Мотивационный компонент деятельности
Мотивация-это совокупность внешних и внутренних движений, вызывающих активность в поведении человека.
Мотив — материальный или идеальный предмет, кот. побуждает и направляет деятельность или поступок и ради которого они осуществляются; источником побудительной силы мотива выступают потребности, мотив и определяется как предмет потребности;
Мотив деятельности– предмет потребности, который несет в себе содержательную характеристику потребности; в теории деятельности Леонтьева мотив- это опредмеченная потребность, предмет, удовлетворяющий эту потребность.
Функция побуждения - движение к объекту, в котором опредмечена некоторая потребность, или, наоборот, избегание объекта в случае отрицательной мотивации. Смыслообразующая функция мотива заключается в том, что действия не только производятся, но и своеобразно оцениваются субъектом по отношению к мотивам в форме «личностного смысла». Структурирующая функция мотива заключается в структурирующем влиянии мотива на процессы целеобразования. Структурирующее влияние мотива проявляется в образовании промежуточных целей за счет возникновения невербализованных предвосхищений и перевода их на вербальный уровень.
Мотивы человеческой деятельности:
-органическими (удовлетворение естественных потребностей организма);
-функциональными (удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом);
-социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей);
-духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).
Главный мотив называется ведущим мотивом,он запускает деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы).
Второстепенные мотивы - мотивы-стимулы - выполняя роль побудительных факторов дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотив-цель – жизненная цель, которая определяет деятельность на длительный период жизни.
Сдвиг мотива на цель Суть этого механизма состоит в том; что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.
Внутренне мотивированного поведениякак совершающегося ради самого себя или ради тесно связанных с ним целевых состояний, а не просто как средство достижения инородной по отношению к такому поведению цели.
Внешняя мотивация представлена в:
· бихевиористских теориях
· и в теориях инструментальности (Левин – когда ведущими регулирующими факторами поведения являются валентность внешнего по отношению к поведению последствия и связь между поведением и этим последствием.)
Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается,— разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность,— упорядоченный набор целей. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей. Функция мотивов: 1. побуждают и направляют деятельность (мотивы-стимулы), 2. придают деятельности субъективный характер, «личностный смысл» (смыслообразующие мотивы).
Мотивация и деятельность. У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
3 типа мотивационных отношений по Орлову( психология личность)
Мотивационная готовность к обучению в школе. Готовность ребенка к школе характеризуется наличием у него желания учиться, стремление к деятельности, которая имеет общественное значение, к новой социальной позиции. Эта тенденция приобретает форму желания стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем занимаются сверстники и старшие дети. Такую направленность на школу, складывающуюся на адекватных представлениях ребенка о школе, определяют как мотивационную готовность к школе.