Объяснение причин различных явлений детьми

дошкольного возраста{суммарно по всем сериям

опытов в %; по данным А. А. Венгер)

Возраст детей Характер объяснений
Отсутствие объяснения Неадекватное объяснение Удовлетворительное объяснение
3—4 года 4—5 лет 5—6лет 6— 7 лет 48,4 22,5 4,6 2,7 14,3 16,7 11,8 0,9 37,3 60,8 83,6 96,4

Объяснение причин скатывания мяча по наклонной плоскости при различных способах знакомства с явлением(в абсолютных числах; по А. А. Венгер)

    По изображению При словесном описании
     
    Удов-     Удов-     Удов-
Возраст детей Нет объяснения Неадекватное объяснение летво-ритель-ное объяснение Нет объяснения Неадекватное объяснение ле»во-ритель-ное объяснение Нет объяснения Неадекватное объяснение летво-ритель-ное объяснение
3—4 года ■  
4—5 лет
5—6 лет
6—7лет —-

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением (см.). Воображение присуще только человеку.

Участие воображения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом труде. Подчеркивая значение воображения, В. И. Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту. «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии»1.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

способствует предвосхищению будущего;

«оживляет» то, что было ранее.

Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе.

Физиологической основой воображения является сложная аналити-ко-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.

Важную роль в создании новых временных связей играет слово.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 125.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. К. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально»1.

Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость.

Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

1 Маркс К. Капитал, т. 1.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 182.

Объяснение причин различных явлений детьми - student2.ru

Рис. XI.13.

Воображение, как и восприятие, память, мышление,— познавательный процесс. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. И в этом отношении оно неразрывно связано с памятью.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.

Воображение тесно связано с мышлением.

Общее и отличное между мышлением и воображением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Наши рекомендации