные связаны с желающей частью нашей души. Эти добродетели в свою очередь разбиваются на две группы. Добродетели, связанные с действиями, которым руководят разумные желания, образуют группу добродетелей носящих общее имя справедливости. Сюда входят признательностъ, сыновняя любовь и др.

Входит сюда и добродетель религиозности как воздание должного почтения Богу. Вторую группу моральных добродетелей образуют пассионарные добродетели, связанные со страстями. Мы уже отмечали, что в противовес стоикам Фома понимал страсти как морально нейтральные.. Среди всех моральных добродетелей четыре являйся главными: благоразумие, воздержанность, сила и справедливость (с. 190). Их называют кардинальными добродетелями (лат. oardines - дверной крюк). Формальный принцип этих добродетелей - благо разума. Если мы рассматриваем разум в себе, это дает добродетель благоразумия.

Остановимся несколько подробнее на милосердии - высшей добродетели томизма. Милосердие представляет собой род любви-дружбы (1'amour d'amitie) между Богом и человеком (с. 253). Милосердие оказывается выше веры и надежды, так как последние связаны с достижением Бога только в аспекте истины и добра, милосердие же достигает самого Бога, как предела наших стремлений. Милосердие как дружба и любовь о Богом естественно распространяется и на вое божье, т.е. на тварь.

Добродетели все в совокупности тесно взаимосвязаны и входят в систему подчинений. Теологические добродетели выше всех остальных, однако нельзя обладать теологическими добродетелями, не обладая моральными (с. 203). Высшей из теологических добродетелей, как уже отмечалось, является милосердие. Моральные добродетели подчинены, в некотором смысле, интеллектуальным, так как разум воспринимает универсальные истины, а желающая способность направлена на вещи партикулярные. С другой стороны, добродетели есть собственно навыки действия, поэтому моральные добродетели являются, как уже отмечалось, добродетелями в собственном смысле слова. Добродетели входят в моральный организм человека в определенных пропорциях.

Наши рекомендации