Возраст 18-21 год), слл
Наименование признаков | Мужчины | Женщины | ||
М | о | М | а | |
Положение стоя | ||||
Высота верхушечной точки (рост) | 172,3 | 6,6 | 159,5 | 5,3 |
Высота глаз | 159,7 | 6,3 | 148,0 | 5,1 |
Высота плечевой точки | 142,8 | 6,2 | 131,8 | 4,9 |
Высота пальцевой точки | 63,5 | 3,3 | 59,5 | 3,0 |
Длина руки | 77,0 | 3,8 | 69,9 | 2,8 |
Высота линии талии | 108,2 | 5,3 | 99,7 | 4,6 |
Длина ноги | 93,3 | 4,8 | 85,6 | 4,3 |
Длина стопы | 26,7 | 1,2 | 24,0 | 1Д |
Ширина стопы | 10,0 | 0,5 | 8,9 | 0,7 |
Размах рук | 179,0 | 8,2 | 163,2 | 6,4 |
Размах рук, согнутых в локтях | 94,2 | 4,6 | 86,6 | 3,6 |
Наибольший поперечный диаметр тела | 49,6 | 2,6 | 46,6 | 3,6 |
Наибольший передне-задний диаметр тела | 25,6 | 1,9 | 26,6 | 2,1 |
Передняя досягаемость руки | 84,2 | 4,5 | 77,1 | 3,6 |
Положение сидя | ||||
Высота верхушечной точки над сиденьем | 90,5 | 2,8 | 85,6 | 2,7 |
Высота глаз над сиденьем | 77,4 | 2,6 | ■ 73,4 | 2,6 |
Высота плеча над сиденьем | 4,8 | 56,6 | 4,4 | |
Высота локтя над сиденьем | 22,8 | 2.5 | 22,1 | 2,4 |
150 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности
Окончание табл. 6.3
Наименование признаков | Мужчины | Женщины | ||
М | а | М | а | |
Высота линии тал ни над сиденьем | 26,3 | 2,2 | 24,6 | 2,0 |
Высота колена над полом | 56,5 | 1,7 | 52,0 | 2,1 |
Примечание. М — средневыборочное значение; а — среднеквадратичное отклонение (Чернышева О. Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест. М., 1983).
Согласно исследованиям, дизайном бытовой и гражданской техники (например, автомобилями), произведенной с ориентацией на «среднего потребителя», удовлетворены не более 16-18% населения. Поэтому в метрических характеристиках человека учитываются не только средневыборочные показатели, но и стандартные, или среднеквадратичные, отклонения, согласно закону нормального распределения. В зарубежной практике проектирования наиболее часто исходят из М + 1,65 среднего квадратического отклонения. Такой диапазон характеристик охватывает 90% населения страны.
Основные требования к организации рабочего места сводятся:
1) к номенклатуре и количеству средств и предметов труда (существует эргономический оптимум);
2) рабочему пространству (должны обеспечиваться легкость восприятия и свобода движений и перемещения при эксплуатации и обслуживании оборудования);
3) предметно-пространственной структуре рабочего места (элементы должны располагаться в соответствии с их функциями в технологическом процессе и пространственной конфигурацией);
4) условиям труда (требуются оптимальные освещенность, микроклимат);
5) безопасности, (необходима надежная защита от опасных и вредных производственных факторов).
Оценка трудовых движений субъекта слагается из ряда параметров:
♦ времени протекания движения;
♦ оптимальности движений с учетом биомеханики человека;
♦ непрерывности движения;
♦ оптимальности мышечной активности;
6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест 151
♦ величины производимой работы;
♦ экономии энергии;
♦ оптимальной координированности движений (сочетаемость работы рук, направлений движений и др.).
Пространственные характеристики движений ро многих случаях являются критериальными и включают в себя, помимо оценки рабочей позы работника, зоны досягаемости рук и ног в штатных и критических ситуациях.
Эргодизайн.Эргономика органично связана с художественным конструированием (дизайном), целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Достигается эта гармония путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К качествам предметов в контексте эргодизайна относятся не только формальные и художественные свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, придающие изделиям, помещениям, технологическим линиям функциональное и композиционное завершение. Именно функциональный аспект позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческого фактора — неотъемлемая часть процесса художественного конструирования [27, 153].
Дизайн как проектная деятельность.В вещных формах культуры (русской, египетской, греческой, китайской и др.) исторически кристаллизовались целесообразные для существовавших условий способы практической деятельности, потребления, социальные отношения, выработанные поколениями как опыт создания нужных обществу предметов, далеко превышающие способности отдельных людей рационально осмыслить этот опыт. Вместе с созданием вещи воспроизводилась системная целостность общественной практики в ее многочисленных аспектах, целостная культурная форма.
Наличие канона практически избавляло ремесленника от необходимости исследовать потребности людей, ибо образцы и круг потребления были заведомо известны. Те вещи, в которых система канона находила наиболее адекватное воплощение, признавались образцовыми и служили эталонами совершенной формы, мастерства, объектом подражания и копирования, ориентирами в создании еще более совершенных образцов.
152 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности
В канонической системе изготовления проектная функция была неявной, скрытой и представляла собой как бы оппозицию и потенциальную альтернативу исходной системе. Но с развитием промышленного (мануфактурного) производства, с расширением ассортимента товаров и изменением технологии их изготовления, классовой структуры общества и потребностей людей канонический тип деятельности обнаруживает свои ограничения. В новых социально-экономических условиях формируется и обособляется проектная деятельность, вынужденная опираться на авторитет доказательного знания (а не традиций и веры). Возникает необходимость в проектных исследованиях, в становлении социального института стандартизации. Теперь вовлеченный в промышленность культурный образец начинает играть роль лишь прототипа. Соответственно определяются и изменяются задачи проектной деятельности:
1) сохранив существенные функциональные и морфологические свойства прототипа, изменить схему его технологического изготовления;
2) не приспосабливать новую технологию к воспроизводству морфологии ремесленных образцов, а перепроектировать саму морфологию с учетом новой технологии, не меняя функционального назначения вещи.
В конце XIX в. закладывается функциональный принцип проектной деятельности: проектировать не вещи, а функциональные процессы и эффекты. Например, проектировать не светильник, а освещение; не кресло, а комфорт; не бензоколонку, а оптимальное обслуживание клиента. В последнем случае бензоколонке проектировщик уделяет минимум внимания — она «просто ящик», куда сложено минимально необходимое оборудование (насос, фильтр, счетчик, указатель). Основное внимание дизайнера направлено на организацию функционального пространства: навеса от дождя, оптимального размещения указателей марок топлива и пр. [94].
Художественное конструирование.Как показала практика, внедрение новых промышленных продуктов в сложившуюся культурную среду нередко приводило к конфликту, вызывая отрицательную реакцию общества (старые культурные образцы разрушены, а новые еще не сложились). Таким образом, объективно возникла задача формирования новой художественной идеологии и ее соединения с проектной деятельностью. Появляется специфический тип проектной
6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест 153
деятельности — художественное конструирование. Заметим: современное наименование этой специальности — инженер-художник. Ее особенность заключается в том, что дизайнер должен уметь мыслить категориями техники и говорить с инженером на одном профессиональном языке. Но для дизайнера предметный мир делится не по техническому принципу, а по сфере и образу человеческой деятельности: сферы труда, отдыха, общения, обслуживания дома и семьи, спорта и т. д. Таким образом, специальность инженер-художник интегрирует в себе существенные признаки профессий типа «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек-знак», «человек-человек».
Главная цель дизайна — включать технические достижения в мир человеческой культуры путем создания культурных образцов промышленных изделий, способствующих формированию гармоничной предметной среды для человека [27, 94, 138]; одна из задач — создание изделий, которые находят сбыт и применение в настоящее время.
Художественное моделирование. Содержательно задачи дизайна сводятся не к приданию вещи какого-либо образа, но — опираясь на образный подход — к воссозданию в проекте «гармоничного целого», «живой формы жизнедеятельности» человека. Современный дизайн ориентирован на воссоздание в художественной модели бытия образа вещи, который был бы органичен данной культуре и воплощал бы ее наиболее органичные тенденции, что предполагает своеобразный «диалог с потребителем».
Развивая данную тенденцию, современный дизайн не ограничивается адаптацией промышленных товаров к определенной культурной среде и запросам людей, а идет дальше — к «диалогу человека с миром», к формированию самого бытия человека. Так, при моделировании строгого «мужского» костюма для женщин выясняется, что, например, часы для них утрачивают былую ценность ювелирного украшения и требуют иных форм, иных образных воплощений.
Другой пример. Моделирование приборов может идти по одному из двух основных типов:
♦ дискретно-цифровая индикация;
♦ непрерывно-образная (предметно-пространственная).
Образ часов со стрелками наглядно воплощает идею цикличности времени; фиксация ежесекундных разрядов настойчиво напоминает о невозвратно убегающих мгновениях жизни (которые в аспекте
154 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности
деловой жизни должны находить эквивалентное воплощение девиза «Время — деньги»).
Третий пример: в 1841 г. австрийский мебельщик Михаил Тонет применил технологию сгибания дерева в мебельном деле. Из этой технологии в 1859 г. родилась форма «венского стула», точно отвечавшая социальному заказу времени. И в XX в. «венский стул» не стал анахронизмом.
Художественное конструирование выделяет доминирующие функции вещи. Если инструментальная функция вещи в художественном моделировании отражает направление воздействия человека на среду (инструментальную функцию имеют не только инструменты, орудия, машины, но и одежда — и не только профессиональная, например смокинг, фрак), то адаптивная функция — качество этой среды с точки зрения человека (например, спортивный стиль одежды как «среда, подогнанная под человека»).
Результативная функция связана с определением системы целевых установок, характеризующих ситуацию, в которой функционируют объекты, машины и предметы; условия совместимости установок; условия достижения целей; моделирование ситуаций социального функционирования объектов. Пример: разные типы автомобилей — представительского класса, семейные, спортивные.
Интегративная функция выражается в оптимальном объединении разных целей и контекстов деятельности. Пример — облегченный современный дачный инвентарь (воплощающий не только прямые инструментальные функции, но и новые технологии производства, новые цели и потребности времяпрепровождения людей — работа с землей не только как труд, но и как отдых, досуг).
Субъективным критерием хорошего эргодизайна является ощущение человеком функционального комфорта в условиях как профессиональной деятельности, так и досуга.