Гипофиз и шишковидное тело
Обратимся ко второму из упомянутых органов — к гипофизу. Считается, что он развился из первичного рта как прямое продолжение пищеварительного канала беспозвоночных. У позвоночных он перестал функционировать в этом качестве и превратился в рудиментарный орган, но сохранил за собой специфическую функцию, связанную с ростом тела. Он активен во время обычного периода физического роста, и чем большую проявляет активность, тем быстрее происходит рост тела. Обнаружено, что у людей большого роста этот орган особенно активен. Кроме того, иногда гипофиз снова начинает функционировать уже после того, как оформился скелет, и в этом случае он обусловливает аномальный уродливый рост различных частей тела: рук, ног, носа и т.д. — вызывая сильное обезображивание.
Когда цереброспинальная система становится преобладающей, прежние функции этих двух органов прекращаются; но эти органы кроме прошлого имеют и будущее. Прошлое было связано с симпатической нервной системой, будущее связано с цереброспинальной. С ходом эволюции и оживлением чакр в астральном теле гипофиз становится физическим органом астрального, а позднее ментального ясновидения. Если в физическом теле на способность астрального видения приходится слишком большая нагрузка, это иногда приводит к воспалению гипофиза. Это орган, посредством которого знания, полученные астральным зрением, передаются мозгу; он также служит для активации точек соприкосновения симпатической системы с астральным телом, вследствие чего устанавливается непрерывность сознания между астральным и физическим планами.
Шишковидное тело становится связанным с одной из чакр астрального тела, а посредством этого — с ментальным телом и служит в качестве физического органа для передачи мысли от одного мозга к другому. При передаче мысль может быстро проноситься от ума к уму, в качестве среды для этой функции служит ментальная материя; или она может быть послана вниз к физическому мозгу, а отсюда с помощью шишковидного тела через физический эфир шишковидному телу другого мозга, а следовательно, к другому принимающему сознанию.
В то время как центр активности располагается в доминирующем элементе человека, связь чакр с физическим телом, как уже говорилось, должна устанавливаться с физического плана. Цель этой связи заключается не в том, чтобы сделать астральную оболочку более эффективным передатчиком энергии Духовного Человека к физическому телу, а в том, чтобы обеспечить полный контакт астральной оболочки с физической. Могут существовать различные центры активности построения передающих оболочек, но для того, чтобы результат деятельности тел, функционирующих на других планах, стал доступен бодрствующему сознанию, необходимо начинать с физического. Отсюда и большое значение физической чистоты в диете и других вопросах.
Часто спрашивают: каким образом знания, полученные на высших планах, поступают в мозг, и почему они не сопровождаются воспоминаниями об обстоятельствах, при которых они были приобретены? Любой, кто регулярно практикует медитацию, знает, что мозг хранит большой объем знаний, которые не были приобретены им на физическом плане. Откуда же они взялись? Они идут с астрального или ментального планов, где были приобретены, и достигают мозга обычным, описанным выше путем; сознание впитало их непосредственно на ментальном плане, или же они пришли к нему с астрального плана, а затем оно, как обычно, посылает мыслеволны вниз. Эти знания могут быть переданы каким-либо другим существом с высшего плана, прямо связавшимся с ментальным телом. Но обстоятельства такой передачи информации не могут быть известны по одной из двух причин, либо по той и другой вместе. Большинство людей на астральном и ментальном планах не являются, технически выражаясь, "бодрствующими" то есть их умственные способности обращены внутрь, заняты мыслительными процессами и эмоциями и не вовлечены в наблюдения за внешними явлениями на этих планах. Они могут быть очень восприимчивыми, и их астральные и ментальные тела могут легко отвечать колебаниями на внешние воздействия, посредством чего приобретаются знания, но их внимание не обращено на того, кто эти знания передает. С ходом эволюции люди становятся все более и более восприимчивыми к тому, что происходит на астральном и ментальном планах, но это не означает, что они начинают осознавать свое окружение там.
Другая причина такого незнания заключается в отсутствии вышеупомянутых связующих звеньев с симпатической системой. Человек может быть "бодрствующим" на астральном плане, активно там функционировать и четко осознавать свое окружение. Но если связующие звенья между астральной и физической системами не готовы или не активированы, то в сознании наблюдается разрыв. Каким бы ярким ни было сознание на астральном плане, до тех пор, пока эти связи не будут функционировать, оно не может передать физическому мозгу и запечатлеть в нем память о событиях в астрале. Вдобавок к этим связующим звеньям должен активно функционировать гипофиз, который фокусирует астральные колебания также сильно, как увеличительное стекло лучи солнца. Ряд астральных колебаний собираются вместе и направляются на определенную точку, что облегчает дальнейшее распространение вызванных колебаний. Все это необходимо для "запоминания".
Пути сознания
Возникает вопрос, всегда ли сознание следует по одному и тому же пути, чтобы достичь физической оболочки? Мы знаем, что прохождение иногда осуществляется непосредственно через атомические подпланы от плана к плану, а иногда, проходя через каждый подплан от седьмого к первому, и лишь после этого достигая атомического подплана нижестоящего плана. По какому из этих путей следует сознание? В обычном процессе мышления нормальным является ровное продвижение волны вниз через каждый последующий подплан, с ментального — через семь астральных подпланов — к физическому, эфирному и далее к плотной нервной материи. Эти волны вызывают в эфирной материи электрические токи, которые воздействуют на протоплазму серого вещества. Но когда наблюдаются специфические вспышки сознания как проблески гениальности или как в случае внезапно возникающих в уме озаряющих идей — например, таких, которые приходят ученому, когда из огромной массы фактов неожиданно рождается объединяющий и лежащий в их основе закон — в таких случаях сознание передается вниз только через атомические подпланы и таким образом достигает мозга. Эта озаряющая идея оправдывает себя простым своим появлением, подобно солнечному свету, а не завоевывает своей убедительности в процессе рассуждения. Следовательно, логический ход мысли к мозгу включает последовательное прохождение подпланов, а убедительное озарение проходит лишь через атомические подпланы.
Глава XII
СУЩНОСТЬ ПАМЯТИ
1. Большое "Я" и малые "я"
Что такое память? Как она работает? Каким образом мы вспоминаем прошлое, либо отдаленное, либо недавнее? Ибо в конце концов независимо от того, далекое это прошлое или близкое, относящееся к этой жизни или к предшествующим, способы его восстановления в памяти должны быть сходными. Нам необходима теория, охватывающая все виды памяти и в то же время позволяющая нам понять каждый конкретный случай.
Первый шаг к достижению определенной и ясной теории заключается в понимании нашего собственного построения, "Я" с его оболочками и их взаимоотношений; и мы можем здесь кратко повторить основные положения, о которых шла речь в предшествующих главах и которые непосредственно касаются проблемы памяти. Мы должны постоянно помнить тот факт, что наше сознание является целостной единицей, и что эта единица сознания функционирует, находясь внутри различных оболочек, которые придают ей ложную видимость множественности. Самая внутренняя, или самая тонкая из этих оболочек неотделима от единицы сознания: фактически именно она делает его целостной единицей. Этой единицей является Монада, расположенная на плане анупадака; но в практических целях мы можем рассматривать ее как знакомого нам внутреннего человека, Три-Атом, Атма-Буддхи-Манас, в отличие от атмической, буддхической и манасической оболочек. Эта единица сознания размещается в оболочках, относящихся к пяти планам ее активности, через эти оболочки проявляется ее деятельность; мы будем называть ее "Я", функционирующим в своих оболочках.
Следовательно, мы должны рассматривать сознательное "Я", обитающее в колеблющихся оболочках. Колебания оболочек со стороны материи соответствуют изменениям сознания со стороны "Я". Говорить о колебаниях сознания будет ошибочно, потому что колебания присущи только материальной стороне вещей, форме, и поэтому о колебании сознания мы можем говорить только образно. Итак, изменения в сознании соответствуют колебаниям в оболочках.
В том, что касается памяти, вопрос оболочек или тел, в которых функционирует сознание, или "Я", имеет первостепенное значение. Весь процесс восстановления более или менее отдаленных событий является вопросом их представления в конкретной оболочке — придания части материи оболочки сходства с ними — той, в которой сознание функционирует в данное время. В "Я" как части Вселенского "Я" — которое в наших целях мы можем рассматривать как Логос. хотя в действительности Логос является лишь частью Вселенского "Я" — присутствует все; ибо во Вселенском "Я" присутствует все, что произошло, происходит сейчас и произойдет в будущем во вселенной; все это (и еще безгранично большее) вмещает в себе Вселенское Сознание. Давайте рассмотрим только вселенную и ее Логос. Мы говорим о Нем как о вездесущем и всеведущем. Индивидуализированному "Я" как единому с Логосом по существу также присущи вездесущность и всеведение, но — мы должны поставить здесь "но" — с некоторой разницей. Разница заключается в том, что в то время как обособленному "Я" как "Я", отделенному ото всех оболочек, всеведение и вездесущность присущи в силу его единства с Единым "Я", оболочки, в которых оно обретает, пока еще не научились колебаться в ответ на изменения его сознания, когда оно обращает свое внимание к той или иной части своего содержания. Поэтому мы говорим, что все существует в нем потенциально, а не фактически, как в Логосе: все изменения, происходящие в сознании Логоса, могут быть воспроизведены в этом обособленном "Я", которое является неотделимой частью его жизни, но оболочки пока еще не готовы выступать в качестве среды для такого проявления. В связи с отделением формы, с облачением обособленного, или индивидуализированного "Я" эти возможности, присущие ему как части Вселенского "Я", являются скрытыми, а не явными, являются возможностями, а не реальностью. Как в каждом атоме, идущем на построение оболочки, существуют безграничные возможности колебания, так и в каждом обособленном "Я" имеются безграничные возможности изменения сознания.
В начале становления солнечной системы мы не находим в атоме безграничного множества различных колебаний; но мы видим, что он обладает способностью приобретения безграничного числа различных колебаний; он приобретает их в ходе своей эволюции, постоянно отвечая на колебания, воздействующие на его поверхность; к завершению существования солнечной системы огромное число ее атомов достигнут такой стадии эволюции, когда они смогут колебаться в ответ на любое затрагивающее их колебание, зародившееся в пределах системы. Можно будет сказать, что для этой системы атомы достигли своего совершенства. Это верно и в отношении обособленных, или индивидуализированных "Я". Все изменения, происходящие в сознании Логоса, которые представлены в этой вселенной и обрели в ней свои формы — все они также входят в совершенные сознания этой вселенной, и любое их этих изменений может быть воспроизведено в любом из них. Память — это возрождение, реинкарнация в материи всего того, что было во вселенной, а вследствие этого есть и будет вечно в сознании ее Логоса и в сознаниях, которые являются частями его сознания. Хотя мы рассматриваем "Я" как обособленное по отношению ко всем другим "Я", мы должны помнить, что оно является неотделимым в отношении Единого "Я", Логоса. Его жизни открыта любая часть его вселенной, и в нем мы живем и двигается, наше существо всегда открыто ему, наполнено его жизнью.
В то время, как "Я", оболочка за оболочкой, окружает себя материей, его способность приобретать знания становится с каждой последующей оболочкой все более ограниченной, но вместе с тем и более определенной. Достигнув физического плана, сознание сужается до тех впечатлений, которые могут быть получены посредством физического тела, и главным образом через те окна, которые мы называем органами чувств; это пути, по которым знания могут достичь заточенного "Я", хотя мы часто упоминаем о них как о закрывающих нам доступ к знаниям, когда говорим о способностях более тонкой оболочки. Физическое тело придает восприятию определенность и ясность, точно также, как и ширма с крошечным отверстием в ней позволяет картине внешнего мира появиться на стене, которая иначе представляла бы собой просто чистую поверхность; в действительности стена закрыта от лучей света, но именно благодаря этому перекрытию те лучи, что могут проникать через него, дают четко очерченную картину.