Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

выяснить, знают ли они о случившемся, и если да, то как это повлияло на их отношение к ребенку-жертве.

В процессе предварительных встреч необходимо уточнить, каких результатов ожидают взрослые от работы в группе для себя и для своих детей. Следует особо подчеркнуть конфиденциальность информации, которая будет обсуждаться взрослыми на групповых занятиях. Взрос­лый, который принимает решение о прохождении групповой терапии, подписывает контракт, в котором изложены основные правила и требо­вания, ограничения для членов консультативной группы.

Контракт участника групповой терапии (Специальный комитет по насилию над детьми Канады)

Контракт участника групповой терапии

_ (имя ребенка)

Я,____

(родитель/опекун), согласен с перечисленными ниже условиями участия в программе групповой терапии для детей, переживших сексуальное злоупот­ребление:

1. Я отдаю себе отчет в том, что план групповой терапии рассчитан на 8-
10 месяцев. Я согласен посещать занятия взрослой группы и приводить своего
ребенка на встречи детской группы в течение по крайней мере первых 4-х меся­
цев. Это время необходимо для того, чтобы определить, идет ли групповая
терапия на пользу мне и моему ребенку.

Занятия групп будут проводиться с______ до__________ (время) по

____________ (день недели). Я и мой ребенок будем делать все возможное

Для того, чтобы посещать каждое занятие группы и не опаздывать.

Я понимаю, что слишком частые пропуски занятий группы (более

_______ из__________ групповых встреч), даже по уважительной причине,

Повлекут за собой исключение меня и моего ребенка из участников програм­мы групповой терапии. Я также отдаю себе отчет в том, что мое участие в занятиях взрослой группы является таким же важным, как и участие моего ребенка во встречах детской группы. В случаях, когда обстоятельства вы­нуждают меня пропустить одно из занятий или когда я вынужден немного опоздать к началу встречи, я обязательно предупрежу об этом психотерапев­тов.

Я понимаю, что все, чем делятся друг с другом дети на встречах детской группы, является информацией личного характера и не подлежит разглаше­ нию. Однако по крайней мере один раз в 4-8 недель я смогу обсудить с психо­ терапевтами, ведущими занятия детской группы, как обстоят дела у моего ребенка. Кроме того, психотерапевты взрослой группы будут сообщать о теме

Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия

Очередного занятия детской группы, что даст мне возможность подготовить­ся к реакции моего ребенка на обсуждение того или иного вопроса.

Я отдаю себе отчет в том, что, несмотря на все старания психотерапев­ тов наладить между мной и моим ребенком более искренние отношения, мой ребенок может отказаться обсуждать со мной то, что происходит на занятиях детской группы. Я обещаю уважать потребность своего ребенка в неприкосно­ венности его личной жизни. Я также обещаю поддерживать в группе атмос­ феру доверия, делиться своими переживаниями и не комментировать то, что сказали другие участники группы.

Я согласен с тем, что основная цель моего участия в занятиях взрослой группы осознать то, что произошло с моим ребенком, и то, как это может повлиять на его последующее развитие. Новые знания, получаемые на заня­ тиях группы, и опыт анализа собственных чувств помогут мне лучше понять своего ребенка.

Я понимаю, что некоторые темы, которые будут обсуждаться на заня­ тиях группы, могут быть для меня достаточно болезненными. И хотя заня­ тие группы наиболее подходящее место для обсуждения вопросов, с которы­ ми связан мой внутренний дискомфорт, я могу попросить психотерапевтов провести со мной индивидуальную терапию.

Я знаю, что психотерапевты обязаны сообщать любую информацию, полученную ими в ходе терапии, о случаях сексуального злоупотребления, совершенного в отношении ребенка участниками как взрослой, так и детской группы, в органы социальной защиты. Кроме того, терапевты должны отчи­ тываться о посещении, участии и динамике всех членов группы, которых суд обязал пройти данную терапию.

______________ (дата)

______________ (родитель/опекун)

______________ (дата)

'____________ (свидетель)

Существует ряд проблем, которые наиболее часто тревожат взрос­лых перед началом терапии. К ним можно отнести:

/. Страх обвинения родителей в случившемсяшсшии.

Этот страх, порожденный собственным чувством вины, как правило, хорошо скрыт и проявляется в форме враждебности и цинизма. Часто взрослые считают, что участие в работе группы будет слишком тяжелым испытанием для их ребенка. Взрослый должен понять, что «вытесне­ние» пережитого без его анализа и интеграции может привести в буду­щем к излишне сексуализированному поведению или депрессии.

2. Страх усиления психологической травмы ребенка.

Многих взрослых беспокоит, что их дети могут услышать рассказы о случаях гораздо более изощренного сексуального злоупотребления,





Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

и это болезненно скажется на них. Они считают, что пристальное вни­мание к подобному сексуальному опыту может сделать его слишком значимым для детей и повлиять на их отношение к сексу в будущем. Особенно сильно это проявляется у тех, кто сам пережил сексуальное злоупотребление.

3. Сомнения о продуктивности групповой терапии для ребенка.

Некоторые родители полагают, что групповая терапия может спро­воцировать у их ребенка вызывающее сексуальное поведение и откры­тое проявление агрессии. В этом случае следует объяснить, что уста­новление необходимых ограничений является важной частью групповой работы, и основная задача психотерапевта — сделать процесс исследо­вания чувств терапевтичным, а не травматическим.

4. Отсутствие готовности со стороны родителей к участию в кон­
сультативной группе.

Подобная проблема часто возникает, потому что сами взрослые на­ходятся в психологической изоляции после случившегося и не получа­ют достаточной эмоциональной поддержки. Поэтому некоторые из них могут опасаться неприятия со стороны других членов группы.

Таким образом, во время подготовительного периода психотерапевт должен укрепить желание взрослого принять участие в групповой те­рапии, несмотря на все его сомнения. В тех случаях, когда родители или опекуны не видят смысла в параллельной группе взрослых, то не­обходимо констатировать сопротивление с их стороны, которое явля­ется проявлением защитной реакции. Оно уменьшается, как правило, только после начала работы, когда у взрослого появляется возможность убедиться, что его участие в группе приносит пользу ему и его ребенку.

Очень трудно заранее предсказать, какие сложности могут возник­нуть во время работы группы, тем не менее важно заранее обратить вни­мание на те психологические проблемы детей и взрослых, которые мо­гут помешать им успешно работать.

Тщательная предварительная подготовка детей и взрослых поможет создать у них настрой на предстоящую работу. Однако следует быть го­товым к тому, что, несмотря на подготовку, во всех взрослых группах в определенный момент возникает сопротивление, которое может выра­жаться в недовольстве в адрес психотерапевтов и сомнении в ценности самой терапии. Такая защитная реакция может проявляться на разных этапах групповой работы, но обычно она возникает в момент начала обсуждения злоупотреблений. Выяснение условий, при которых про-

____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия____

изошло насилие, вызывает сильную реакцию со стороны родителей и опекунов, поскольку вынуждает их думать над тем, как обеспечить за­щиту их детям в будущем. Подобная враждебность чаще всего исчезает, по мере того как взрослые осознают, насколько трудно им избавиться от роли жертвы.

Наши рекомендации