Трудные состояния, их виды и влияние на деятельность.
Волевые процессы.
Эмоциональные процессы, влияя на деятельность и участвуя в формировании функциональных состояний, неразрывно связаны с другой категорией психических процессов – волевыми процессами. Волей называется способность человека, проявляющаяся в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательных целей. Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях и эмоциях, но ещё и действует, изменяя окружающую среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами. Это выражается в произвольных, т.е. волевых, действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения цели. Основной побудительной причиной возникновения и развития волевых действий являются испытываемые человеком потребности.
Эмоциональные и волевые процессы связаны таким образом, что воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции. В свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, содействуют повышению его потенциала. Взаимосвязь эмоций и волевых процессов ведёт к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и переживаются субъектом в форме психических состояний.
Трудные состояния, их виды и влияние на деятельность.
В жизни часто встречаются состояния, связанные с чрезмерным эмоциональным напряжением. Если у животного избыток возбудимости разряжается через двигательные реакции, то у человека естественная разрядка не всегда возможна. В этих случаях возникают явления застойного возбуждения. Результатом является развитие так называемых трудных состояний. К ним относят доминантные состояния, состояния стрессов, фрустрации, тревоги.
Доминантные состояния – это состояния, в которых напряжённость смещена в сферу внимания и является основной. К ним относят рабочие или трудовые состояния. Это одна из самых устойчивых и «здоровых» доминант. Она определяет отношение к жизни, к себе, самочувствие. В работе индивид утверждает себя как личность, реализует свои потенции, объективизирует способности. Важнейшим является познавательное доминантное состояние, которое проявляется в трёх вариантах: исследование предметного мира, учебная деятельность, научная деятельность. Наиболее напряжёнными являются ситуации. Когда неизвестно время предстоящего события. Такое состояние называют бдительностью. Из названия следует, что это состояние связано с активизацией функции наблюдения за значимыми сигналами, с готовностью адекватно реагировать на них. Другим видом доминантных состояний является состояние ожидания. Внешние и внутренние проявления состояния ожидания в значительной мере зависят от индивидуальной реактивности человека. Пассивное ожидание воспринимается большинством людей как активное предвосхищение будущего столкновения с напряжённой ситуацией. Психическое выражение такого состояния – повышенная тревожность, неуверенность в себе. Она отражает физиологические сдвиги, называемые предстартовыми, предрабочими. Чрезмерно выраженное доминантное состояние ожидания может играть и отрицательную роль. В результате сильного волнения человек устаёт («перегорает») ещё до того, как приходится выполнять ожидаемую деятельность.
Фрустрация – психическое состояние острого переживания неудовлетворённой потребности. После стресса это наиболее распространённый вид трудных состояний. Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью, невозможностью её реализации, срывом мотивационного поведения. Причины могут быть биологические (физиологические – голод, сон, сексуальные потребности) и социальные (трудовые, познавательные, межличностные, нравственные). Для фрустраций характерны отрицательные переживания: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, чувство лишения. Особенно трудно переносятся переживания человекам, когда он отвергается обществом, лишается привычных социальных связей. Часто фрустрация развивается в результате неудовлетворённости собственным профессиональным трудом, его содержанием, результатом, когда человек реально не знает своих жизненных программ, своих возможностей, часто ощущает, что растратил по пустякам свои жизненные силы, мог бы работать лучше.
Тревога – результат возникновения фрустрации или её ожидания – является первичным проявлением психологического стресса. Тревога характеризуется как чувство диффузного опасения, ожидания, беспокойства, ощущения неопределённой угрозы. Главным для её возникновения является наличие угрозы или её предвидение. Тревога филогенически оформилась и закрепилась в виде психического предвестника возможной боли – сигнала об опасности, которая ещё не наступила. Предвидение опасности носит вероятностный характер и зависит не только от ситуационных, но и в большей степени от личностных особенностей. Тревога, несоразмерная с вызвавшим её явлением, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги.
Стресс является сегодня одним из самых популярных медико-психологических терминов. Его используют для обозначения проблем широкого круга: личностных, бытовых, социальных, производственных.
В широком понимании стресс – это любое более или менее выраженное напряжение организма, это нормальное состояние для человека. Дело в его выраженности. Практически, современный человек постоянно находится в состоянии стресса. Выделяют шесть основных симптомов хронического стресса: бессонница, мышечные боли в груди, кашель (покашливание «для очистки горла»), сексуальная неудовлетворённость, эмоциональный дисбаланс (перепады настроения). Частыми проявлениями стресса бывают хроническая усталость и избыточный вес. Профилактика психологического стресса может идти по следующим направлениям. Выяснение природы, причин стрессового состояния. Выявление стресс-факторов и выработка условий, позволяющих их контролировать или нейтрализовать. Организация рационального питания, исключение из пищи активаторов ЦНС. Использование различных способов релаксации: психологическая, мышечная, дыхательная, саморегуляция, аутотренинг. Применение физических нагрузок: бег трусцой, ходьба и другие виды активности в аэробном режиме.
Ключевые понятия темы: психологические функции.
Контрольные вопросы:
1.Эмоции.
2.Основные функции эмоций.
3.Воля.
4.Мотивы.
5.Фрустрация.
6.Тревога.
7.Стресс.
Литература:
1. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, которые работают с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во ИП, 2002.
2. Психология труда: Учеб. Для студентов высш. Учеб. завед./ Под ред. профессора А.В. Коржова. – М., 2003.
3. Психология труда: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Завед. /Под ред. Профессора А.В. Карпова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003.