Междисциплинарная модель труда
Одним из новейших достижений в области проектирования труда стала междисциплинарная точка зрения, предложенная М. А. Кемпионом и С. Л. Мак-Клелландом (Campion and McClelland, 1993; Campion and Thayer, 1987). Она отражает попытку объединения различных подходов к проектированию труда в единую систему. Более точно, междисциплинарный подход подразделяет первых четыре подхода к проектированию труда на четыре класса и утверждает, что изменения, связанные с каждым из них, могут приводить к различным результатам труда.
Мотивационный подход (например, сюда относятся двухфакторная теория мотивации и теория характеристик работ) фокусируется на том, как усилить мотивационный характер работы, чтобы повысить мотивацию, удовлетворенность и результативность сотрудников.
Механистический подход (например, подход технического проектирования), напротив, подчеркивает эффективность человеческих ресурсов, обеспечиваемую за счет эффективности и гибкости, например, таких аспектов, как легкость найма персонала и низкие издержки на подготовку.
Биологический подход сосредоточен на вопросах, связанных с требованиями работы к физической силе и выносливости сотрудников, а также с шумовыми и климатическими ограничениями. Целью этого подхода к проектированию труда является минимизация физических усилий, утомляемости, физических и душевных страданий и жалоб на здоровье. Изменения работы, согласно этому подходу, делают труд работников физически комфортнее.
Наконец, подход, связанный с динамикой восприятия, пытается убедить, что характер работы, физические характеристики рабочего места или оборудования не должны превосходить познавательные способности людей, например, такие, как внимание и концентрация. Изменения, в соответствии с этим подходом, связаны со снижением умственной нагрузки, утомляемости, стресса и апатии, с позитивностью установок[4] работников по отношению к рабочему месту и оборудованию, со снижением уровня ошибок и аварий.
Согласно междисциплинарному взгляду, ни один из этих подходов к проектированию труда не может служить базой для полного и всестороннего понимания того, как проектирование труда влияет на реакцию работников. М. А. Кемпион утверждает, что сторонники каждого подхода к проектированию труда определяют и поддерживают предполагаемые выгоды подхода, но мало уделяют внимания потенциальным, возможно, непредвиденным издержкам. Напротив, междисциплинарный взгляд предпочтителен, так как он обостряет осознанность потенциальных издержек и выгод каждого подхода к проектированию труда. Например, механистический подход и подход, связанный с динамикой восприятия, поддерживают введение в проектирование труда таких параметров, которые минимизируют требования к обработке информации. Мотивационный же подход приводит доводы в пользу повышения сложности труда, а тем самым и к увеличению требований к информации и ее обработке. В то время как мотивационный подход утверждает, что внедрение рекомендаций механистического подхода и подхода, связанного с динамикой восприятия, может снизить мотивацию и удовлетворенность сотрудников и повысить уровень абсентеизма, механистический подход и подход, связанный с динамикой восприятия, утверждают, что внедрение рекомендаций мотивационного подхода приводит к тому, что работа становится труднее для персонала, требует более сложной подготовки, увеличивает уровень ошибок, уровень стресса и умственную нагрузку сотрудников.
Сторонники междисциплинарного подхода заявляют, что при проектировании труда нужно рассматривать как издержки, так и выгоды максимально сниженного уровня обработки информации. Сопоставление всех издержек и выгод четырех подходов к проектированию труда, адаптированных М. А. Кемпионом и П. В. Тэйером (Campion and Thayer, 1987), приведено в табл. 1.
Таблица 1
Сопоставление издержек и выгод четырех подходов к проектированию труда
Подход к проектированию труда | Выгоды | Издержки |
Механистический подход | Сниженное время подготовки Более эффективное использование ресурсов Сниженная вероятность ошибок Сниженная вероятность возникновения стрессовых ситуаций или умственных перегрузок | Сниженная удовлетворенность работой Сниженная мотивация Повышенный уровень абсентеизма |
Мотивационный подход | Повышенная удовлетворенность работой Повышенная мотивация Более высокая вовлеченность сотрудников Более высокие результаты труда Низкий уровень абсентеизма | Увеличение времени подготовки персонала Сниженная эффективность использования ресурсов Более высокая вероятность ошибок Более высокая вероятность возникновения стресса и умственных перегрузок |
Биологический подход | Меньше физических нагрузок Сниженная физическая утомляемость Меньше жалоб на состояние здоровья Меньше медицинских случаев Низкий уровень абсентеизма Повышенная удовлетворенность трудом | Увеличенные финансовые издержки, связанные с изменениями оборудования или рабочей среды |
Подход, связанный с динамикой восприятия | Сниженная вероятность ошибок Сниженная вероятность аварий Сниженная вероятность стресса или умственных перегрузок Сниженное время подготовки персонала Более эффективное использование ресурсов | Сниженная удовлетворенность трудом Сниженная мотивация |
Источник: Adapted from Campion and Thayer, 1987.
Подобно теории характеристик труда, междисциплинарная модель труда сопровождается инструментарием исследования, мультиметодным опросником по проектированию труда (МОПТ — MJDQ, Multimethod Job Design Questionnaire), с помощью которого оценивается восприятие сотрудниками элементов труда, связанных с каждым из четырех подходов. Исследования с применением опросника МОПТ обеспечивают поддержку для междисциплинарного подхода, показывая, что элементы труда в каждом подходе соотносятся с результатами, связанными с соответствующим подходом (Campion and McClelland, 1993).
Преимущество междисциплинарного подхода заключается в его более всестороннем и интегральном характере, чем у предыдущих моделей. Однако очевидно, что для оценки его эффективности требуется больший объем исследований. Будущее труда также требует, чтобы различные подходы к проектированию труда как можно лучше интегрировались в единую, ясную теоретическую систему. Наконец, эту модель труда нужно расширить, объяснив различия в реакции работников на каждый из четырех подходов к проектированию труда.