Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
выяснить, знают ли они о случившемся, и если да, то как это повлияло на их отношение к ребенку-жертве.
В процессе предварительных встреч необходимо уточнить, каких результатов ожидают взрослые от работы в группе для себя и для своих детей. Следует особо подчеркнуть конфиденциальность информации, которая будет обсуждаться взрослыми на групповых занятиях. Взрослый, который принимает решение о прохождении групповой терапии, подписывает контракт, в котором изложены основные правила и требования, ограничения для членов консультативной группы.
Контракт участника групповой терапии (Специальный комитет по насилию над детьми Канады)
Контракт участника групповой терапии
_ (имя ребенка)
Я,____
(родитель/опекун), согласен с перечисленными ниже условиями участия в программе групповой терапии для детей, переживших сексуальное злоупотребление:
1. Я отдаю себе отчет в том, что план групповой терапии рассчитан на 8-
10 месяцев. Я согласен посещать занятия взрослой группы и приводить своего
ребенка на встречи детской группы в течение по крайней мере первых 4-х меся
цев. Это время необходимо для того, чтобы определить, идет ли групповая
терапия на пользу мне и моему ребенку.
Занятия групп будут проводиться с______ до__________ (время) по
____________ (день недели). Я и мой ребенок будем делать все возможное
Для того, чтобы посещать каждое занятие группы и не опаздывать.
Я понимаю, что слишком частые пропуски занятий группы (более
_______ из__________ групповых встреч), даже по уважительной причине,
Повлекут за собой исключение меня и моего ребенка из участников программы групповой терапии. Я также отдаю себе отчет в том, что мое участие в занятиях взрослой группы является таким же важным, как и участие моего ребенка во встречах детской группы. В случаях, когда обстоятельства вынуждают меня пропустить одно из занятий или когда я вынужден немного опоздать к началу встречи, я обязательно предупрежу об этом психотерапевтов.
Я понимаю, что все, чем делятся друг с другом дети на встречах детской группы, является информацией личного характера и не подлежит разглаше нию. Однако по крайней мере один раз в 4-8 недель я смогу обсудить с психо терапевтами, ведущими занятия детской группы, как обстоят дела у моего ребенка. Кроме того, психотерапевты взрослой группы будут сообщать о теме
Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия
Очередного занятия детской группы, что даст мне возможность подготовиться к реакции моего ребенка на обсуждение того или иного вопроса.
Я отдаю себе отчет в том, что, несмотря на все старания психотерапев тов наладить между мной и моим ребенком более искренние отношения, мой ребенок может отказаться обсуждать со мной то, что происходит на занятиях детской группы. Я обещаю уважать потребность своего ребенка в неприкосно венности его личной жизни. Я также обещаю поддерживать в группе атмос феру доверия, делиться своими переживаниями и не комментировать то, что сказали другие участники группы.
Я согласен с тем, что основная цель моего участия в занятиях взрослой группы осознать то, что произошло с моим ребенком, и то, как это может повлиять на его последующее развитие. Новые знания, получаемые на заня тиях группы, и опыт анализа собственных чувств помогут мне лучше понять своего ребенка.
Я понимаю, что некоторые темы, которые будут обсуждаться на заня тиях группы, могут быть для меня достаточно болезненными. И хотя заня тие группы наиболее подходящее место для обсуждения вопросов, с которы ми связан мой внутренний дискомфорт, я могу попросить психотерапевтов провести со мной индивидуальную терапию.
Я знаю, что психотерапевты обязаны сообщать любую информацию, полученную ими в ходе терапии, о случаях сексуального злоупотребления, совершенного в отношении ребенка участниками как взрослой, так и детской группы, в органы социальной защиты. Кроме того, терапевты должны отчи тываться о посещении, участии и динамике всех членов группы, которых суд обязал пройти данную терапию.
______________ (дата)
______________ (родитель/опекун)
______________ (дата)
'____________ (свидетель)
Существует ряд проблем, которые наиболее часто тревожат взрослых перед началом терапии. К ним можно отнести:
/. Страх обвинения родителей в случившемсяшсшии.
Этот страх, порожденный собственным чувством вины, как правило, хорошо скрыт и проявляется в форме враждебности и цинизма. Часто взрослые считают, что участие в работе группы будет слишком тяжелым испытанием для их ребенка. Взрослый должен понять, что «вытеснение» пережитого без его анализа и интеграции может привести в будущем к излишне сексуализированному поведению или депрессии.
2. Страх усиления психологической травмы ребенка.
Многих взрослых беспокоит, что их дети могут услышать рассказы о случаях гораздо более изощренного сексуального злоупотребления,
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
и это болезненно скажется на них. Они считают, что пристальное внимание к подобному сексуальному опыту может сделать его слишком значимым для детей и повлиять на их отношение к сексу в будущем. Особенно сильно это проявляется у тех, кто сам пережил сексуальное злоупотребление.
3. Сомнения о продуктивности групповой терапии для ребенка.
Некоторые родители полагают, что групповая терапия может спровоцировать у их ребенка вызывающее сексуальное поведение и открытое проявление агрессии. В этом случае следует объяснить, что установление необходимых ограничений является важной частью групповой работы, и основная задача психотерапевта — сделать процесс исследования чувств терапевтичным, а не травматическим.
4. Отсутствие готовности со стороны родителей к участию в кон
сультативной группе.
Подобная проблема часто возникает, потому что сами взрослые находятся в психологической изоляции после случившегося и не получают достаточной эмоциональной поддержки. Поэтому некоторые из них могут опасаться неприятия со стороны других членов группы.
Таким образом, во время подготовительного периода психотерапевт должен укрепить желание взрослого принять участие в групповой терапии, несмотря на все его сомнения. В тех случаях, когда родители или опекуны не видят смысла в параллельной группе взрослых, то необходимо констатировать сопротивление с их стороны, которое является проявлением защитной реакции. Оно уменьшается, как правило, только после начала работы, когда у взрослого появляется возможность убедиться, что его участие в группе приносит пользу ему и его ребенку.
Очень трудно заранее предсказать, какие сложности могут возникнуть во время работы группы, тем не менее важно заранее обратить внимание на те психологические проблемы детей и взрослых, которые могут помешать им успешно работать.
Тщательная предварительная подготовка детей и взрослых поможет создать у них настрой на предстоящую работу. Однако следует быть готовым к тому, что, несмотря на подготовку, во всех взрослых группах в определенный момент возникает сопротивление, которое может выражаться в недовольстве в адрес психотерапевтов и сомнении в ценности самой терапии. Такая защитная реакция может проявляться на разных этапах групповой работы, но обычно она возникает в момент начала обсуждения злоупотреблений. Выяснение условий, при которых про-
____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия____
изошло насилие, вызывает сильную реакцию со стороны родителей и опекунов, поскольку вынуждает их думать над тем, как обеспечить защиту их детям в будущем. Подобная враждебность чаще всего исчезает, по мере того как взрослые осознают, насколько трудно им избавиться от роли жертвы.