Все виды потенциалов индивида выше подобных потенциалов группы.

В этом случае индивид «выталкивается», не принимается группой. Он может получить статус пренебрегаемого или отвергаемого.

Однако, в силу более высокого уровня самодостаточности, он приобретает определённую меру независимости от группы. Более того, если он вносит какой-либо вклад в развитие группы, повышает её статус, он может стать «независимым авторитетом», не будучи включённым во все структуры неформальных связей. Между ним и группой будет соблюдаться «формализованный» тип отношений.

Такой индивид будет стремиться установить связи и отношения, адекватные своему уровню, вне группы членства, в других социальных группах.

2) Названные потенциалы индивида и группы равны. В этом случае индивид быстро принимается группой. Он сразу может занять статус принимаемого, с последующим «карьерным ростом» до предпочитаемого и даже лидера.

3) Индивидуальные потенциалы нового члена группы ниже потенциалов группы. Такой индивид, как правило, сразу опускается на «дно» группы и занимает статус отвергаемого, в лучшем случае – пренебрегаемого.

В отличие от первого случая его «степени свободы» в группе минимальны. Часто такие индивиды вынужденно занимают позицию «козла отпущения».

При определённых характерологических особенностях, данный индивид может полностью «самоизолироваться» и проявлять агрессивность по отношению к группе или к внешним объектам, если агрессия против группы для него опасна.

В качестве частных причин такого положения можно выделить, например:

Ø резко вы­раженные отрицательные качества: жадность, склонность к воровству, моральная или физическая нечистоплотность, высо­комерие, чванство и др.

Ø чрезмерно выраженные положитель­ные или нейтральные качества: стеснительность, робость, честность, правдивость.

Ø чув­ство неполноценности — маленький рост, слабое физическое развитие,

Ø привычки, имеющие отрицательную оценку в кол­лективе,

Ø система моральных, нравственных, мировоззренчес­ких ценностей, резко отличающихся от господствующих в дан­ном коллективе и др.

В этом случае руководитель выясняет причины отвержения или пренебрежения сотрудника коллективом и принимает меры для ликвидации изоляции, формируя устойчивые положительные связи путем педагогического воздействия.

В крайнем случае, если ситуация не поддается разрешению таким образом, применяются административные меры. Например, перевод подчинённого в другое подразделение или в другую рабочую смену и т.п.

На индивида в социальной среде воздействуют силы «сжатия», то есть силы, ограничивающие его степени свободы. Чем ниже статус индивида в группе, тем сильнее на него воздействуют силы «сжатия».

Чем выше социометрический статус индивида, тем больше у него степеней свободы.

Однако по мере уменьшения воздействия внутригрупповых сил сжатия, возрастает внутренняя «сила», ограничивающая поведение индивида, это чувство «ответственности».

Силы «сжатия» можно разделить на две группы:

Первая группа определяется свойствами формальной структуры, формой появления этих сил выступают различного рода документы, регламентирующие поведение индивида в организации: приказы, инструкции, уставы, должностные обязанности и т.п.

Вторая группа определяется свойствами неформальной структуры группы, формой проявления этих сил выступают механизмы групповой динамики: общественное мнение, традиции, внутригрупповые нормы и т.п.

Структура 2.1 Парная связь (диада). Характеризует, как правило, дружеские, доверительные отношения между людьми, чаще наблюдается в небольших коллективах.

Причинами не включённости диады в групповые отношения могут быть:

Различия в образовательном уровне, системе интересов, неприятие групповых норм данной неформальной структуры и др.

Если такая связь (замкнутость только друг на друга) характерна для данных людей и во всех сферах отношений, следует принять меры для включения этой пары или одного из них в структуру внутриколлективных отношений.

Структуры 3.1, 4.1, 5.1, 6.1. Цепочка. В этой структуре нет лидера, связи последовательные. Поэтому она неустойчива к внешним и внутренним воздействиям. Сотрудники, объединенные в подобные структуры, практически никогда не действуют сплоченно, единым коллективом. Это переходная структура появляется, как правило, в период формирования коллектива.

Управлять этой структурой сложно. Необходимо воздействовать, как правило, одновременно на двух сотрудников, объединенных парной связью, или на каждого отдельно.

Если группа имеет положительную направленность, целесообразно принять меры для ее укрепления, т.е. формировать новые связи, ведущие к образованию устойчивых структур. Для этого нужно объединить крайних в данной структуре и постараться выделить и сформировать лидера.

В случае если группа имеет негативную направленность, можно принять меры для того, чтобы ее разрушить. Этого можно добиться, противопоставляя интересы двух пар друг другу, или двух объединенных парной связью людей, или же дискредитацией одного из них, занимающих срединное место в цепочке.

Структуры 3.2, 4.2, 5.2, 6.2. Замкнутая цепочка или кольцо. В данной структуре также нет лидера, имеют место только парные связи, поэтому для нее характерны те же свойства, что и для цепочки. Хотя она и более устойчива, так как каждый имеет две связи, т.е. двух товарищей.

Структуры 4.3, 5.3, 6.3. Полная структура. Неформальные группы, объединенные подобным образом, отличаются большей степенью дружбы, сплоченностью, организационной и психологической автономией.

Все члены группы дорожат сложившимися отношениями, каждый обладает сильным чувством социальной защищенности со стороны остальных членов группы. В ней имеет место сильная круговая порука.

Главная моральная ценность такой группы: нерушимость дружбы, независимость от внешних влияний. В группе, как правило, нет серьезных внутренних конфликтов.

Она обладает большой степенью самодостаточности, как правило, члены группы не идут на установление устойчивых социально-психологических контактов с другими неформальными группами и отдельными членами коллектива.

Группа может противопоставлять себя другим неформальным группам, отдельным членам коллектива, всему коллективу в целом. Каждый член группы может пойти против требований руководителя ради интересов группы.

Управлять группой довольно сложно, трудно влиять на отдельных ее членов, поэтому командир вынужден искать подход ко всем ее членам.

Если группа имеет положительную направленность, следует принять меры для выделения из ее среды лидера. Для этого нужно выявить наиболее авторитетного, имеющего способности организатора человека чаще назначать его старшим в группе и пр. Ненавязчиво подчеркивать, что группа достигла успехов в значительной мере благодаря заслугам этого человека. Ставить удовлетворение потребностей, интересов группы в зависимость от степени подчинения ее членов избранному руководителем человеку. Передавать положительную для данной группы информацию преимущественно через него, а также чаще удовлетворять просьбы группы, если они исходят от потенциального лидера.

Если группа имеет явно выраженную негативную направленность и принятые руководителем педагогические меры положительного результата не принесли, следует попытаться разрушить эту группу. Для этого следует определить самого “слабого”, т.е. члена группы, для которого мораль группы имеет наименьшую ценность. Затем противопоставить его личные интересы интересам группы. Показать ему, что, отдавая приоритет интересам группы, он жертвует своими личными интересами, а также интересами своих родных и близких.

Структуры 4.4, 5.4, 6.4. Игрек. Данная структура весьма устойчива как к внутренним, так и внешним воздействиям. Кроме 4.4, группы имеют двух лидеров, которые в случае конфликта быстро находят общий язык и решают конфликтную ситуацию.

Управлять группой можно опираясь на обоих лидеров, поэтому руководителю в первую очередь нужно установить контакт с ними и через них влиять на остальных.

Работать необходимо с каждым членом группы, но с учетом его неформального статуса.

Если группа имеет негативную направленность, необходимо ее разрушить, для этого следует: разрушить связь между лидерами, противопоставив их интересы; дискредитировать одного из них или обоих в глазах группы; либо уволить одного или другого.

Структуры 5.5, 6.5 Крест. Группа вполне устойчива. Имеет явно выраженного лидера. Лидер группы психологически подавляет остальных членов группы. Действует достаточно тонко, “по-умному”. Удерживает лидерство по принципу “разделяй и властвуй”, причем делает это в доброжелательной форме, выделяя положительные качества (настоящие или мнимые), подчеркивая исключительность каждого, свое расположение к нему. Например, одному говорит, что он самый надежный и бескорыстный товарищ в группе, другому, что он лучше всех в группе знает специальность и равных ему нет и т.д., причем, говорит это с глазу на глаз.

Таким образом, он отдаляет членов группы друг от друга. В случае конфликта в группе он выступает в роли “третейского судьи”.

В группе все друг о друге, как правило, не очень высокого мнения. Высокий авторитет у всех имеет только лидер, только он формируется и развивается как личность, а индивидуальность и самостоятельность остальных членов группы подавляется.

Группа возникает при двух условиях: разница в характерах - один всегда по складу характера лидер, а остальные “ведомые”, которые тянутся к нему и группируются вокруг него. В необычной, стрессовой ситуации, когда все растеряны, не знают что делать, как себя вести - в этом случае любая активность одного из индивидуумов выдвигает его в качестве лидера, за которым идут остальные.

Эффективно управлять группой можно только через лидера. Если группа имеет в целом положительную направленность, необходимо формировать взаимные положительные связи между остальными членами группы. Дискредитация лидера в глазах всех членов группы или перевод его в другое подразделение ведут к полному разрушению группы.

Структуры 5.6, 6.6. Колесо. Группа весьма устойчива к внешним и внутренним воздействиям. Имеет ярко выраженного лидера, он всегда демократ. В группе хороший психологический климат.

В случае положительной направленности группы это самый оптимальный вариант неформальных отношений в формальной структуре, так как в группе здоровые, дружеские отношения и есть ярко выраженный лидер, через которого можно довольно легко управлять ею.

Если группа имеет негативную направленность. Следует дискредитировать лидера в глазах других членов группы, или перевести его в другое подразделение, или же принять меры по выдвижению нового лидера.

Наши рекомендации