IV. Символизм: текст как музыка

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

(первая половина)

1. «Строгий талант» (Иван Бунин)

1. Основные темы бунинской поэзии (анализ поэтического текста).

2. Концепция любви в творчестве Бунина (рассказы «Тёмные аллеи», «Солнечный удар» из цикла «Тёмные аллеи»).

Литература:

– Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870 –1953. М., 1994.

– Материалы к творческой биографии Ивана Алексеевича Бунина. Волгоград, 1995.

– Рощин М.М Иван Бунин (ЖЗЛ). М., 2000.

– Бабореко А.К. Иван Бунин (ЖЗЛ). М., 2004.

– Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М., 2004.

II. «Поэт радостной случайности» (Александр Куприн)

1. Концепция любви в творчестве Куприна («Гранатовый браслет»).

2. «Поединок»: психологическое мастерство Куприна-повествователя.

Литература:

– Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.

– Слово об Александре Куприне / Сост. О.М. Савин. Пенза, 1995.

– Михайлов О. Жизнь Куприна: «Настоящий художник – громадный талант!» М., 2001.

III. «Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться...» (М.Горький)

1. Проблема ницшеанства раннего Горького.

2. «Несвоевременные мысли» как опыт национальной самокритики.

Литература:

– Новый взгляд на Максима Горького. Горький и его эпоха. Материалы и исследования. М., 1995.

– Шенталинский В. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. М., 1995.

– Баранов В. М.Горький без грима. М., 1997.

– М.Горький. Неизданная переписка. Материалы и исследования. Вып. 5. 2-е изд. М., 2000.

– Басинский П. Максим Горький (ЖЗЛ). М., 2006.

IV. Символизм: текст как музыка

1. Новаторство Константина Бальмонта в области русской поэтической ритмики («Воспоминание о вечере в Амстердаме». Анализ поэтического текста).

2. «Мрачная музыка» поэзии Фёдора Сологуба («Чёртовы качели». Анализ поэтического текста).

Литература:

– Константин Бальмонт и мировая культура. Шуя, 1994.

– Шестов Лев. Поэзия и проза Фёдора Сологуба // Фёдор Сологуб. Стихотворения. Томск, 1995.

– Лавров А.В., Гречишкин С.С. Символисты вблизи: Статьи и публикации. Спб., 2004.

V. «О, я хочу безумно жить...» (Александр Блок)

1. Мотивы мистических предчувствий в книге «Стихи о Прекрасной Даме».

2. Тема России в блоковской поэзии (цикл «Родина»).

3. Традиции Блока в русской литературе.

Литература:

– Александр Блок. Исследования и материалы. Спб., 1998.

– Немеровская О., Вольпе Ц. Судьба Блока: Воспоминания. Письма. Дневники. 2-е изд. М., 1999.

– Сарпиев В.А. Александр Блок. Творчество жизни. Воронеж, 2004.

– Александр Блок: рго еt соntra. М., 2004.

VI. «О прекрасной ясности» (акмеизм)

1. Концепция «сильной личности» в творчестве Николая Гумилёва.

2. Приём стилизации в «Александрийских песнях» Михаила Кузмина.

Литература:

– Никитин А.Л. Неизвестный Гумилёв: Исследования и стихи. М.,1996.

– Шубинский В. Николай Гумилёв. Жизнь поэта. М., 2004.

– Полушин В. Николай Гумилёв (ЖЗЛ). М., 2006.

– Михаил Кузмин и русская культура ХХ века. Л., 1990.

– Богомолов НА., Малмстад Дж. Э. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. М., 1996.

VII. «Мне на плечи кидается век-волкодав…» (Осип Мандельштам)

1.«Тоска по мировой культуре» в раннем творчестве Мандельштама (анализ поэтического текста).

2.Трагическая тональность поэзии Мандельштама 20 – 30-х годов (два-три стихотворения по выбору).

Литература:

– Рассадин Ст. Очень простой Мандельштам. М., 1994.

– Осип Мандельштам и его время. М., 1995.

– Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Манделъштама. М., 1997.

– Сурат И. Опыты о Мандельштаме. М., 2005.

– Мандельштам Н.Я Воспоминания: В 2 т. М., 2006.

VIII. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья…» (Анна Ахматова)

1. Лирика «несбывшихся надежд» в ранней поэзии Ахматовой (анализ поэтического текста).

2. «Реквием», его художественное и общественное значение.

Литература:

– Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 1998.

– Черных В. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. Ч. I III. М., 1996 – 2001.

– Анна Ахматова: Pro еt соntra. М. 2005.

– Тименчик Р.Д. Анна Ахматова в 1960-е годы. М., 2006.

IХ. «Принцип вечного движения вперёд» (футуризм)

1. «Книга свободы»: характеристика творчества Велимира Хлебникова.

2. «Поэзы» Игоря-Северянина. Проблематика и поэтика.

Литература:

– Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В.Н. Терё- хина, А. Зименков. М., 1999.

– Русский авангард 1910 – 1920-х годов и проблема экспрессионизма. М., 2003.

– Будетлянский клич. Футуристическая книга. М., 2006.

– Кручёных А. Из истории русского футуризма. Воспоминания и документы. М., 2006.

– Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990.

– Григорьев В.II. Велимир Хлебников в четырёхмерном пространстве языка: Избранные работы 1958 – 2000 гг. М., 2006.

– О Игоре-Северянине. Череповец, 1987.

– Игорь-Северянин глазами современников / Сост., вступ. ст. и коммент. В.Н. Терёхиной, Н.И. Шубниковой-Гусевой. Спб., 2008.

Х. «… Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (Сергей Есенин)

1. Тема Родины в творчестве Есенина (анализ поэтического текста).

2. «Персидские мотивы». Проблематика и поэтика.

3. Есенин и имажинизм.

Литература:

– Савченко Т.К. Сергей Есенин и его окружение. М., 1990.

– Русский имажинизм: история, теория, практика / Под ред. В.А. Дроздкова, А.Н. Захарова, Т.К Савченко. М., 2005.

– Захаров А.Н., Савченко Т.К. Сергей Есенин; Имажинизм // Русская литература 1920–1930-х годов: Портреты поэтов: В двух томах. Т.1. М., 2008.

– Савченко Т.К. «Теория футуризма наиболее соответствует <…> взглядам на образ»: Имажинизм как постфутуристское направление // Современное есениноведение. Рязань. 2010, № 15.

ХI. «Безмерность в мире мер» (Марина Цветаева)

1. Дневниковый характер лирики Цветаевой (анализ поэтического текста).

2. «Словотворчество» как специфика цветаевской поэтики.

3. Цветаева и Ахматова: опыт сопоставительного анализа.

Литература:

– Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

– Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе. М., 1997.

– Саакянц А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1997.

– Саакянц А. Твой миг, твой день, твой век: Жизнь Марины Цветаевой. М., 2002.

– Марина Цветаева в воспоминаниях современников. М., 2006.

ХII. «Сестра моя – жизнь» (Борис Пастернак)

1. Новаторский характер поэтики Пастернака (анализ поэтического текста).

2. «Стихи Юрия Живаго», их проблематика и поэтика.

Литература:

– Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. М., 1989.

– «Доктор Живаго»: С разных точек зрения. М., 1989.

– Лихачёв Д.С. Борис Леонидович Пастернак // Борис Пастернак. Собр. соч.: В пяти томах. Т. 1. М., 1989 – 1992.

– Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Биография. М., 1997.

– Гаспаров М.Л., Поливанов К.М. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: Опыт комментария. М., 2005.

– Быков Дмитрий. Борис Пастернак (ЖЗЛ). М., 2006.

ХIII. «Он не заслужил света, он заслужил покой»

(«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова)

1. «Мастер и Маргарита» как «роман в романе».

2. Сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности в булгаковском романе.

3. Образ Мастера. Тема бессмертия искусства.

Литература:

– Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд. М., 1988.

– Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988.

– Николаев П.А. Михаил Булгаков и его главная книга // Булгаков М. «Мастер и Маргарита». М., 1988.

– Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. М., 2004.

– Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. 2-е изд. М., 2005.

– Булгакова Е. С., Лаппа Т. Н., Белозерская Л.Е.. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 2006.

– Булгаковский сборник. Вып. V. Материалы по истории русской литературы ХХ века / Сост. и ред. И. Белобровцева, С. Кульюс. Таллинн, 2008.

Наши рекомендации