Близким понятием благотворительности является понятие филантропии

Понятие достоинства

Достоинство, несомненно, относится к одной из важнейших детерминант и ценностей в жизни и поведении человека.

Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека. Чувство собственного достоинства — это переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам.

В словаре Д. Н. Ушакова дается такое определение достоинства - это 1. положительные качества. 2. необходимые моральные качества, моральная ценность человека. Сознание этой ценности, проявление уважения к себе.

Определение достоинства у Даля: «отличное качество или превосходство; сан, звание, чин, значенье и пр.»

Рассмотрим несколько аспектов понятия достоинство.

1. Первое понимание — понимание достоинства как добродетельности - просто нераздельно сливает «достоинство» и «достойность».

Достоинство - уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека. поведение достоинство гордость смирение человек

О ком-либо говорят: «Это достойный человек», имея в виду, что данная личность обладает нравственными достоинствами, т. е. добродетелями, ценимыми в обществе. Достойный человек — это человек, соответствующий нравственному образцу: добрый, честный, стойкий, справедливый и т. д. Достойный человек и ведет себя неизменно достойно: не унижает себя и не унижает других. Он соблюдает человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает делать зла и предавать человеческое в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью.

2. Второе понимание достоинства — это акцентировка в первую очередь тех самых качеств над природности и духовно-психологической свободы. Свобода человека – это строгая дисциплина в ограничении своих слабостей. Умение противостоять своим низменным влечениям, умение бороться с собственными плотскими побуждениями, желаниями и страстями. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не станет, даже если он очень голоден, униженно умолять о куске хлеба людей, которые явно станут его третировать и над ним насмехаться. Он перетерпит физические страдания, но не сделается игрушкой и забавой в руках недоброжелателей.

Такой человек не будет молить о любви того, кто его не любит, он обуздает собственную страсть, предпочтя выпрошенному удовлетворению целостность собственной личности. И, наконец, человек с достоинством никогда не пойдет в рабство к другим ради материальных благ и финансового благополучия. Свобода и самостоятельность для него предпочтительней «золотой клетки».

3. Достоинство - это соответствовать кому-либо, чему-либо.

Когда сын уважаемых людей поступает распутно, о нем говорят, что он позорит честь своих родителей и ведет себя недостойно. И напротив, когда сын совершает нечто значительное, его хвалят: «поступил достойно своего отца».

Как становятся достойными. Есть, как минимум, три способа приобретения достоинства. Первый – это заслужить достоинство. Так чаще всего и происходит в жизни. Второй способ - это унаследовать достоинство. Человек еще ничего особенного не сделал, но родители сделали. И дети получают их достоинство в наследство. Самый наглядный пример - семьи монархов. И третий способ - это когда достоинство дают незаслуженно, по некоему особому расположению дающего.

4. Достоинство бывает разным: земным и небесным.

Небесное достоинство.

- Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. Еф.4:1

- Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благо и возрастая в познании Бога. Кол.1:9,10

- Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. 1Ин.3:10

Достоинство - это понимание своего реального положения и места в мире. Своего духовного статуса. Это понимание того, что Бог дает: жизнь, тело, душу, ум, способности, благодаря которым человек может достичь высокого положения. Все, что человек имеет - дар Божий. Бог помогает взойти на высоты. От человека требуется одно - вести себя достойно своего великого призвания.

Человек, который не осознает своего достоинства, не будет вести себя достойно. Если верующий не осознает себя Божьим Сыном, он не будет вести себя как Божий Сын.

Поэтому верующему и нужно знать, к какому достоинству он призван, чтобы вести себя в соответствии с ним. Ну и, конечно, свое достоинство, то достоинство, которое дал человеку Бог, человек обязан защищать. Верующий человек ответственен за то, чтобы понимать свое достоинство и быть на высоте своего достоинства.

Бог через Иисуса Христа делает людей недостойных, достойными звания христиан и детей Божьих. Сделать нас достойными - право Всевышнего Бога, но поступать достойно - наша обязанность.

Земное достоинство как обладание социально-признанными, ценимыми в обществе благами: социальным статусом, богатством, славой, заслугами перед народом и государством. Достоинство можно сказать, что это определенного рода заслуга. Когда о ком-то говорят: «Он удостоен высокой награды», мы понимаем, что награду эту дали за особые заслуги... А еще можно описать достоинство, как определенный вес, ценность. Достоинство человека - это его вес в своих и чужих глазах. Вольно или невольно мы взвешиваем себя и других, вымеряя достоинство.

В средневековье выражение «достойный человек» — это представитель знатного рода, в рыночном обществе — крупный предприниматель, богач, в разные времена к «достойным» относили крупных полководцев, знаменитых художников, людей преуспевающих, известных, уважаемых, хорошо владеющих своим делом. Люди, достойные в социальном смысле, могут не обладать добродетелями, но это в большинстве своем те, кто соблюдает все принятые в обществе или в социальной группе нормы поведения, четко выполняет правила игры и выходят в победители. Достоинство этих представителей весьма разных общественных слоев выражается в том, что называют честью. Честь — это моральное или социальное достоинство, то, что вызывает уважение к самому себе или со стороны окружающих. Это чувство своей особой общественной ценности в связи со статусом, мастерством, богатством.

Достоинство — переживание внутреннее, интимное, оно не нуждается в демонстрации и является просто состоянием души. Честь – это внешнее проявление внутреннего чувства достоинства. Честь необходимо отстаивать, репутацию поддерживать.

5. Достоинство может, как приобретаться, так и теряться. Достоинство не только дают, его еще и лишают. Утратить достоинство — значит уподобить себя вещи, сделаться средством в руках других людей, причем сделаться им добровольно.

Российский учёный, академик РАН, доктор биологических наук Г. И. Абелев в своих трудах пишет: «Мы особенно остро осознаем достоинство, теряя его, – когда, попадая в зависимость, мы вынуждены поступать не по своей воле, высказывать не свои мнения, смотреть чужими глазами, жить не по своим правилам, терпеть оскорбления или вторжения в свою личную жизнь. Тогда мы остро и отчетливо чувствуем, что у каждого человека есть суверенная область, включающая круг вопросов, подвластных только ему одному, и составляющая предмет его неотъемлемого права. Это область его достоинства. В неё, по-видимому, входит всё то, что нужно человеку для выработки его собственного мнения, отношения и решений. Некими постоянными в области достоинства являются privacy, приватность, составляющая сугубо личную сферу жизни человека, а также его национальное и религиозное самоопределение.

Чувство собственного достоинства – настолько глубинное и эмоциональное качество человека, что можно думать о его врожденной природе. Его социальный и даже биологический смысл – в сохранении человеческой индивидуальности.

Право на собственное достоинство – наиболее фундаментальное и неотторжимое от человека право. Даже в ситуациях, в которых могут распоряжаться жизнью человека, как, например, на войне, или лишить человека жизни, как в суде, никто не вправе отнять у человека его достоинства, права оставаться самим собой, сохранять свою суверенную область.

Область достоинства неприкосновенна, её границы не должны нарушаться. Под вторжением в область достоинства мы понимаем любое действие, принуждающее человека к определенному мнению, отношению, решению или действию, лишающего его свободы…

Область достоинства не подотчетна. Нет инстанции, кроме собственного разума и совести, перед которой человек должен давать отчет по вопросам или поступкам, входящим в область его достоинства. Требование отчета есть вторжение в его суверенную область».

В идеале обладание достоинством включает в себя чувство безусловной собственной ценности, обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, умение подняться над желаниями и обстоятельствами, уважение общества, связанное с умением заслужить хорошую репутацию и поддержать свою честь. Исходным и фундаментальным моментом является, — ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора, если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и принятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.

Альтруизм и сострадание - необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью - это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.

В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.

В основе обязательства благотворителя лежит человеческий порыв — оказать помощь тем, кто попал в беду. Этот импульс можно проследить и у низших по сравнению с человеком животных. Там он наиболее ярко проявляется в заботе о потомстве, однако встречается и в отношениях между взрослыми особями того же стада или стаи. Импульсы такого рода тесно переплетены с агрессивными в играх животных. Сила этого импульса среди людей порой вызывает порицание со стороны благотворительных организаций, которые стремятся придать этому порыву более рациональный характер. Доброта, проявляемая в виде благотворительности, является неотъемлемой частью человеческой натуры, одним из главных свойств, которым природа наделила людей. Человек, не ведающий великодушных порывов, — ненормальное и отвратительное явление.

Обязательство возникает только при наличии выбора: не только когда импульсы сталкиваются друг с другом, но и когда в ходе такого столкновения происходит их сравнительная оценка с точки зрения ожидаемых результатов. Мы действует импульсивно, когда все решает лишь сила самого порыва: мы либо вообще не думаем о возможных результатах действия, либо они не мешают нам осуществить наш порыв. Мы можем порицать такое импульсивное действие, но порицать лишь за то, что при совершении действия недостаточную роль играло представление о ценностях, которое могло бы способствовать разумному выбору.

Близким понятием благотворительности является понятие филантропии.

Филантропия - благотворительность как форма исторически ограниченного проявления гуманизма эксплуататорских классов; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи нищим, увечным, слабым и иным лицам, потерпевшим жизненную катастрофу и находящимся в бедственном положении. Первобытное о-во и классическая древность не знали Филантропия Практиковавшиеся в Древней Греции и Риме общественные трапезы, раздача денег, постройка храмов, бань и пр. Имели иную природу, ибо помощь оказывалась всем свободным гражданам и была не актом великодушия, а обязанностью государства и богачей. Филантропия возникает в императорском Риме, когда для успокоения резко возросшей количественно свободной бедноты, склонной к мятежам, богатые горожане и государство вынуждены были идти на добровольные пожертвования. По меткому выражению П. Лафарга, «страх есть мать общественной благотворительности». Зарождающаяся христианская церковь использовала Филантропия для привлечения на свою сторону бедноты в борьбе за свое господство. В период средневековья христианство связало Филантропия с религиозными мотивами (отпущение грехов, место в раю и т. П.), возвело ее в дополнительный источник воспроизводства нищенства. Нищий, встреча с к-рым в древности считалась дурным предзнаменованием, был объявлен богоугодной фигурой. Молодая буржуазия резко выступила против Филантропия, в к-рой она усмотрела элемент феодального угнетения, причину бездеятельного паразитизма. Фр. Революция, напр., специальным декретом 1793 г. Объявила милостыню проступком. Утвердив свое господство, буржуазия изменила взгляд на Филантропия и стала широко практиковать ее как в государственной, так и в частной формах. Филантропические организации и деятельность занимают важное место в общественном механизме буржуазных стран. Включенная в логику классово антагонистических отношений, Филантропия теряет значение элементарно-гуманистической формы межличностных связей, становится средством прикрытия эксплуатации, выражением морального лицемерия. Эксплуататоры через Филантропия стремятся облагодетельствовать тех, кто ограблен ими же самими. Лишь возвращая «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву!» (Маркс К., Энгельс Филантропия, т. 2, с. 498). У принимающих милостыню Филантропия формирует сознание своей ничтожности (благодеяние, по словам Канта, унижает бедняка), а у тех, кто осуществляет ее, - чувство тщеславного превосходства. «...Сама человеческая нищета, бесконечная отверженность, вынужденная принимать милостыню, должна служить забавой для денежной аристократии и аристократии образования...» (там же, с. 212). При социализме гуманная Филантропия становится действенным человеколюбием, не демонстрируемым в экстраординарных случаях, а пронизывающим все многообразие общественных отношений. Оказание помощи др. В ситуации непредвиденного бедствия является здесь не чьим-то щедрым даром, а частным случаем привычных форм межличностных отношений, связи между индивидом и обществом. В данной статье предполагается, что филантропия, или благотворительность, в общем, отличается от милостыни: филантропия носит организованный и по преимуществу безличный характер, осуществляется по плану и по определенным программам; милостыня же представляет собой индивидуальное и частное действие, как правило милостыня дается просто нуждающимся, даже без явной просьбы со стороны последних.

В силу понятных общественных условий благотворительность ассоциируется в массовом сознании не с церковью, не с религиозной деятельностью, а с бизнесом. В нашем бедном обществе и при слабых (структурно и экономически) конфессиональных институтах действительную благотворительную помощь могут оказывать люди бизнеса - от имени компаний и фирм или от себя лично, в порядке спонсорской поддержки, шефства или же меценатства, через благотворительные фонды и организации и напрямую. Благотворительность оказалась как бы оборотной стороной успешного (временами и изворотливого) бизнеса. Но одновременно филантропия по своей природе противоположна бизнесу: бизнес стяжателен, сориентирован на извлечение прибыли, на накопление с целью вложения и извлечения еще большей прибыли. Филантропия же по внутреннему смысле этой деятельности бескорыстна, с ее помощью средства распределяются, прибыль расточается. Однако кажущаяся противоположность предпринимательства и благотворительности снимается тем, что в социальном плане они во многом представляют собой как бы разные стороны одной медали. И не случайно практически во все времена филантропия - в равной мере, как и предпринимательство - вызывала и жадный интерес, и скепсис и подозрение как безусловно нужное, но сплошь и рядом нечистое дело. В благотворительности несомненно усматривалось большое благо и возможность спасения для многих, даже вконец потерявших надежду. Но в благотворительности одновременно видели и источник социального и морального зла, "самообман нечистой совести".

V. Вывод

Благотворительность, спонсорство, меценатство существовали всегда. На пожертвования строились дворцы для детей, музеи, театры, больницы, приюты, организовывались праздники.

Поэтому крупные меценаты вспоминаются потомкам и не только как удачливые коммерсанты, но прежде всего как известные благотворители.

Но в основном общество воспринимает благотворительные действия как некую незаконную деятельность, создающую лишние проблемы, хотя благотворительность существует именно для того, чтобы лучше справляться с общественными проблемами.

Наши рекомендации