Приемы манипуляции российских СМИ
Способы манипулирования общественным мнением опираются прежде всего на средства массовой информации (СМИ), позволяющие корректировать, регламентировать и проектировать массовое сознание и психику людей. При этом упор делается на использование законов психологии, некритическое восприятие, политическую неопытность.
В целом манипулирование основано на лжи и обмане. Основой для манипулирования служат мифы (фактически -дезинформация).
Газеты информационно влияют, т.е. навязывают читателю КОММЕНТРИИ-МАНИПУЛЯЦИИ, просеивая и отбирая подлежащие опубликованию материалы, преподнося их в нужном виде читателю.
Они акцентируют и соответствующим образом снабжают их броскими заголовками и иллюстрациями, печатая их соответствующим шрифтом и форматом, уделяя им бросающееся в глаза место в газете, а также подготавливая к печати и художественно оформляя их на должном уровне профессионального мастерства.
В данном случае упор делается на избирательность внимания человека. Так, например информация, напечатанная в газете мелким шрифтом, не привлекает такого внимания, как информация, напечатанная крупным или жирным шрифтом.
А информация, помещенная на первой и последней полосе газеты, имеет значительно больше шансов привлечь внимание читателя, чем помещенная на внутренних полосах.
Даже такими простейшими техническими приемами можно придать информации повышенную социальную значимость, т.е. добиться уровня К1, К2, либо, наоборот, уменьшить эту значимость (уровень К4, К5).
Этого же эффекта добиваются и помещением рядом с "неважной" информацией броского материала, скандальных фотографий. Приведем лишь один пример. Еженедельник АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ ?35 в августе 2002 года печатает материал об убийстве депутата Государственной Думы В.Головлева, рассказывает о версиях происшедшего. А слева от этогоматериала - огромная фотография полностью обнаженной молодой девушки на лошади.
В радио и телепередачах снижение важности информации достигается тем, что сообщения помещают в конце передачи. Здесь учитывается то, что люди, как правило, ассоциируют важность информации с порядком ее изложения. Кстати, можно привести и пример иного рода, связанный с программой телепередач. Рассмотрим программу телепередач государственного канала России РТР на 24 августа 2002 года. Это суббота. И что же мы увидим?
В программе телепередач два советских фильма и четыре американских. Уже мы видим, что американских фильмов в два раза больше. В США советских или российских фильмов ВООБЩЕ НЕ ПОКАЗЫВАЮТ. Но это еще не все. Посмотрим, в какое время идут эти фильмы. Так вот, кинофильм ОДИН ИЗ НАС, который рассказывает о смертельной схватке с фашистской диверсионной группой, готовящей взрыв одного из оборонных заводов города Москвы, начинается в 6 часов 20 минут.
Другой советский кинофильм - музыкальная комедия МАТРОС С "КОМЕТЫ" начинается в 14 часов 20 минут. А все время ПРАЙМ-ТАЙМ отдано американским кинофильмам. Даже в святые для россиян майские дни очередной годовщины ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ в 2003 году, данная негативная тенденция продолжалась. Таким образом, с помощью "регулирования" времени телепередачи, осуществляется многократное усиление американского информационного влияния на российского телезрителя. А это и есть стратегические операции информационной войны.
Новости на телеэкране ранжируются всегда в зависимости от их значимости. Российские телеведущие часто используют пугающие темы и сообщения, для того чтобы добиться определенного результата - "подавить" психику россиян. Как правило, более 80% всех новостей - негативного характера. И это - к сожалению стало нормой на наших телеканалах. Возникает ощущение что СПЕЦИАЛЬНО ВСЕ негативные новости со всего мира ДОВОДЯТСЯ до россиян. Такого применения психотерроризма против своих сограждан нет ни в одной стране мира!
Поэтому, проанализировав новостные программы телеканала НТВ можно прийти к выводу о том, что они практически всегда начинаются с негативных событий. КОММЕНТРИИ-МАНИПУЛЯЦИИ НТВ являются негативными информационными потоками, воздействующими НА СТАБИЛЬНОСТЬ МАТРИЦ СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ и всего российского населения
Среди СМИ наибольшими манипулятивными возможностями обладает телевидение. Для российского телевидения характерным средством манипулирования является ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ создание абсолютно чуждой России языковой среды, информационная операция "вытеснения русского языка" американизированным сленгом.
используют различные методы негативного информационного воздействия на психику россиян.
Наиболее часто использовались следующие:
1. Использование компрометирующих сведений в целях создания негативного образа политика или бизнесмена.
2. Специальное доведение определенным образом подобранных негативных фактов о российской действительности, создание многочисленных специальных телепередач и рубрик в газетах (типа - "Независимое расследование", "Суд идет", "Криминал" и т.д.).
СМИ являются мощнейшим средством информационного воздействия на политическую элиту и население, и это должны хорошо понимать в Кремле.
Российским журналистам целесообразно выполнять требования Кодекса профессиональной этики российского журналиста, Хартии теле-радиовещателей, Московской хартии журналистов:
- обязательная проверка материала перед публикацией;
- отделение факта от мнения;
- уважение чести и достоинства людей;
- соблюдение принципа "не виновен", пока судом не доказано обратное;
- обязательное исправление ошибки при обнаружении того, что выпущенный в свет материал содержал ошибки или искажения.
Журналисты должны выполнять требования статьи 49 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", которая требует от представителей СМИ при осуществлении профессиональной деятельности уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
В этой связи остро встала проблема отсутствия у российских СМИ механизмов саморегулирования, а у журналистов - кодекса профессионального поведения.
Анализируя процессы, происходящие в российских средствах массовой информации, можно увидеть тенденцию превращения СМИ в специфическую группу, обладающую следующими характеристиками:
- ярко выраженная клановость;
- повышенная требовательность к своей стране;
- некритичность по отношению к себе;
- отсутствие ротации кадров;
- подверженность иностранному влиянию;
- круговая порука.
По мнению Э.Фромма, манипуляция общественным мнением представляет собой одну из серьезнейших проблем современной политической жизни. "Гипнотические методы, используемые в рекламе и политической пропаганде, представляют собой серьезную угрозу психическому здоровью, особенно ясному и критическому мышлению и эмоциональной независимости. Я нисколько не сомневаюсь в том, что тщательные исследования покажут, что употребление наркотиков наносит здоровью человека гораздо меньший вред, чем различные методы "промывания мозгов" - от подпороговых внушений до таких полугипнотических приемов, как постоянное повторение"