Ii. динамика периодизаций семейных отношений
Период ухаживания.
В развитии человека существует определённый возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать. Психологическая задача периода ухаживания в том, чтобы найти свой индивидуальный стиль общения с представителями противоположного пола.
В период ухаживания реализуются представления о взаимоотношении полов, полученные в процессе воспитания. В этот же период происходит психологическое отделение от родительской семьи. Есть культуры, где молодому человеку невесту подбирают родители, поэтому период ухаживания искажён – молодой человек ухаживает за девушкой, на которую показали ему родители.
Даже современный городской житель не свободен от мнения родителей в брачном вопросе. Даже если молодой человек по-настоящему испытывает глубокое чувство, нет никакой гарантии, что он услышит одобрение со стороны родителей.
Период ухаживания психологически сложен не только для самого молодого человека, но и для его родителей тоже.
Добрачное знакомство, ухаживание у современной молодежи происходит чаще всего виртуально.
Благоприятными качествами вступления в брак названы: доброжелательность и участливость, эмоциональная живость, старательность, способность исполнять подчинённые роли, но при сохранении собственных суждений,умение обращаться с деньгами, умение брать на себя ответственность, надёжность ,уверенность в себе, забота о поддержании равенства в общении,тонкая наблюдательность, умение подмечать детали в эмоциональном состоянии женщины, способность к эмоциональной поддержки,способность получать удовольствие от помощи другого,спокойное отношение к советам (например, свекрови) тесно связано с отсутствием тенденции к соперничеству и отсутствием излишней романтики.
Функции периода ухаживания:
1)Накопление совместных переживаний и впечатлений.
2)Узнавание друг друга.
3)Уточнение и проверка решения оформить брак.
4)Проектирование совместной будущей жизни на основе вербализации своих ожиданий.
Молодая семья, её задачи и особенности.
Сразу после вступления в брак происходит подтверждение отношений в паре.
К характеристикам молодой семьи относят – большое колличество стрессоров :отсутствие собственного жилья, непринятие роли семьи, невыполнение ожидания старших родственников, болезненное приспособление к новым условиям. Всё это ведёт к конфликтам, оставляющим глубокий след в душе молодых.
Этап рождения ребенка приводит очень часто к изменению семейных ролей, необходимости быстро приспосабливаться к новой роли. Рождение ребёнка предполагает новые возможности сотрудничества не только мужа и жены, но и родственников.К стрессовым факторам можно отнести то что, что многие еще не получили образование, многие не имеют собственного жилья, доходы в семье минимальны, отсутствие эмоционального единства из за огромных нагрузок на работе.
Все эти нормативные стрессоры, даже по отдельности, приводят к нарушению семейных отношений.
В особую группу риска попадают семьи:
1) которые были стимулированы добрачной беременностью невесты. То есть то насколько крепкими будут семейные отношения, будет зависеть от мотивации вступления в брак.
2)Семьи с мотивацией вступления, « как желание соответствовать социальным требованиям).Обычно возникает у неуверенных в себе людей (например, за лишь бы кого). Этот брак совершается под лозунгом: «Быстрей, пора!». Причём, партнер рассматривается исключительно как средство достижения цели. Все силы тратятся на поиск такого партнёра и, в принципе, неважно какой это партнёр, главное, чтобы он не возражал против брака. Такой брак может быть и счастливым, но чаще распадается.
3)Мотивация на определённый тип брака, т.е. это мотивация по фактору престижности брака (например, выйти замуж за военного, артиста, бизнесмена; человека, известного в политике и т.п.).
К наиболее успешным мотивациям вступления в брак можно отнести:
1)Мотивация на определённого человека. Избранник нужен таким, каков он есть, атмосфера полного принятия, выбор является абсолютно сознательным. Очень хорошо, если избранник воспринимается реальным (без идеализации). Считается, что такой брак может победить нормативные стрессоры.
Пожилой человек и семья.
В первобытном и другом мире, продолжительность жизни человека была небольшая (до 40 лет).
Наиболее общепринятой является периодизация психологического старения с нормативным кризисом в 55-65 лет. Характерно изменение социального статуса и внутренней позиции человека по отношению к своей жизни.
К негативным моментам психологического кризиса относятся: резкое изменение образа жизни, потеря множества социальных связей, ухудшение здоровья, изменение места в семейной структуре,снижение социальных и личностных притязаний, изменение психологического функционирования.
К наступлению пенсионного возраста подавляющее большинство людей достигают максимально возможные для них уровни:образовательного,
Профессионально-квалификационного, должностного, материального, социального статуса.
В зарубежной психологии и социологии, разработана теория «Освобождения от дел». Авторы Мюррей Генри и А. Камминг.[34] Суть теории: Выход на пенсию рассматривается как разрыв между личностью и обществом, ухудшается качество тех социальных связей, которые ещё сохранились между личностью и обществом; ослабевают социальные контакты и происходит своеобразное отстранение молодого поколения от пожилых людей. Выход на пенсию ведёт к утрате социального статуса, уменьшению поступающей информации, которая и была связана с этим социальным статусом.Генри выделил 3-и типа пожилых людей в зависимости от психической энергии при выходе на пенсию:
Люди, которые не выходят на пенсию, а выполняют те же социальные функции, роли и не тяготятся этим.Люди, которые вышли на пенсию, утратили прежний социальный статус, но ведут активную жизнь, наполняют её досугом, любительскими занятиями, общественной деятельностью и тем самым они компенсируют утрату своего социального статуса.
Люди с низким уровнем психической энергии. Они не заняты не на производстве, не вне его. Не имеют ярко выраженных интересов. Погружены в мир личных переживаний, забот. Считается, что именно эти люди очень быстро заболевают.Рассмотрение выхода на пенсию с точки зрения отечественных исследователей:
Выход на пенсию – многоплановое социальное событие. Главной его сутью является нарушение сложившегося динамического стереотипа. Когда резко меняются условия жизни, человек испытывает процесс дезадаптации и приспособится к новому положению, может двояко:
Человек приспосабливается к своему микроокружению.
Это микроокружение тоже приспосабливается к новой роли человека. В.Д.Шапиро считает, что женщины обычно чаще удовлетворены уходом на пенсию, чем мужчины. Потому, что женщина, выходя на пенсию, увеличивает объём деятельности. Причём, заново женщина практически не берёт новых функций, а увеличивает старые. [59]
А мужчина, выходя на пенсию, осваивает новые функции и для мужчин это более болезненно. [59]
Наиболее болезненно уходить на пенсию тем индивидам, которые теряют очень высокий пост. Для пожилого человека исключительно большую роль играет семья. Семья для пожилого человека представляет собой не просто ближайшее окружение, но и является источником психологической помощи – социальной, материальной и психологической; обеспечивает максимальный уровень потребления и комфорта, представляет условия для досуга и отдыха.
Для пожилого человека очень большое значение имеет то, как к нему относятся выросшие дети. Две основные позиции отношения детей к пожилому человеку: [59]
Постоянная благодарность, любовь и уважение, признание родительского авторитета, высокая оценка того, что для них сделали родители. Нельзя жалеть тёплых слов для пожилого человека.
Очень часто возникает агрессия детей по отношению к родителям, она связана с тем, что взрослые дети недовольны тем, что их пожилые родители не выполняют деятельность в том объёме, в котором они выполняли это раньше. Взрослые дети не понимают процесс старения.
Изменение норм, ценностей повседневной жизни. В результате чего молодое поколение выбирает иные, более новые, ценности, пожилые – старые ценности. Это проблема несоответствия старого времени новому, проблема отцов и детей.[50]
Отношение пожилого родителя к взрослым детям:
1)позиция агрессии, так как выросшие дети перестают использовать родительские ценности, стратегии.
2)позиция претензий, упрёков, что они делают что-то не так (не как родители). В итоге пожилой человек в семье может оказаться не защищённым, обиженным и роль агрессора могут играть дети.
3)Самоотверженность. В ущерб своему здоровью стараются помогать уже выросшим детям. Чаще всего они поступаются своими интересами, лишь бы дети были бы счастливы. [50]
Многие пожилые родители живут отдельно, но это не значит, что они не озабочены делами семьи. Хотя они и живут отдельно, семья остается центром их интересов.
Если в семье благополучные отношения между пожилыми и детьми, то старики будут жить дольше.
В целом семья остаётся для пожилого человека уникальным, ничем не заменимым, источником поддержки, стабильности и сплоченности.
Люди, имеющие разносторонние интересы, в большей степени являются долгожителями.