Индивид, личность, субъект

2.1. Индивид (нижний уровень развития человека) – характеристика человека по отношению к его психо-био-физиологическим особенностям;

(как психо-физиологическая характеристика человека – скорость восприятия, экспрессивность, скорость реакции, свойства темперамента и т.п.);

от зачатия до смерти (0 лет – максимум лет) – в основном период созревания от рождения до 18 лет.

2.2. Личность (средний уровень развития человека) - характеристика человека по отношению к другим людям;

(как устойчивая система мотивирования активности человека по отношению к другим людям, выраженная в личностных качествах – общительность, доминирование-подчинение, взаимодействие-противоборство и т.п.);

от 3 лет до смерти (3 года – максимум лет) – в основном период освоения социальных норм и социальных ролей от 3 лет до 21-25 (вступления в брак и рождения детей).

2.3. Субъект (высший уровень развития человека) - характеристика человека по отношению к собственной жизнедеятельности (управление условиями своей жизни);

(как отношение человека к самому себе и собственной жизнедеятельности);

от 21-25 лет (если это случилось) до начала старения (40-50 лет). Может вообще не случиться, и человек остаётся максимально личностью, не будучи субъектом, то есть живёт и приспосабливается к имеющимся социальным условиям без попытки их переделать.

3 группа: Факторы развития человека (постоянно действующие причины возникновения и изменения психических явлений):

1) биологический (генетический); -биологические причины

2) социальный (культурный); -социальные причины

3) внутренняя позиция (ориентация, склонность, увлечение, «преломляющая призма»). –психологические причины

4 группа: Специфически человеческие явления:

1) Сознание – совокупность знаний человека о мире и себе, отражение отношений между явлениями

Образ мира – от осознания своей деятельности

(ступени отношения Я к предметам и лицам – фобический, навязчивый и неврастенический неврозы)

2) Деятельность – активность человека, регулируемая сознательно поставленной целью

Смысл – определение значения деятельности и ее результатов для личности

(ступени обобщенного отношения Я к действительности (невроз страха, синдром невротической деперсонализации и дереализации, депрессивный невроз).

3) Личность – ансамбль устойчивых отношений человека к другим людям

Образ Я – от осознания качеств своей личности

(ступени отношения Я к собственному телу - истерический, ипохондрический, системный неврозы)

 
  Индивид, личность, субъект - student2.ru

5 группа: Личность – свобода, ответственность,самостоятельность в социальном поведении.

Свобода личности - есть наличие субъективного основания выбора.

Только когда человек осознал, что в данной жизненной ситуации он может действовать разными способами, и ЕМУ необходимо выбрать один из них, он свободен. Чем больше способов действия осознал человек, тем больше его свобода. На процесс осознания могут влиять и объективные и субъективные причины: единственная дорога к цели, или боязнь даже подумать о том, что это можно сделать по-другому. У личности может почти отсутствовать свобода: все случаи, когда человек действует сообразно обстоятельствам, отвечая на воздействия, реагируя на стимулы, он несвободен.

 
  Индивид, личность, субъект - student2.ru

Ответственность личности - это сознательно принятая мера платы за последствия своих поступков.

Личность предвидит не просто физические последствия, а социальные последствия своих действий, тех действий, которые она сама выбрала. И те воздействия, которые общество, другие люди окажут на личность, и к которым личность готова, и есть мера ее ответственности. Личность может быть и безответственной: за действия ребенка, приносящие вред другим людям, отвечает родитель; подросток, занимающийся рэкетом, не представляет, что его могут убить в целях самообороны, и это будет платой за совершенные им действия. Последствия у поступков есть "ближние" и "дальние", и чем больше последствий предвидит человек, тем более ответственной личностью он является.

Самостоятельность личности- это способность совершить действие без чьей-либо помощи.

Школьник решил впервые в жизни сделать домашнее задание по физике без помощи родителей, но ему не хватает "надзирателя", "организатора" собственной деятельности, у него нет навыка самостоятельного осуществления выбранного действия, он - несамостоятельная личность. Чем больше действий в жизни человек может выполнить без посторонней помощи, тем больше его личностная самостоятельность.

Воспитание - это тот процесс, который позволяет увеличить меру свободы, ответственности и самостоятельности человека, и тем самым развить ЛИЧНОСТЬ. Суть воспитания в том, что оно СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ для роста свободы, ответственности и самостоятельности.

Однако, для того, чтобы создать условия роста другой личности, воспитатель сам должен быть свободным, ответственным и самостоятельным, и мера его личности должна быть больше меры личности воспитуемого. Воспитатель должен иметь больше личностное пространство. Условно это изображено на схеме N6.

Наши рекомендации