Переработка информации в памяти (кратковременная, долговременная и оперативная память)

Таблица № 4. Сравнительная характеристика образов восприятия и памяти

Образ восприятия Образ памяти
1.Возникает в присутствии объекта 2. Образ настоящего 3. Ясный, отчетливый, полный 4. Процесс структурирования 1.Возникает в отсутствии объекта 2. Образ прошлого 3. Менее ясный, отчетливый; неполный 4. сама структура

Представления всегда включают интеллектуальную переработку впечатлений. Их возникновение имеет большое значение для сознательной жизни человека, если бы у нас были только восприятия, мы всегда были бы прикованы к наличной ситуации.

Между образом восприятия и образом памяти существуют промежуточные образования, а именно эйдетические образы. С представлениями памяти эйдетический образ сближает то, что он является образом отсутствующего предмета, тот есть предмета, который непосредственно не действует на органы чувств. С образом восприятия идетический образ сближает то, что он такой же яркий и детализированныи, как образ восприятия. Этот наглядный образ был впервые описан немецким психологом З.Иеншем. Он заметил, что некоторые художники проявляют интересную технику портретной живописи. Так, они сажают человека, которого пишут. смотрят на него 10-15 мин., затем отсылают его и продолжают писать его портрет. Секрет состоит в том. Что художники продолжают видеть человека, с которого пишут портрет, в его отсутствие. Эйдетические образы свойственны людям художественных профессий, а также детям.

Виды памяти

Существует несколько классификаций видов памяти. Виды памяти дифференцируются в зависимости о того какой материал запоминается и воспроизводится. В соответствии с этим выделяют следующие виды памяти:

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том. Что она служит основой различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и пр. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде («золотые руки»).

Образная память — здесь материалом, который запоминается и воспроизводится являются образы-представления. Такими образами могут быть зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные. Следующее небольшое упражнение позволит вам лучше понять этот вид памяти. Закройте глаза и представьте красный квадрат, затем смените его синим кругом; представьте, что вы гладите кошку или трогаете кору дерева; почувствуйте вкус банана или соли во рту; почувствуйте запах ваших любимых духов или запах бензина; вспомните свою любимую песню или услышьте звук пилы. Эти образы и есть образы памяти.

Словесно-логическая — ее содержанием являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в элементарной форме свойственны и животным, есть только у человека.

Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него, так как оно вызвало в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память—самый сильный вид памяти. Каждый по своему опыту знает, как иногда от давно прошедших и забытых событий остается только чувство. Однако это чувство может выступать в качестве первого узелка в развернутой цепочке ассоциаций.

В психологической литературе обсуждается вопрос о том. какие события лучше запоминаются—приятные или неприятные. Г.П.Блонский считал, например, что запоминается преимущественно неприятное. Согласно З.Фрейду, неприятные события имеют тенденцию вытесняться в область бессознательного. Разноречивость полученных результатов свидетельствует о том, что в такой постановке вопрос не допускает однозначного решения. При прочих равных условиях эмоционально насыщенный материал будет скорее запоминаться, нежели эмоционально нейтральный. В одних случаях, лучше будет запоминаться приятное, в других—неприятное, в зависимости от того, что именно в конкретном случае более актуально, более значимо для личности.

Переработка информации в памяти (кратковременная, долговременная и оперативная память)

Первый этап в процессе переработки информации в памяти называется сенсорный регистра Сенсорный регистр—это непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения отпечатков очень невелика — около 0.1-0.5 сек. Чтобы понять, что же такое сенсорный регистр (эту систему иногда называют иконической памятью), проведите небольшой эксперимент. Похлопайте четырьмя пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают. У вас сначала еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем остается лишь воспоминание о том, что имело место. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Какова же функция системы «непосредственных отпечатков сенсорной информации? Эта функция заключается в том, чтобы обеспечить системам выделения признаков и распознавания образов время, необходимое для обработки сигналов, воздействующих на органы чувств. Система иконической памяти исходно содержит больше информации, чем используется на последующих этапах анализа.

Кратковременная память — это необходимый промежуточный этап на пути переработки информации от сенсорного регистра до репрезентации ее в долговременной Памяти. Она удерживает материалы иного типа, нежели «непосредственный отпечаток» сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпрстацию этих событий. Кратковременная память имеет очень малую емкость и короткую жизнь: след сохраняется около 20 сек. Удержать материал в кратковременной памяти возможно посредством повторения. Однако это осуществимо, если количество подлежащего удержания материала невелико. Хотя повторение может помочь удержать материал, оно не в состоянии увеличить объем памяти. Процесс повторения как бы просто подхватывает и освежает стирающийся след, вводя его вновь и вновь в кратковременную память.

Долговременная память—самый сложный вид памяти. Существует предположение, что для закрепления консолидации) следов памяти переходимо некоторое время, а именно 10-15 минут. Следы долговременной памяти хранятся очень долгое время, даже всю жизнь. Если кто-то в детстве изучал иностранный язык, но долго не пользовался им, а потом через 20 лет снова стал изучать, то неожиданно для себя констатирует, что иностранный язык изучается гораздо легче, чем в первый раз. Кратковременная и долговременная память—это две стадии единого процесса Кратковременная память—это тот пропускник, через который информация поступает в долговременную память.

Оперативная память — этим термином обозначаю мнемическис процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия и операции. Предположим, вам нужно помножить 23 на 15. Вы множите 23 на 10 и получаете 230. Затем переходите ко второй операции: 23 на 5 и получаете 115, затем складываете результат первой операции с результатом второй. Удержание промежуточных результатов происходит в оперптивной памяти. Характерно, что удерживать результат промежуточной операции нужно до тех пор, пока он необходим для выполнения окончательной операции. Когда конечный результат получен, след промежуточной операции стирается.

Процессы памяти

Запоминание—процесс закрепления новой информации путем ее связывания с уже известным, хранящимся в памяти. Различают следующие виды запоминания:

Механическое и осмысленное Данные экспериментальных исследований показывают значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение результатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов показало, что продуктивность запоминания находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей (в 22 раз эффективнее!)

Произвольное и непроизвольное запоминание. Под непроизвольным понимается такое запоминание, когда человек не ставит специальной цели запомнить. Например, вы идете по улице и запоминаете какую-то ситуацию, хотя специальная задача — запомнить — перед вами не стояла. При произвольном запоминании человек ставит специальную цель—запомнить. Какое же запоминание более продуктивно? Исследования

Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может оказаться продуктивнее произвольного, все зависит от того, какое место занимает запоминаемый материал в структуре деятельности. Так, проводился следующий эксперимент: в одном случае испытуемым предлагалось расклассифицировать предложенные картинки по группам, причем цель запомнить эти картинки перед испытуемым не ставилась. В втором случае ставилась цель именно запомнить картинки. Так вот, в случае классификации картинки запомнились лучше, нежели чем когда стояла задача просто запомнить их. Таким образом, непроизвольное запоминание может быть эффективнее произвольного. если материал занимает место цели деятельности. При произвольном запоминании цель сдвинута на сам процесс запоминания.

Непосредственное и опосредованное запоминание. При непосредственном запоминании человек не использует вспомогательных средств, чтобы запомнить. Опосредованным называется такое запоминание, когда субъект использует такие средства. Например, он ставит цель запомнить, записывает, чтобы не забыть, завязывает узелок на память. Кстати, последний прием является весьма древним. Попытки использовать вспомогательные средства, чтобы запомнить (то есть овладеть своей памятью) встречаются уже у примитивных народов. Человек пытается запомнить один вещи с помощью других вешен, например, кладет камешек в карман, листочек с дерева при счете. Таким образом, наряду с тем, что мы запоминаем, появляется то, с помощью чего мы запоминаем.

Выделяют следующие условия и приемы успешного запоминания:

1. Мнемическая направленность— направленность на запоминание. Важна, однако, не просто направленность на заучивание вообще, а на определенный тип заучивания, например, своими словами, дословно, частичное, полное и т.д. Направленность может влиять не только на сам факт запоминания, но и на длительность его сохранения. Это подтверждается следующим экспериментом: учащимся предлагалось запомнить два одинаковых по трудности отрывка. Причем было указано, какой текст должны будут воспроизвести на следующий день, а какой через неделю. Однако воспроизведение было отложено под каким-то предлогом на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок учащиеся воспроизвели лучше.

2. Опора на образные связи при запоминании сложных текстов.

3. Состояние внимания.

4. Повторение материала—каждое повторение материала должно быть направлено на решение новой задачи, то есть это должно быть не механическом повторение, а целенаправленное. Для заучивания более целесообразным является распределение повторений во времени нежели их концентрация на небольшом промежутке времени.

5. Существенным условием запоминания является понимание запоминаемого.

6. Структурирование запоминаемого материала. Например, попробуйте запомнить 12 изолированных цифр 1,0,1,0,1,1,1,0,1,0,1,1, Это достаточно сложно сделать. Теперь я изменю этот ряд: 10,10,11,10,10,11. а затем, 101,011,101,011. Теперь этот ряд цифр гораздо легче запомнить.

7. Включение материала в деятельность. Так, известно, что для того, чтобы лучше запомнить правили, нужно его применить.

8. Применение правила «первой собственной формулировки» (по Л.Л.Смирнову). Чтобы запомнить сложный словесный материал, нужно его переформулировать своими словами.

9. Высокая интеллектуальная активность при запоминании.

Мыслительные процессы играют существенную роль в запоминании и делают запоминание особой деятельностью субъекта. Особую роль здесь играют:

§ смысловая группировка материала;

§ выделение смысловых опорных пунктов:

§ смысловое соотнесение или сопоставление того. Что запоминается, с чем-то уже известным:

§ составление плана, причем важен даже не столько план сам по себе. сколько процесс его составления.

Воспроизведение—процесс памяти, заключающийся в актуализации закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти. Воспроизведение может осуществляться в трех видах:

§ узнавание:

§ собственно воспроизведение:

§ припоминание.

Особое место занимает историческая или биографическая память.

Явление узнавания возникает в случае повторного предъявления материала. Например, вы идете по улице и узнаете в толпе знакомое лицо, хотя два дня назад пытались безуспешно вспомнить этого человека. Вам нужно было повторное восприятие, чтобы узнать это лицо.

Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное имеет место тогда, когда мы не ставим цель вспомнить. Произвольное — тогда, когда человек ставит цель вспомнить. Часто воспроизведение связано с усилиями, активными поисками субъекта (вспомните, например, рассказ А. п. Чехова «Лошадиная фамилия»). В этом случае мы говорим о припоминании.

Существуют следующие условия и приемы успешного воспроизведения:

§ направленность на воспроизведение;

§ четкое и ясное осознание репродуктивной задачи: что именно нужно вспомнить:

§ опора на ассоциации, то есть необходимо вспомнить место или условия, в который осуществлялось запоминание.

Воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве; Они возможны там, где личность выделяет себя из своего прошлого, осознает свое прошлое. Опорными точками для воспоминания служат события жизни страны, общества.

Если при запоминании и воспроизведении мы ставим мнемическую задачу вспомнить или воспроизвести, то при сохранении и забывании такой задачи нет.

Сохранение — это не пассивное хранение материала, непростое его консервирование, а динамический процесс, включающий активную переработку материала.

Забывание — процесс, постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. На самом деле забывание является величайшим благом для человека, в противном случае он был бы перегружен ненужной информацией. Выделяют следующие причины забывания:

1 .Отрицательная индукция— влияние сильных посторонних раздражителей во время заучивания, например шума на улице или в комнате, посторонних разговоров.

2. Ретроактивная интерференция—ухудшение сохранения материала А, вызываемое последующим заучиванием материала Б. Она является результатом взаимного действия многочисленных факторов. Например, на это явление влияет сходство между заданиями. Известно, что когда после заучивания материала А, заучивается другой, сходный с ним материал Б, то сохранение материала А ухудшается тем сильнее, чем больше степень сходства между двумя видами материала. Следовательно, при запоминании необходимо чередовать материал, отдыхать или переключаться на другую деятельность. Сон после заучивания упрочивает мнемические следы.

3. Проактивная интерференция—снижение сохранения материала Б, вызываемое предварительным заучиванием материала А.Она проявляется тем сильнее, чем больше число предварительных заданий. Повторение заучиваемого материала уменьшает влияние проактивной интерференции. Проактивная интерференция уменьшается при заучивании сходного матерня-ля—здесь действует эффект облегчения.

4. Существует зависимость между сохранением материала и местом, которое он занимает в общем ряду. Первые и последние элементы, как правило, удерживаются гораздо лучше, чем средние. Это явление получило название эффекта края. В чем же причины такого явления? Дело в том. что элементы ряда оказывают друг на друга тормозящее воздействие. Причем первые элементы испытывают влияние только последующих, а последние только предыдущих. Середина же испытывает влияние как первых. так и последних элементов, поэтому она воспроизводится намного хуже.Начало формы

5. Другой эффект, связанный с сохранением и забыванием, называется эффектом Зейгарник. Суть его состоит и следующем: незавершенные действия человек запоминает лучше, чем завершенные. Причины этого—сохраняющееся мотивационное напряжение.

Темпы забывания

Забывание происходит неравномерно. Немецкий психолог Эббингауз. Изучая запоминание и забывание бессмысленных слогов, получил следующую кривую забывания.

Абсциссы указывают время, прошедшее с момента заучивания, ординаты—объем сохранившегося о памяти материала. Как видно из графика, главная потеря падает на первые 1-2 суток, и особенно на первые полчаса. При этом общая утрата значительна: по истечении двух суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть. Отсюда можно сделать вывод: при заучивании следует повторять материал, особенно в период наиболее интенсивного забывания.

В ходе исследования забывания обнаружился ещё один феномен. Оказалось, что иногда со временем воспроизведение не ухудшается, а наоборот улучшается. Это явление получило название реминисценции или отсроченного воспроизведения. Например, дети не могут сразу воспроизвести материал, однако по прошествии некоторою времени они делают это очень успешно. Но всей видимости, материалу нужно время, чтобы отстояться.

Ключевые понятия: память, представления, эйдетический образ, запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. припоминание, узнавание, кратковременная. долговременная, оперативная память, сенсорный регистр; реминисценция, проактивное и ретроактивное торможение; эффект облегчения, эффект края, эффект незавершенного действия.

Литература:

1. Зинченко П.И. непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова . М.. 1979. С.207-216.

2. Линдсей П., Норман Д. Системы памяти // там же. С. 220-243.

Про внимание

2. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева. А.А.Пузырея и В.Я.Романова. М..1976. С.243-260.

3. Дормашев Ю.Б.. Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. 352

Начало формы

Конец формы

Наши рекомендации