Перечень личностных качеств практического психолога

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………….
Тема 1. Современное состояние службы практической психологической помощи детям за рубежом (Франция, США, страны Восточной Европы). История, современное состояние и перспективы развития детской практической психологии в России…………………………………………  
Тема 2. Общие вопросы организации деятельности практической психологической службы образования. Требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога. Этика практического психолога………………………………………………………………………  
Тема 3. Основные направления и формы работы практического психолога в ДОУ. Особенности работы практического психолога с детьми разных возрастных групп……………………………………………    
Тема 4. Психопрофилактическая работа практического психолога в ДОУ. Основные направления психопрофилактической работы практического психолога с педагогами, с детьми, с семьей……………….    
Тема 5. Консультативная работа практического психолога в ДОУ. Основные направления консультативной работы практического психолога с родителями, с педагогами……………………………………...    
Тема 6. Диагностическая работа практического психолога в ДОУ. Основные направления диагностической работы практического психолога с детьми дошкольного возраста…………………………………    
Тема 7. Коррекционно-развивающая работа практического психолога ДОУ. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста……………………………………………….    
Тема 8. Инновационная модель организации психолого-педагогической помощи проблемным детям в практике региональной психологической службы образования………………………………………………………….    
Контрольные вопросы………………………………………………………..

Пояснительная записка

Цели освоения дисциплины:помощь будущему педагогу-практику в осмыслении назначения и специфики службы практической психологии образования как отрасли прикладной психологии; расширение знаний студентов по вопросам организации профилактической, консультативной, диагностической и коррекционно-развивающей работы психолога с детьми дошкольного возраста, персоналом дошкольного образовательного учреждения, родителями.

Задачи курса:проанализировать современное состояние психологической службы образования с учетом возможных перспектив ее развития;дать знания о специфике предмета детской практической психологии, целях, задачах и принципах организации психолого-педагогической помощи детям;дать представление о различных направлениях деятельности практического психолога в ДОУ с учетом возрастных особенностей периода детства;помочь педагогу сориентироваться в достаточно большом объеме имеющихся в арсенале практического психолога диагностических методик; выработать у студентов умения и навыки самостоятельного использования в работе с детьми различных коррекционных и развивающих программ.

Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина относится к «Профессиональному циклу» ООП (базовая часть Б.3) и опирается на знания, умения, навыки, полученные студентами в процессе изучения общей, возрастной, детской психологии. В свою очередь, детская практическая психология является прикладной отраслью психологической науки и сферой приложения психологических знаний к проблемам и нуждам педагогического процесса образовательного учреждения.

Требования к результатам освоения дисциплины:процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОПК-4: способен нести ответственность за результаты своейпрофессиональной деятельности;

в области педагогической деятельности:

ПК-3: способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

ПК-4: способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-5: готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-6: способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: место и роль практической психологии в системе образования; основные научные понятия, используемые в работе практического психолога образования; специфику организации основных направлений работы практического психолога в ДОУ; особенности организации работы практического психолога с детьми разных возрастных групп, их родителями, педагогами ДОУ; ряд диагностических методик, позволяющих «инструментально» оценить уровень психического развития ребенка; ряд коррекционных и развивающих программ с учетом возрастных особенностей и нарушений в развитии психики ребенка;

уметь: ориентироваться в проблемах психического развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте с целью своевременного обращения к специалисту;осуществлять совместную с практическим психологом деятельность по реализации диагностических и коррекционно-развивающих программ;самостоятельно осмысливать значимость и возможность практического педагогического применения психологических знаний;

владеть: системой основных научных понятий;умениями теоретического анализа психологической литературы, самостоятельного осмысления и обобщения изученного материала;навыками работы с психологическим инструментарием в рамках данной проблематики.

Тема 1. Современное состояние службы практической психологической помощи детям за рубежом (Франция, США, страны Восточной Европы). Исторический аспект, современное состояние и перспективы развития детской практической психологии в России

Литература:

1. Веселова В.В. Психолого-педагогическая служба "Гайденс" в средней школе США// Сов. Педагогика, 1982, №6.

2. Детская практическая психология/ Под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2001.

3. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной М., 2000.

4. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития// Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избр.тр.: в 2 т. Т.1.- М.-Воронеж, 2005.-С.170-211.

5. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1961.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1: Проанализируйте предложенный материал и самостоятельно подберите примеры, иллюстрирующие особенности развития психологической службы за рубежом.

Практическая психологическая служба за рубежом развивалась на протяжении всего 20 столетия. Родоначальником ее выступил французский психолог, доктор медицины и права Альфред Бинэ (1857-1911). Выполняя заказ Министерства просвещения Франции на разработку метода, позволяющего выделять при поступлении в школу детей, которые должны учиться во вспомогательной школе, А.Бинэ разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта детей. Впоследствии он создал тесты и для общей диагностики интеллектуального развития всех детей от 3 до 18 лет. Ученый был убежден, что интеллект является врожденным качеством и его уровень не изменяется с возрастом.

Система селекционного отбора пошла гулять по миру. Один из последователей А.Бине, В.Штерн придумал термин IQ – «коэффициент интеллекта»; Ф.Гальтон ввел термин «тест». И в современных странах не отказались от подобного просеивания. Создаются целые батареи тестов на диагностику памяти, внимания, интеллекта и др., используемые при поступлении в школу, колледж, институт, при наборе новобранцев, при профессиональном отборе. И нет вины А.Бинэ в том, что, зачастую, создатели тестов предают забвению один из основополагающих принципов разработки тестовых методик, выдвигаемых А.Бинэ: при конструировании заданий необходимо строить их так, чтобы уровень знаний ребенка, его опыт не влиял на ответ, то есть они должны исходить из того минимального опыта, который имеется у всех детей данного возраста.

Задание 2: Опираясь на исследования современных авторов, определите собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

«…В современном обществе прослеживается… картина деформированных взаимоотношений детей и взрослых… Во-первых, специалисты-профессионалы, которым государство поручает заботу об образовании растущих людей – педагоги при всем желании не могут осуществить индивидуальный подход к конкретному ребенку, т.к. всегда имеют дело с группой детей и вынуждены психологически учитывать особенности ее функционирования… У родителей снялись многие внутренние обязанности, «атрофировалось» ответственное отношение к детям… Так, играет группа детей в песочнице во дворе жилого дома и вдруг к ним бежит чужая собака – родитель, находящийся вблизи, буквально выхватывает своего ребенка, часто не заботясь об остальных ребятишках…

Во-вторых, в характеристике реальной позиции современного Детства и его отношений со Взрослым Миром важнейшее значение имеют особенности социального статуса Детства в обществе и внутренние связи в самом Детстве, которые в настоящее время, по существу, блокированы обществом, где рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. Так, в нашей стране легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений (в ряде регионов страны инициативные группы пытаются ныне возродить детское самодеятельное движение в разных формах).

В-третьих – во Взрослом Мире реально не выработано отношения к Детству как к субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания… Членом общества ребенок становится сразу, одномоментно (обычно по окончании средней школы), не пройдя весь необходимый путь поэтапного социального принятия, не подготовленный к освоению психологически важных особых отношений в обществе…

В-четвертых, серьезную психологическую роль в характеристике отношений Взрослого Мира и Детства играет отсутствие доверия к растущим людям, «вывод» их за пределы социально значимых дел… Положение не изменилось и в связи с появившейся практикой включения известного числа детей подросткового и юношеского возрастов в различные формы социально-необходимой деятельности (мытье автомашин, продажа газет и пр.), когда приобретаются возможности случайных, временных, но существенных заработков, намного превышающих заработок их родителей и учителей… И хотя он функционирует в соответствующих социальных связях взрослых, что создает впечатление его полной самостоятельности, но социализация его происходит на самом низком уровне. А это влечет за собой инфантилизм, эгоизм, духовную опустошенность…

Налицо резкое противоречие между ускоренным социальным развитием современных детей и закрытыми для них возможностями социального функционирования, в результате чего они выступают объектами, а вовсе не субъектами воспитания». (Д.И.Фельдштейн)

Тема 2. Общие вопросы организации деятельности практической психологической службы образования. Требования к психологу в образовании. Этика практического психолога

Литература:

1. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении: Руководство для практического психолога/ Под ред. Венгера Л.А. М., 1991.

2. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М.-Воронеж, 1998.

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.3. Психодиагностика. М., 1998.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

5. Положение о службе практической психологии образования в РФ/ Вестник образования. №7. 1995.

6. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной М., 2000.

7. Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и решения// Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н.Новгород, 1998. С.9-20.

8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1: Проанализируйте перечень профессиональных и личностных качеств практического психолога, обеспечивающих эффективность его работы.

Перечень личностных качеств практического психолога

1. Внимание, стремление понять позицию других.

2. Дружелюбие, общительность.

3. Способность стать лидером.

4. Вежливость, обходительность

5. Руководство здравым смыслом, следование предписаниям.

6. Жизнерадостность.

7. Терпеливость, упорство.

8. Большое чувство ответственности.

9. Способность выполнять работу, полную разнообразия.

10. Энтузиазм в трудовой деятельности

11. Тщательность действий

12. Схватывание новых идей, самостоятельность суждений.

13. Аккуратность и последовательность в работе.

14. Способность к планированию своего будущего.

15. Способность к устным высказываниям.

16. Хорошая память.

17. Способность обучать других.

18. Умение заботиться о больных.

19. Умение заботиться о посторонних

(по Р.В.Овчаровой, Н.И.Шевандрину)

Задание 2: Самостоятельно подберите диагностические методики, направленные на изучение личностных качеств практического психолога.

Литература:

1. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов-н/Д., 2001.

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2000.

3. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. М., 2002.

4. Общая психодиагностика/ Под ред.А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

5. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики/ Под ред. В.Г.Шмелева, В.В.Столина . М., 1989.

6. Практикум по общей психологии/ Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 1972.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1999.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М., 1996.

9. Варга А.Я., Столин В.В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М., 1999.

Задание 3: Проанализируйте профессионально-этические аспекты процедуры психодиагностического обследования.

Наши рекомендации