Методические подсказки
ü Закон «3 - А» (три «А»)
Ассоциация
а) можно брать три слова «С потолка», но могут быть и тематические ассоциации
б) могут быть ассоциации «Работа в интерьере», а именно предложены репродукции, картины, открытки, на основании которых и составляются ассоциации.
в) могут быть ассоциации предметные и по названию
2. Адаптирование к местным условиям известных названий и форм (комбинация нескольких вещей (название + форма)
3. Альтернатива – противоположность названию (например, конкурс «Мисс Баба – Яга» - противоположность конкурсу «Мисс красавица» и т.д.)
ü Игра «Грустные слоны» (для подготовки аудитории к деловому общению)
Оборудование: доска, мел (маркер).
На доске чертится схема:
№ | Чем? | Где? | Какой? |
Ведущий: «Представьте себе, что вы в зоопарке, перед вами вольер со слонами и слонам грустно. Почему это может быть?»
(Предлагаются разные варианты ответов)
Ведущий
делает
опрос: «На самом деле слонам грустно, потому что они не играют»
· Как могут играть слоны?
· Чем они могут играть? (Имеется в виду часть тела)
· Где могут играть слоны? (Имеется в виду место)
· Каким предметом (игрушкой) могут играть слоны? Охарактеризуйте эту игрушку.
Данные опроса заносятся в таблицу (Пример – слово «мяч»)
№ | Чем? | Где? | Какой? |
хобот | лужайка | мяч большой | |
нога | река | мяч резиновый | |
уши | вольер | мяч надувной | |
хвост | арена | мяч теннисный |
Далее ведущий дает задание: назвать любую комбинацию из трех чисел от 1 до 4. Приглашает выйти в центр зала тех, кто сделал это первым (2-3 человека).
Ведущий зачитывает получившуюся фразу каждого вызвавшего в центр игрока и предлагает показать залу «как слон будет играть».
Например, комбинация чисел «2 – 4 – 1». В таблице это слова «нога – арена – большой мяч». Нужно изобразить «как слон на арене играет большим мячом».
Таким образом, ведущий снимает напряжение зала, активизирует внимание группы и готовит участников к участию в деловой игре.
Р О Л Е В А Я И Г Р А
Ролевые игры представляют из себя некоторую модель окружающей действительности. В момент проведения игры ребята получают необходимый опыт действия в самых разных ситуациях. Причем этот опыт потом обсуждается и, в отличие от реальной жизни, человек видит, что можно изменить. И в реальности его действия становятся более эффективными.
Кроме того, существуют обучающие игры, где в игровой форме ребята получают какие-то знания и навыки. Поскольку они тут же в игре и могут их применить, то усвоение идет гораздо эффективнее. Обычно ролевые игры подготавливаются ведущими, когда хочется проиграть какую-то проблему.
Ролевая игра "ЛИЦЕЙ"
Авторы: Коноваловы Антон и Ольга
Игра была сделана по книге В.П.Крапивина - "Голубятня на желтой поляне".
Цели игры:
1) воспитание активной позиции
2) сплочение гриппы
3) развитие умения разобраться в сложной ситуации и действовать самостоятельно
Техника: игровые карабины с патронами, меловые клинки, текст легенд и т.д.
Инструкция: -"Вы - учащиеся морского лицея, в котором оказались после того, как ваши родители погибли в результате войны между двумя берегами реки, которая длилась уже давно, и о причинах которой уже никто не помнил.
Ход игры (кратко): в игре участвуют учителя-надзиратели лицея, среди которых есть пришельцы-маникены, которые внешне неотличимы, но из оружия не убиваются.
Их цель - поссорить ребят между собой, поскольку так ими будет проще управлять.
Игра состоит из 3-х этапов, переходящих один в другой.
Первый этап: цель мастеров - поссорить ребят с разных берегов. Для этого им сообщаются разные сведения, обвиняющие другой берег, надзирателями приветствуется ябеднечество, за провинности одного учителя наказывают группу (причем с другого берега) и т.д. У лицеистов идут занятия, причем достаточно неинтересные и ведут их очень жестко. Между уроками есть перемены, на которых группы могут выяснять отношения. После занятий наступает "ночь", когда ребята находят склад с карабинами. (До этого у них были лишь меловые клинки). Оружие они используют в течение игры по своему усмотрению - стреляя друг в друга или в надзирателей.
Второй этап: цель - восстание групп против надзирателей. Надзиратели начинают вести себя все более жестко, "вынуждая" группы к объединению и восстанию. (Кстати, надзиратели вооружены парализаторами и 1-2 карабинами) Обычно, часть группы стихийно восстает, но поскольку основная масса надзирателей - пришельцы, и убить их невозможно, то восстание жестоко подавляется.
Третий этап: цель - объединение групп. В игре есть информация (в виде легенды), что пришельцев можно уничтожить при помощи барабанного боя, но если отбивать его всем вместе. (но впрямую об этом не говориться) После разгрома восстания надзиратели уходят (якобы на совет), чтобы дать возможность группам договориться и потренироваться. Совместное отбивание ритма, изгоняющее пришельцев создает сильные эмоции и сплочение, что и требуется.
В конце игры самая важная часть - обсуждение: (Кто как действовал, есть ли параллели с жизнью, когда нужно бороться, когда ненужно и как это делать. Hапример, среди надзирателей может быть один "хороший", помогающий ребятам, но потом его выгоняют. Можно обсудить его позицию -- мелкая помощь или сопротивление и т.д.)
В реальности игра происходила в соответствии с описанием, только группы быстрее вышли на второй этап, объединившись между собой.
Ролевая игра "3 ЛОДКИ"
Автор: Коновалов Антон
ЦЕЛЬ: проигрывание проблемной ситуации выбора (риск и помощь нуждающимся) обучение взаимодействию, контактности и быстрому принятию решений в критической ситуации на выделение лидеров
Оборудование: "лодки" т.е. куски материи размером примерно 1х2 метра. Кол-во - 1 кусок на 5-6 человек (они должны плотно стоять на половине ткани). Стробоскоп, фонари, шум моря.
Ход игры: в начале группе сообщается, что вся она плывет на корабле по океану. Проводятся какие-то "морские" игры на вхождение в ситуацию, поются песни. Через некоторое время, неожиданно для группы гаснет свет, включается стробоскоп, пиротехника, включается шум шторма, мелькают лучи фонарей. Группу быстро собирают вместе и сообщают, что корабль потерпел крушение, быстро надвигается шторм. Группа высаживается на "лодки" (т.е. куски материи), и пытается доплыть до берега (об передвижения и взаимодействие лодок группа продумывает самостоятельно.) Касаться стен, пола - запрещено, В случае малейшего касания группа возвращается в исходную точку. Передвигаться им должно быть трудно. Задачу можно усложнить, завязав кому-то глаза или запретив разговаривать. (То есть "в результате контузии" появились "немые" и "незрячие"). Через некоторое время, когда группы прошли примерно 2/3 пути, сбоку и чуть позади появляется мастерская лодка. (Это несколько, обычно более старших, ребят, которые заранее во время "крушения" ушли в соседнюю комнату. Их количество таково, что одна лодка всех спасти не сможет - 5-6 человек.) Лодка начинает подавать подавать сигналы помощи (т.е. просто кричат). Группам сообщается, что эта лодка налетела на рифы и тонет. Каждая группа решает, стоит ли несмотря на усталость, идти спасать лодку.
Обсуждение проводится по следующим моментам:
1) Как высаживались на лодки: пропустили ли девушек в перед, а пропустив, подумали ли кто будет управлять и двигать лодку.
2) Кто лидировал на лодках, как осуществлялось передвижение, взаимодействовали ли лодки.
3) Кто и как принял решение плыть к тонущей лодке (если поплыли), кого забрали с нее в первую очередь.
4) Как вел себя лидер, слушал ли других, какие неприятные (или приятные) эмоции у кого остались и т.д.
Примечание:
а) плыть должно быть действительно трудно
б) "самоубийство" моделируется выливанием стакана воды за шиворот. :-))
Ролевая игра "ГОРОД"
Автор: Коновалова Ольга
Цели:
- развитие активной позиции
- постановка моральной проблемы вмешательства и невмешательства в ситуацию
Инструкция: вы плыли на корабле, и ваш корабль сломался. Вы подплыли к ближайшему городу, где вы по группам будете ходить и искать детали для починки.
Ход игры: группа, разделенная на 4 части, высаживается на берег и встречается с нищим, который просит милостыню. Как только ребята ему подают, он уходит, а к ребятам подходит человек. Он говорит, что в городе дружить и помогать запрещено, т.к. "человек должен быть сильным, а помощь ослабляет человека" и т.д. этот "нищий" на самом деле шпион! И теперь за ними гонятся стражники и группам нужно спасаться. Одна группа попадает в кабак, где перед ними разыгрывается сценка, в которой кабатчик унижает девочку-служанку. Они могут вмешиваться или нет (тем более, что их ищут стражники). Вторая группа попадает в школу, где они слушают монотонные законы города, что нельзя никому помогать. Третья группа попадает в тюрьму, где они просто сидят. Но их охраняет только один стражник. И у них есть достаточно реальная возможность объединившись с другими, бежать. Потом группы меняются . Все это время "на горизонте" маячат стражники, создавая более напряженную обстановку. Когда все группы проходят через все точки, одну из них (либо сидящую в тюрьме) ведут на "городской суд, где им предъявляют обвинение в "подрыва строя" и нарушении законов "счастливого города". И проводится голосование среди "жителей", среди которых играющие роли и остальные команды. Звучат разные реплики из зала. И у групп опять выбор: выступить против либо смириться.