Взаимоотношения персонала организации

Взаимоотношения - это отношения по типу “личность - личность”, т.е. неформальные межличностные отношения персонала. Они как бы стоят за рамками стандартных производственных отношений, т.е. формальных регламентированных взаимодействийпотипу «профессионал-профессионал». Во времени они протекают параллельно, но имеют свои отличительные черты.

Взаимодействия отражают содержательно-технологический план совместной работы, в то время как взаимоотношения - межличностный, который тесно связан со скрытыми нуждами (потребностями, мотивами) персонала.

Именно в оптимальных формах взаимоотношений через право партнерского участия в совместной деятельности люди реализуют свою потребность в самовыражении и принадлежности к группе единомышленников.

При анализе взаимоотношений деловых партнеров необходимо отметить пять основных элементов взаимоотношений. Все они связанны с процедурой совместного решения проблемной ситуации и отражают реализацию права каждого участника деятельности на партнерские деловые отношения, на самореализацию как профессионала и личности:

- работа с информацией (“постановка вопросов”). Это право каждого участника совместной деятельности на получение и передачу нерегламентированной технологиями информации, но, с точки зрения участника, очень важной для достижения совместных целей. Это право имеет глубокий потенциал для повышения эффективности совместной работы, так как предполагает такие человеческие качества как умение тщательно анализировать условия работы, сопричастность и личная ответственность за результаты совместной работы. И, если что-то неясно и не вписывается в стандартные процедуры - исполнитель задает вопросы (спрашивает), а если считает важным - информирует (сообщает), при этом в команде единомышленников чувствует себя комфортно, не испытывая с их стороны давления, зная, что его право на информацию не будет проигнорировано;

Отстаивание своего мнения (“защита”).Понимается такое взаимоотношение, когда участник совместной деятельности считает себя обязанным высказать и отстаивать свою точку зрения, если те или иные действия других участников отличаются от планируемых или стандартных. При этом не оказывается на них давление, а поведение участника разумно и не связано с их упрямством, с отстаиванием любым путем своих позиций.

Разрешение конфликта.Конфликтное взаимоотношение может быть порождено различиями в восприятии, мнениях, оценках, мыслях или действиях при выполнении совместной деятельности. Эффективное взаимоотношение в этой ситуации предполагает умение спрогнозировать и предупредить конфликт (столкновение противоречий), а если он уже возник, то устранять противоречия и координировать совместные действия. Чтобы избежать в конфликтных ситуациях “порочного” круга взаимоотношений, следует придерживаться следующих двух правил: не уходить от общения и не применять “силовых” приемов в общении.

Критика.Свободное обсуждение без давления и игнорирования того, как эффективно (или неэффективно) осуществляется оценка ситуации, принятие решений и действия любого члена совместной деятельности. Если в коллективе деловые партнерские взаимоотношения, то каждый участник совместной деятельности понимает, что его критические замечания будут с должным вниманием выслушаны, оценены и на них последует адекватная реакция - приняты к сведению и произведена коррекция или аргументированно отведены, то есть каждый критикующий рассчитывает на объективную и аргументированную обратную связь со стороны своих партнеров по совместной работе.

-Принятие решения.Максимальное включение всех участников совместной деятельности в поиски оптимальных вариантов выхода из создавшейся проблемной ситуации, то есть принятие участие в коллективной выработке решения. Собственно принятие окончательного решения - это право руководителя, но на стадии подготовки участие всех членов совместной деятельности обязательно.

Наши рекомендации