Юнг к. г. конфликты детской души. - м., 1995

С. 187. «Личность как полная реализация целостности нашего существа — недостижимый идеал. Однако недо­стижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы — не что иное, как указатели пути, но никак не цели».

С. 193. «Однако развитие личности означает все же не­что большее, чем просто боязнь страшных последствий или одиночества; оно означает такжеверность собственно­му закону».

С. 196 — 197. «Ведь чем меньше масштаб личности, тем в большей степени она неопределенна и бессозна­тельна, пока, наконец, она не исчезает, становясь неот­личимой от социальности и поступаясь из-за этого соб­ственной целостностью, и взамен растворяется в целос­тности группы».

С. 200. «Только тот, кто сознательно может сказать «да» силе предстающего перед ним внутреннего предназначе­ния, становится личностью; тот же, кто ему уступает, становится добычей слепого потока событий и уничто­жается».

С. 208. «Становление личности — это риск; и трагично, что именно демон внутреннего голоса означает одновре­менно и величайшую опасность, и необходимую помощь. Это трагично, но логично. Это естественно».

РУБИНШТЕЙН С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. — М., 1989. — Т. 2

С. 99. «Изучение психического облика личности вклю­чает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит:чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремит­ся? Это — вопрос о направленности, установках и тен­денциях, потребностях, интересах и идеалах, но вслед естественно встает второй:а что он может? Этот вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности — это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.

Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человеказначи­мо в мире и в чем поэтому для негосмысл жизни и дея­тельности. Именно то, что особенно значимо для челове­ка, выступает в конечном счете в качестве мотивов и це­лей его деятельности. И определяет подлинный стержень личности».

С. 101. «Нельзя ни разрывать единство личности, ни сводить его к простой однородности. Реальное единство психического облика личности многообразно и противо­речиво. Но всегда находится в конце концов такая стерж­невая для данной личности позиция, с которой все свой­ственные ей противоречия смыкаются в единстве».

С. 104. «Направленность включает два тесно между со­бой связанных момента: а) предметноесодержание, по­скольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный пред­мет, и б)напряжение, которое при этом возникает».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Из кн.: Франселл Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личнос­ти. - М., 1987.

С. 31. «Конструкт — это отличительный признак, а не вербальный ярлык. Мы должны постоянно помнить, что, говоря об индивидуальной системе конструктов, мы име­ем в виду отношения и установки человека к миру, его позицию в мире, рассматриваем его как личность».

4 Заказ 1563

Задание № 1. Репертуарные решетки

С. 35. «Келли разработал технику репертуарных реше­ток в качестве метода изучения систем личных конструк­тов, как способ «влезть в шкуру другого», увидеть мир его глазами, войти в его положение».

Ролевая персонификация

С. 43. «Келли предложил список из 24 ролевых персо­нажей:

1. Учитель, которого вы любили (или преподаватель предмета, который вы любили).

2. Учитель, которого вы не любили (или преподаватель предмета, который вы не любили).

3. Ваша жена или подруга.

За. (для женщин) Ваш муж или друг.

4. Руководитель, под чьим началом вы работали или служили и с которым вам трудно было найти общий язык (или некто, под чьим руководством вы работали в небла­гоприятной для вас ситуации).

5. Руководитель, под чьим началом вы работали или служили и который вам нравился (или некто, под чьим руководством вы работали в благоприятной для вас ситу­ации).

• 6. Ваша мать (или та женщина, которая заменила вам мать).

7. Ваш отец (или тот мужчина, который заменил вам отца).

8. Ваш брат, самый близкий вам по возрасту (или не­кто, кто был вам за брата).

9. Ваша сестра, наиболее близкая вам по возрасту (или некто, кто заменил вам сестру).

10. Коллега, с которым вы легко ладили.

11. Коллега, с которым вам было трудно достичь вза­имопонимания.

12. Сосед, с которым вы ладили.

13. Сосед, с которым вам было трудно достичь взаимо­понимания.

14. Мальчик, с которым вы дружили, когда вам было 16 лет.

15. Девочка, с которой вы дружили, когда вам было 16 лет.

16. Мальчик, который вам не нравился, когда вам было 16 лет.

17. Девочка, которая вам не нравилась, когда вам было 16 лет.

18. Человек одного с вами пола, с которым вы пошли бы в поход.

19. Человек одного с вами пола, с которым вы не по­шли бы в поход.

20. Человек, с которым вы были в близких отношениях и которому вы сейчас не нравитесь.

21. Человек, которому вам бы очень хотелось помочь в чем-нибудь (или которого вы очень жалеете).

22. Самый умный человек из всех, кого вы знаете лично.

23. Самый удачливый человек из всех, кого вы знаете лично.

24. Самый интересный человек из всех, кого вы знаете лично.

Конечно, каждый разработчик новой решетки может модифицировать этот список так, чтобы он отвечал его конкретным требованиям. Вот примеры различных набо­ров элементов, которыми пользовались исследователи:

профессии, эмоции, ситуации, болезни, помещения, фотографии людей, карточки теста, магазины, иностран­ные государства, мифологические представления, красоч­ные манекены и др.

Келли описал шесть способов выявления конструктов.

1)Метод минимального контекста (карточная форма)

Испытуемому вначале предлагается подставить имена конкретных людей в ролевой список. Затем ему предъяв­ляются три элемента из этого списка и предлагается назвать какое-нибудь важное качество, по которому два из них сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего. После того как экспериментатор запишет ответ, испыту­емого просят назвать, в чем конкретно состоит отличие третьего человека от двух других (если испытуемый не ука­зал, какие именно два человека были оценены как сход­ные между собой, то его просят сделать это). Ответ на этот вопрос и представляет собой противоположный полюс конструкта. Испытуемому предъявляется столько триад эле­ментов, сколько сочтет нужным экспериментатор.Специ­фических правил не существует. Все зависит от числа кон­структов, подлежащих исследованию.

2) Метод полного контекста

При этом методе все элементы, выписанные на кар­точках, раскладываются на столе перед испытуемым. Его

просят подумать о важных качествах, характерных для разных групп людей, и выбрать двух человек, наиболее сходных между собой по какому-либо значимому каче­ству. Когда две первые карточки выбраны, испытуемого спрашивают, в чем они сходны между собой. Затем, по мере добавления последующих карточек, испытуемого время от времени просят сказать, представляет ли данная карточка все еще ту же категорию, что и две первые кар­точки. Если карточка исключается из группы, испытуемо­го просят уточнить, изменилась ли категория группиров­ки или осталась прежней.

Последовательный метод

Элементы предъявляются так же, как и в форме мини­мального контекста (то есть триадами, а не группами). Однако в этом случае триады выбираются в соответствии с определенной системой: каждый раз в триаде один из элементов заменяется новым. Например, после предъяв­ления элементов 1, 2 и 3 элемент 1 заменяется элементом 4 и т.д.

Метод самоидентификации

Элементы предъявляются так же, как и в предыдущем методе, однако в триаду всегда включается элемент «я сам». Это дает возможность утверждать (в известной сте­пени, конечно), что все выявленные конструкты личнос-тно релевантны.

Наши рекомендации