Резервы сознания

Все приведенные рассуждения в полной мере относятся к энергетике организма. Базовые процессы энергообеспечения регулируются вегетативной нервной системой под контролем мозга, мы их не замечаем и о них не задумываемся. Но в экстремальных условиях включаются иные механизмы и иные резервы. Резервы "сознания.

На предыдущих страницах мы рассказывали об опытах по исследованию тореадоров. Было показано, что после двух с половиной часов напряженной схватки, при колоссальном физическом и психическом напряжении, их энергетика увеличивается. Такой же эффект мы наблюдали у спортсменов после многочасовых соревнований.

В этих случаях включаются дополнительные механизмы энергообеспечения, практически не изученные наукой.

Этот эффект очень хорошо известен спортсменам, занимающимся видами спорта с длительной нагрузкой. Он называется "второе дыхание". Ты много часов поднимаешься в гору, протаптывая траншею в глубоком снегу, порывы ледяного ветра заставляют двумя руками цепляться за ледоруб, воткнутый в снег, крутизна склона не позволяет ни остановиться, ни отдохнуть. В какой-то момент вылезаешь на пологий участок и падаешь на снег. Все, силы кончились, невозможно шевельнуть ни рукой, ни ногой. Пятый день подъема, практически без еды, с несколькими ложками теплой каши утром и вечером. Смотришь вверх, на пелену тумана. И вдруг тучи расходятся, словно занавес во Вселенском театре, и на фоне синего неба вспыхивает Вершина, сверкающая льдом в лучах солнца. Теперь она уже рядом! Еще несколько часов, и цель будет достигнута. Вдруг откуда-то появляются силы, ты встаешь и с новой энергией начинаешь идти вверх, как будто только что не лежал на снегу, полностью обессиленный.

На вершину мы выбрались только к вечеру. Перед самой вершиной наступил еще один момент полной слабости, но в это время мы были уже на предвершинном гребне, более пологом, чем предыдущие снежно-ледовые склоны. Можно было стянуть с себя рюкзак и вытащить персональный НЗ — неприкосновенный запас — шоколадку и несколько кусков сахара. Шоколадку оставим на вершину, а вот сахар можно закинуть в рот — впереди уже только спуск. Пять граммов глюкозы, попав на язык, дали ощущение вкуса, не сравнимого с самыми изысканными деликатесами внизу. Чтобы получить наслаждение от еды, надо поголодать, тогда простейшие вещи покажутся удивительными. Словно волна энергии прошла по организму. Я поднялся, бросил за спину рюкзак и уверенно пошел к близкой уже вершине.

Это — пример активизации энергетических запасов за счет психического возбуждения. Механизм этого процесса непонятен. Он не изучался — слишком сложно его воспроизвести в лабораторных условиях. Очевидно, что включаются какие-то дополнительные резервы энергетики, скорее всего, перераспределение электронов от органов и систем к мышцам. Никакой мистики в этом процессе нет. Некоторые особенности нам хорошо известны. Когда японский воин ударом руки ломает стопку кирпичей — это включение анаэробных процессов. Они позволяют развить большую мощность, но могут использоваться кратковременно. Крокодил с большой скоростью бросается на жертву, развивая на суше скорость до 60 км/час, но потом ложится на дно и несколько часов восстанавливает энергию.

Организм человека имеет колоссальные резервы выживания и адаптации. Человек может приспособиться к самому широкому спектру условий и нагрузок. Надо только верить в себя, не поддаваться панике и трезво оценивать обстановку. Резервы организма огромны, хотя и не безграничны. Психическая мобилизация позволяет задействовать глубинные резервы, перераспределить их для выполнения работы, но в конце концов запасы необходимо пополнять. Естественно, за счет еды. Без полноценного питания не бывает долговременной работы. При этом после больших нагрузок важна роль обильного питья и полноценного отдыха (после длительного голодания с едой надо быть аккуратным).

Волевыми усилиями можно заставить организм работать довольно долго. Будет появляться второе, потом третье, потом четвертое дыхание. Главное — человек не должен падать духом и уверенно двигаться к цели. После кораблекрушений моряки часто спасались на плотах и лодках, но, когда их находили, в живых оставались немногие. После нескольких дней в океане люди умирали от жажды и отчаяния. Вот в этом-то и дело! Люди умирали в основном от отчаяния, а не от жажды. Французский врач Ален Бомбар доказал, что можно прожить длительное время в просторах океана без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что можно добыть в море. А. Бомбар один пересек в маленькой резиновой лодке Атлантический океан от Канарских островов до Барбадоса за 65 дней. Все это время он питался исключительно сырой рыбой, которую ловил, а пил только дождевую и морскую воду или сок, выдавленный им из рыб. Этого человека нелегко отнести к выдающимся "морским волкам", поскольку в море он выходил всего дважды, оба раза на шлюпке без руля и без ветрил, да и плавать-то, кажется, не умел. Однако подвиг его явился одним из наиболее выдающихся достижений человечества в противоборстве с океаном.

"Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на тынах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха" — так написал он в своей книге "За бортом по своей воле".

Другой подобный случай получил широкую известность в нашей стране. 17 января 1960 г. у острова Итуруп в Курильской гряде начался сильный шторм. В считанные секунды поднялись 15-метровые волны, стальные тросы, связывавшие самоходную баржу "Т-36" с берегом, порвало, как нити. Баржу стало относить в открытый океан. Через несколько часов безуспешной борьбы со стихией команда приняла решение заглушить моторы и лечь на дрейф. На борту суденышка находились военнослужащие Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федоров. Шторм бушевал несколько суток. И за это время баржа оказалась далеко от советских берегов. Из продуктов на борту было две банки тушенки, буханка хлеба и полтора килограмма свиного жира. "Было у нас еще ведра три картошки. В машинном отделении. На второй день сварили мы ее, но она так мазутом пахла, что не стали мы ее есть. Хотели выкинуть, но я сказал, пусть полежит. Через пару дней она пошла нормально", — вспоминает Асхат Зиганшин.

Через несколько дней продукты кончились. Матросы начали есть кожу с сапог, в которых находились во время службы. Варили в океанской воде. Затем обжаривали в буржуйке. И чтобы еда получалась жирнее, кусочки смазывали солидолом. На 49-й день у моряков оставалось три спички и полчайника пресной воды. Но бог морей сжалился над ними. В этот день пришла помощь. К тому моменту, когда советские матросы поднялись на палубу американского авианосца, они потеряли в весе по 30 килограммов.

Можно было бы привести еще много таких случаев. Я уж не говорю о профессиональных путешественниках типа Федора Конюхова или Райнольда Месснера, которые демонстрируют чудеса выживания в самых невероятных условиях.

Это при том, что в мире растет число людей, страдающих от хронической тревожности, стресса, панических атак.

Нам дано Сознание и дана Сила Воли. Этим мы отличаемся от всего животного мира. Мы можем управлять своим организмом и влиять на окружающее пространство. Люди, которые это понимают, живут осознанной жизнью и сами определяют свою судьбу. Они являются не пассивными щепками в Океане Бытия, а гребцами, уверенно направляющими свой челн среди волн и течений.

Наши рекомендации