Антикризисное управление предприятием

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы  
Название дисциплины  
Тема  
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество студента  
№ контракта  

Содержание

Основная часть…………………………………………………...…………………3

Антикризисное управление предприятием………………..………….….……….3

Приложения……………………………………………………………………….10

Основная часть

Антикризисное управление предприятием

Все процессы, которые происходят в организации, можно раз­делить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознатель­ном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определен­ном соотношении, что отражает совершенство и искусство управ­ления. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми, и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, а превалирование управляе­мых процессов зависит от эффективности управления и в опреде­ленных условиях тоже ведет к кризисным ситуациям. Так, чрезмер­ный бюрократизм рождает социальную напряженность, конфликт­ные ситуации. Ранее часто использовался термин «заорганизованность», который характеризует стремление всем и всячески управ­лять, даже в тех случаях, когда в этом нет реальной необходимости. Зачастую это возникает в результате необоснованных опасений, от­сутствия доверия к персоналу, непрофессионализма, а также на по­чве амбициозности менеджера.

Помимо того что управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они имеют меру управления, т.е. являются управляемыми до определен­ной степени. Так, хороший и четкий исполнитель не будет выпол­нять распоряжений, идущих вразрез со здравым смыслом или юри­дическим законом.

Следовательно, можно сделать вывод: не все процессы могут быть (и являются) управляемыми, а управляемые процессы не мо­гут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое отношение к антикризисному развитию и управлению им.

К кризису может приводить «невидение» тех процессов, кото­рыми можно управлять и которые надо умело направлять. Если этого не делать, они могут превратиться в стихийные. Кризис может воз­никнуть и в случае стремления управлять неуправляемыми процес­сами, когда нет механизмов управления. Это приводит к пустой ра­страте ресурсов.

Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвра­щения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. Известно, что многие процессы развития характеризуются на­растающей сложностью организации. Так происходит с производ­ством, экономикой, социальной сферой. Усложняющаяся техноло­гия изготовления продукта, его разнообразие и функциональное назначение приводят к усложнению экономических связей, все большему разнообразию интересов человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, социодинамикой культуры и дру­гими факторами.

Процессы развития цикличны, и возрастание сложности про­исходит по логистической кривой. Она характеризует этапы возник­новения предпосылок, проявление процессов усложнения, исчер­пание сложившейся основы и накопление потенциала дальнейших изменений.

Логистическая кривая отражает четыре этапа развития. Так развивается не только организация, производство или фирма, — таким же образом происходит и развитие управления. Однако развитие управления происходит по «сдвинутой» логистической кривой. Это отражает его статус, его со­относительность с тенденциями развития социально-экономической системы, его возможность и ограниченность реагирования на про­цессы изменений в социально-экономической системе в целом.

Первый этап развития — это простое управление. Это управле­ние, обозримое по всем своим характеристикам и связям, не требу­ющее больших затрат на обеспечение его эффективности, не отли­чающееся многообразием своего функционального содержания, предполагающее элементарные организационные формы.

Второй этап — управление в условиях нарастающей сложности производства, которое в своем развитии должно опережать разви­тие производства. Только в этом случае оно может быть эффектив­ным. Это потребует реконструкции управления, что, естественно, повлечет за собой усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, а также профессионализацию управления.

Третий этап — управление, адаптированное к соответствующей сложности производства. Оно может стимулировать ускоренное раз­витие производства и способствовать дальнейшему повышению его сложности. Это управление ярко выраженного инновационного типа, но быстро исчерпывающее свой инновационный потенциал.

Четвертый этап — замедление развития управления при доста­точно высоких темпах развития производства. Здесь возможно воз­никновение нового несоответствия сложности производства и уп­равления, нарушения соотносительности управляющей и управля­емой систем. Это уже опасность кризиса управления, а вслед за ним всей управляемой системы.

Антикризисное управление в этом ракурсе его анализа выгля­дит как максимальное сближение ветвей логистических кривых на начальных и заключительных этапах цикла развития производства и управления и как максимальное опережение тенденции развития управления относительно тенденции развития производства на сре­динных этапах проявления этих тенденций.

Как уже указывалось, опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социаль­но-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов.

Управление социально-экономической системой в определен­ной мере всегда должно быть антикризисным.

Антикризисное управление - это управление, определенным об­разом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кри­зиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в пер­вую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и ре­шительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтере­сованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и при­роды кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наи­более сложных проблем, использовать накопленный опыт преодо­ления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Необходимость антикризисного управления отражает потребно­сти преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовываться можно только посредством специальных механиз­мов антикризисного управления, которые следует создавать и со­вершенствовать.

Необходимость антикризисного управления обусловлена также и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, зас­тавляют искать и находить новые средства антикризисного управ­ления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии.

В экономическом антикризисном управлении тоже возникает необходимость поиска — типов диверсификации производства, кон­версии.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнооб­разна; ее можно разделить на четыре группы (Приложение А).

Первая группа — проблемы распознавания предкризисных ситу­аций. Это непростое дело — своевременно увидеть наступление кри­зиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит возможное предотвращение кризиса. Но не только от это­го. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запус­тить в действие. И это тоже проблема управления.

Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пе­режить, преодолеть. И это достигается посредством управления.

Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризи­са, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации.

Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процес­сах их решения формулируются миссия и цель управления, опреде­ляются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-эко­номического характера. Например, в экономическом антикризис­ном управлении возникает необходимость определения типов ди­версификации производства или проведения конверсии, что требу­ет дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содер­жания, социально-психологические проблемы. Проблематику антикризисного управления можно представить и в диверсификации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кри­зисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений.

К этой же группе мож­но отнести и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селек­цию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и са­нации предприятий.

Состав типичных проблем антикризисного управления подчер­кивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими харак­теристиками.

Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в про­цессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выде­ляется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия — фак­торы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обо­стрения противоречий, вызывающих опасность крайнего его про­явления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть пред­полагаемыми и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикри­зисным или становится антикризисным по мере вступления орга­низации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого по­ложения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Суть антикризисного управления выражается в следующих по­ложениях:

а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в) к кризисам можно и необходимо готовиться;

г) кризисы можно смягчать;

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе­циальных знаний, опыта и искусства;

е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может быть различ­ным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управле­ния (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок («семь раз отмерь...»), осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализ­му и пр.;

установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологи­ческую стабильность деятельности;

интеграции по ценностям профессионализма и компетентнос­ти;

инициативности в решении проблем и поиску наилучших вари­антов развития;

корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управ­ления, который надо понимать не только как характеристику дея­тельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления.

Стиль антикризисного управления должен характери­зоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, анти бюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганиза­цией, принятием ответственности.

Некоторые из характеристик антикризисного управления тре­буют более подробного рассмотрения.

1. Функции антикризисного управления — это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии кризиса, в процессе кризиса и при наличии его последствий?

В этом отношении можно выделить шесть функ­ций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустой­чивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, регулирование времени принятия и исполнения решений.

Причины кризисов:

финансово-экономическая ситуация в стране;

острая конкуренция;

непрофессиональное управление (ошибочные решения);

рискованное развитие (стратегии);

кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);

сложная социально-политическая обстановка;

природные катаклизмы.

Приложения

А Антикризисное управление предприятием - student2.ru

Наши рекомендации