Тема 6. Выбор карьеры и профессиональный рост

Практическое упражнение «Карьерный рост»

Цель. Отработать навыки исследования и планирования карьерной перс­пективы менеджера на основе анализа, проектирования и оценки пре­емственности продвижения кандидата.

Задание.

1. На примере конкретных вариантов карьерного роста двух реаль­но действующих менеджеров Второго Московского часового завода (вариант А и вариант Б) сравните и проанализируйте последователь­ность и перспективы их должностного продвижения.

Карьера менеджера: вариант А: Бригадир – Мастер - Начальник участка - Начальник смены - Начальник цеха - Начальник производства - Заместитель директора.

Карьера менеджера: вариант Б: Бригадир – Мастер - Начальник участка - Начальник смены - Заместитель начальника цеха по обеспечению - Заместитель начальника цеха по производству - Заместитель начальника цеха по экономике - Заместитель директора по экономике.

2. Ответьте на предложенные ниже вопросы.

1. Какой из представленных вариантов оценивается в коллективе завода как «блестящая карьера»?

2. Какой из вариантов карьеры потребовал более длительного обра­зования и профессиональной подготовки?

3. В каком из вариантов продвижение на вышестоящие должности более естественно и обоснованно?

4. На реализацию какого из вариантов карьеры потребовалось боль­ше времени?

5. Какой из вариантов перспективнее с точки зрения продвижения на должность директора завода?

6. Какой из вариантов дает большие возможности карьерного про­движения в рыночных условиях?

7. Какой из вариантов карьеры оценивается осуществившим его ра­ботником как более успешный?

Тема 7. Группы и процесс их формирования

Практическое упражнение «Поведение руководителя группы»

Процессы решения проблем в группах могут либо удовлетворять членов группы, либо приносить им разочарование. От этого зависит их желание работать в группе, трудовая активность и производитель­ность, а, следовательно, и результаты групповой работы. Большую роль в организации и осуществлении групповых процессов играет ру­ководитель группы.

Цель. Отработать навыки анализа групповых процессов и научиться определять характер влияния поведения руководителя на членов группы.

Задание. Проанализируйте приведенные в табл. 5 ситуации, характеризу­ющие поведение руководителя в групповых процессах. Определите, какое поведение руководителя может удовлетворять членов группы, а какое нет, заполнив соответствующие столбцы таблицы.

Таблица 5.Ситуации, характеризующие поведение руководителя

Ситуация Поведение руководителя
        удовлетворяет членов группы приносит раз­очарование
Руководитель сам принимает решения, не советуясь с членами группы    
Руководитель привлекает к обсуждению решений всех членов группы, но никогда не учитывает их мнение    
Руководитель привлекает к обсуждению и принятию решений всех членов группы.    
Руководитель привлекает к обсуждению решений всех желающих членов группы, но не прилагает усилий к тому, чтобы понять их точку зрения    
Руководитель направляет и обобщает мнение членов группы    
Руководитель старается привлечь к обсу­ждению решения как можно больше чле­нов группы, однако принимает во внима­ние лишь мнение неформального лидера    
Руководитель спокойно и без эмоций выслушивает различные точки зрения, а затем принимает решение в соответст­вии со своими планами    
Руководитель создает спокойную деловую атмосферу в процессе обсуждения ре­шений, допускает конструктивную критику и дискуссии, дает возможность высказаться всем желающим членам группы    
Руководитель привлекает к обсуждению решений членов группы, своевременно предоставляя им достоверную и полную информацию для работы    

Тема 8 Групповая динамика

Практические упражнения

Ситуация 1

Вы — заместитель начальника отдела, все сотрудники которого — женщины. В силу своего характера или по каким-то другим при­чинам вы не нравитесь никому в этом отделе. Руководитель пред­лагает вам занять отдельный кабинет, но это будет затруднять вашу работу, так как вам необходима информация, поступающая от ос­тальных сотрудников отдела. Как вы поступите?

Ситуация 2

Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяс­нил следующее:

• посетителей устраивает ассортимент;

• посетители довольны качеством приготовленной пищи;

• им нравится качество обслуживания и вежливость персонала;

• тем не менее, посетители не хотели бы прийти в это кафе еще раз в связи с тем, что персонал кафе плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, и у посетителей со­здается впечатление, что персонал кафе не любит свою работу, свою организацию.

Какие действия должен предпринять директор заведения для сплочения коллектива, становления благоприятной психологичес­кой атмосферы?

Ситуация 3

Коллега, с которым вам приходится тесно сотрудничать, в пос­леднее время находится «не в форме», делая множество ошибок. Некоторое время вы исправляете ошибки сами. Наконец, вашему терпению наступает предел.

Вы говорите: …

Ситуация 4

На сборочном конвейере освободившееся место заняла моло­дая работница. Она прилагает много сил, чтобы успеть за ритмом работы ее новых подруг, но пока не может трудиться так, как ос­тальные члены бригады, задерживая передачу деталей. Работницы стали нервничать, в бригаде начались ссоры.

Что должен предпринять мастер?

Ситуация 5

Работа с группой

1. Может ли одна и та же группа в одно и то же время относить­ся к разным типам групп? Аргументируйте свой ответ.

2. Могут ли формировать группу два человека, которые не под­держивают между собой личных контактов, но обмениваются пись­мами, меморандумами и т.п. ?

3. К каким группам вы принадлежите? Что это за группы, к ка­ким типам они принадлежат? Почему вы входите в эти группы? Можете ли вы выйти из них?

4. Можете ли вы назвать шесть групп, в которых вам довелось участвовать и которые прошли в своем развитии определенные эта­пы? Можете ли вы назвать группу, которая не прошла эти этапы?

5. Всегда ли плохи амбициозность, конфликтность и повышен­ная эмоциональность? Почему?

6. Определите наиболее явные характеристики группы, членом которой вы являетесь.

7. Предположим, вас назначили руководителем рабочей груп­пы, отличающейся слабой сплоченностью. Что вы станете делать в этой ситуации?

8. По каким признакам вы можете распознать неформального лидера рабочей группы? Сколько таких признаков?

Наши рекомендации