Величайший секрет обращения с людьми
Существует только один путь под небом убедить кого-либочто-либо сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим?Да, один-единственный путь - это заставлять другого захотетьсделать это. Запомните, другого пути нет. Конечно, вы можете заставить человека "захотеть" отдатьвам часы, ткнув ему под ребра револьвер. Вы можете принудитьслужащего к разовому акту повиновения - пока вы не отвернулисьот него - пригрозив ему увольнением. Вы сможете ремнем илиугрозой заставить ребенка сделать, то чего вы хотите. Но этигрубые методы имеют крайне нежелательные последствия. Единственный способ, которым могут убедить вас что-либосделать - это предложить вам то, чего вы хотите. А что вы хотите? Знаменитый доктор Зигмунд Фрейд из Вены,один из наиболее выдающихся психологов двадцатого столетия,говорит, что все наши поступки берут начало в двух мотивах: всексуальном влечении и в желании быть великим. Профессор Джон Дьюи, наиболее глубокий американскийфилософ, формулирует это несколько иначе. Доктор Дьюи говорит,что глубочайшим стремлением человеческой натуры является"желание быть значительным". Запомним это выражение: "Желаниебыть значительным". Это очень важно. В этой книге вы оченьмного услышите об этом. Чего же вы хотите? Не столь уж многого. Но тогонемногого, что стало для вас желанным, вы желаете страстно, снастойчивостью не допускающей мысли об отказе. 1. Здоровья и безопасности. 2. Пищи. 3. Сна. 4. Денег итого, что на них приобретается. 5. Уверенности в своембудущем. 6. Сексуального удовлетворения. 7. Благополучиясвоих детей. 8. Чувства своей значительности. Почти все желания удовлетворимы, все за исключением стольже глубокого и властного, как потребность в пище и сне, но оноредко бывает удовлетворенным. Фрейд его называет "Желанием является врагом общества номер один. "Я не трону вас", - сказалон. (в 1933 году гангстер Д. Дилленгер был официально об'явленпрезидентом Рузвельтом врагом американского общества номеродин). Главное различие между Дилленгером и Рокфеллером в том,благодаря чему они приобрели свое чувство значительности.История пестрит любопытными примерами того, как известные людистарались приобрести чувство своей значительности. Даже ДжоржВашингтон хотел, чтобы его титуловали "Его величество президентСоединенных Штатов". Колумб домагался титула "Адмирала океанаи вицепрезидента Индии". Екатерина Великая отказываласьвскрывать письма, на которых не значилось: "Ее императорскомувеличеству". Миссис Линкольн, будучи хозяйкой Белого Дома,подобно тигрице набросилась на миссис Грант, вскричав: "Как высмеете садиться в моем присутствии раньше, чем я вам предложилаэто?! " Наши миллионеры помогали финансировать экспедицию адмиралаБарда в Антарктиду с условием, что цепи ледяных гор будутназваны их именами. А Виктор Гюго питал надежду, ни много нимало на то, что Париж будет переименован в его честь. ДажеШекспир, величайший из великих, пытался добиться блеска своемуимени приобретением гербового щита для своего рода. Иногда люди изображают из себя беспомощных больных, чтобыпривлечь к себе повышенное внимание и сочувствие, и обрести темсамым чувство своей значительности. Взять к примеру миссисМак-Кинли. Она наслаждалась чувством своей значительности,заставляя мужа, президента Соединенных Штатов, принебрегатьважными государственными делами и сидеть неподвижно в течениечетырех часов, облокотившись о ее постель и лелея ее сон. Онауталяла снедавшую ее жажду повышенного внимания, заставляя егооставаться с нею, когда к ней приходил зубной врач; и однаждыустроила ему сцену за то, что он оставил ее одну с дантистом,чтобы провести назначенное свидание с Джоном Геем. Мери Робертс Райнхарт рассказывала мне однажды о цветущей,здоровой молодой женщине, которая стала изображать из себябеспомощную больную, чтобы почувствовать свою значительность.В один из дней эта женщина вынуждена была из-за своеговозраста, вероятно, признать тот факт, что никогда не выйдетзамуж. Годы одиночества тянулись, оставляя все меьше надежд наее ожидания. Она легла в постель, и в течение десяти лет еестарая мать путешествовала с подносами на третий этаж иобратно, нося ей пищу. Но однажды измученная трудом стараяженщина слегла и умерла. Несколько дней больная "страдала" отголода, потом она встала, оделась и вновь вернулась кнормальной жизни. Некоторые авторитетные специалисты заявляют, что люди насамом деле могут впасть в безумие для того, чтобы в безумныхгрезах обрести чувство своей значительности, в признаниикоторой им было отказано в жестком мире действительности. Вбольницах Соединенных Штатов находится более всего больных,страдающих психическими заболеваниями, чем всеми другимиболезнями вместе взятыми. Если вам более пятнадцати лет и выпроживаете в штате Нью-Йорк, у вас один шанс из двадцати, чтовы попадете в психиатрическую больницу в ближайшие семь летвашей жизни. На столь широкие вопросы ответить не сможет никто. Мызнаем, что некоторые болезни, такие как сифилис, разрушаютклетки мозга и приводят к безумию. Около половины всехпсихических заболеваний могут быть следствием таких физическихпричин, как поражение мозга, алкоголь, токсины и ранения. Но Бразилии - слова, которые преобразуют вашу жизнь, если тольковы будете жить, руководствуясь ими: "Считаю наиболее ценным качеством, которым я обладаю, моиспособности возбуждать энтузиазм в людях, - сказал Швэб, - иполагаю, что способ, с помощью которого можно развить лучшее,что заложено в человеке - это признание его ценности ипоощрение. Ничто так легко не убивает человеческое честолюбие каккритика со стороны вышестоящих. Я никогда никого не критикую.Придаю большое значение тому, чтобы дать человеку побудительныймотив к труду. Поэтому забочусь о том, чтобы найти то, чтодостойно похвалы и питаю отвращение к выискиванию ошибок.Когда мне нравится что-нибудь, я искренен в своем одобрении ищедр на похвалу". Именно так Швэб и поступал. А как поступает среднийчеловек? Как раз наоборот. Когда ему что-нибудь не нравится,он поминает всех чертей; когда нравится - молчит. "При всех моих обширных связях и знакомствах, - заявлялШвэб, - со многими влиятельными людьми в различных частяхземного шара, мне пришлось бы однако поискать человека, как быон ни был велик и доволен своим положением, который не делал быработу лучше и не прилагал бы больших усилий под влияниемодобрения, нежели под влиянием критики". То, что он откровенно высказал, явилось одной из главныхпричин феноменального успеха Эндрю Карнеги. Карнеги высокоценил его связи как общественные, так и личные. И даже на своем надгробии Карнеги пожелал воздать хвалусвоим помощникам. Он сочинил для себя эпитафию следующегосодержания: "Здесь лежит тот, кто умел подчинять себе людейболее умных, чем он сам". Умение искренне и высоко ценить людей было одним изсекретов успехов Рокфеллера как руководителя. Например, когдаодин из его партенров, Эдвард Т. Бэдфорд, попал впросак снеудачной покупкой недвижимости в Южной Америке и причинилфирме убытки в размере миллиона долларов, Джон Д. Рокфеллеримел полное право критиковать его, но он знал, что Бэдфордсделал все, что было в его силах, и инцендент не получилразвития. Когда же Рокфеллеру представился случай похвалитьБэкфорда, сумевшего спасти шестьдесят процентов инвестированныхденег, он искренне поздравил его. "Это великолепно, - сказалРокфеллер, - нам никогда не удавалось так легко отделаться". Зигфельд, самый удачный антрепренер, когда-либо поражавшийблеском своих спектаклей бродвейскую публику, приобрел своюрепутацию благодаря тонкому умению окружать ореолом очараванияамериканскую девушку. Несколько раз он брал некое бесцветноемаленькое создание, на которое никто бы и не взглянул второйраз, и превращал его на сцене в чарующий образ, полныйтаинственности и соблазна. Зная силу признания и уверенности,он заставлял женщин ощутить их красоту одной только своейгалантностью и предупредительностью по отношению к ним. Он былпрактичен: он поднял зароботную плату хористок с тринадцатидолларов до ста семидесяти пяти. Он был в то же времярыцарственен: к первому выступлению в роли он послалтелеграмму звездам труппы и буквально засыпал каждую хористку,участвующую в шоу, посланными из Америки розами. Однажды, попав под влияние модной теории о пользе поста, яв течение шести суток воздерживался от приема пищи. Это былоне трудно. К концу шестого дня я меньше ощущал голод, чем кконцу второго. Однако, и мне и вам известны люди, которыесочли бы себя преступниками, если бы оставили своих домочадцевили служащих без пищи в течение шести дней. В то же время онилегко лишают их в течение шести дней, недель или даже летдушевного внимания и признания, в котором последние нуждаются определение лести, которое стоит того, чтобы его воспроизвестиздесь: "льстить - это говорить другому именно то, что он самдумает о себе". "Каким бы языком вы не пользовались, - сказал Ральф УолдсЭмерсон, - вы никогда не сможете сказать ничего другого, крометого, кто вы такой". За исключением мыслей, связанных с какими-нибудьконкретными проблемами, 95% времени, занятого размышлениями, мыпосвящаем обычно самим себе. Итак, если мы прекратим нанекоторое время думать о самих себе и начнем думать одостоинствах других людей нам не понадобится прибегать к лести,столь дешевой и лживой, что ее можно уличить раньше, чем онасойдет с языка. Эмерсон сказал: "Каждый человек, которого я встречаю, вкакой-нибудь области превосходит меня. И в ней я готов у негоучится". Это это было справедиво для эмерсона, не в тысячу ли разболее это справедиво для нас с вами? Перестанем же думать онаших совершенствах и желаниях. Попытаемся же уяснитьдостоинства другого человека. Тогда не будет нужды в лести.Давайте честно и искренне признавать хорошее в других. Будьтесердечны в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будутдорожить вашими словами, понимать, помнить их и повторять втечение всей своей жизни - повторять спустя годы и после тогокак вы забудете их.
Почти все нормальные взрослые люди хотят:
В чем причина безумия?