Введение. Что здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно

Что здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно. Если нет, постарайтесь разгадать эту головоломку, прежде чем читать дальше.

Введение. Что здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно - student2.ru

Обратите внимание, как в поисках смысла изображения вы рассматриваете фигуры. Скорее всего, вы видите в них совершенно бессмысленные контуры - и это ни к чему не приводит. Но стоит вам сосредоточиться на промежутках между контурами, как начнет проступать слово "ТЕКСТ". Чтобы оно стало более очевидным, проведите прямые линии по верхнему и нижнему краям рисунка. Теперь решение кажется настолько простым, что вы наверняка удивляетесь, как это раньше ничего не увидели.

Благодаря иному углу зрения можно расширить свои возможности и увидеть то, чего прежде не замечали. Именно такое впечатление сложится у вас, когда вы столкнетесь с подобными головоломками: вы будете воспринимать уже известную информацию совершенно по-другому. И этот путь приведет вас к новым идеям и подлинным озарениям. Неважно, чем вы сейчас занимаетесь. В любом случае, ваше будущее во многом зависит от тех новшеств, которые внедряются сегодня. Откуда взялись спортивно-оздоровительные клубы? А магазины видеофильмов? Кто помнит те времена, когда единственной спортивной обувью были полотняные кеды с плоской подошвой? Вы помните, в какой момент обратили внимание на то, что японские машины и прочие товары из Страны восходящего солнца заполонили рынок? А когда вы впервые увидели карманный плейер? То, как сложится наша жизнь, безусловно, во многом зависит от великих идей, и в этом деле нельзя полагаться на случай. Игры для ума научат вас генерировать идеи. Эти игры представляют собой специфические приемы, или техники, позволяющие выдвигать самые разные идеи: большие и маленькие, помогающие делать деньги и карьеру, решать проблемы, побеждать конкурентов, создавать новые изделия и более совершенные технологии. Техники отбирались с учетом их практической значимости. Они охватывают широкий спектр - от классических до самых современных. Все они делятся на линейные - позволяющие манипулировать информацией для выработки новых идей, и интуитивные - демонстрирующие, как находить новые идеи с помощью интуиции и воображения*.

Введение. Что здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно - student2.ru Вспоминается одна популярная детская головоломка-картинка с шестью рыбаками. Лески их удочек так перепутались, что образовали лабиринт. На конце одной лески - пойманная рыбка. Надо определить, кому эта рыбка принадлежит. Можно, конечно, пройти вдоль каждой лески - но при этом потребуется до шести попыток (тут уж как повезет). Совершенно очевидно, что надо идти с конца - от рыбки до того рыбака, который ее поймал. Тогда потребуется всего одна попытка. Я отбирал игры для ума именно по такому принципу. Вместо того чтобы составить каталог всех известных техник, направленных на развитие творческих способностей, и предоставить вам самим разбираться, какие из них реально работают, я начинал с идеи (рыбка) и постепенно доводил свое исследование до ее носителя (рыбака). А уж затем определял тот технический прием, на который "клюнула" идея. Срывая с творчества покров тайны, эта книга поможет вам по-новому воспринимать свои творческие способности. Вы увидите - возможно, впервые в жизни, - какие бескрайние просторы открываются перед вами. Вы сможете: генерировать идеи по своей воле;

- находить новые способы делать деньги;

- открывать новые возможности в бизнесе;

- развивать и видоизменять идеи до тех пор, пока не выработаете новаторскую идею;

- создавать новые изделия, услуги, процессы;

- совершенствовать старые изделия, услуги, процессы;

- находить решения сложных хозяйственных проблем;

- оживлять рынок;

- рассматривать проблемы как новые возможности;

- действовать более продуктивно;

- стать "генератором идей" у себя на работе;

- узнать, где следует искать "прорыв в будущее";

- стать незаменимым работником для своей фирмы.

* См.: Микалко М. Тренинг интуиции. -СПб.: Питер, 2001.

Игры для ума не дают творческого опыта, они лишь позволяют его приобрести. Чтобы проиллюстрировать это, представьте себе, что я рисую мелом на доске кролика. Вы говорите: "Это кролик!" - хотя на самом деле никакого кролика нет, а есть только линии. Кролик появляется потому, что вы приняли идею, что часть доски, ограниченная меловой линией, представляет собой кролика. Линия очерчивает содержание, предлагая значимую форму.

Должен еще раз подчеркнуть, что одного прочтения книги недостаточно. Чтобы генерировать творческие идеи, надо на практике использовать предлагаемые здесь техники. Попробуйте описать радость катания на лыжах бушмену, никогда не покидавшему пустыню. Вы можете показать ему лыжи и фотографии заснеженных гор. Может быть, вам даже удастся довести до него какие-то смутные образы. Но для того чтобы получить пусть самое общее представление о катании на лыжах, надо встать на них и съехать с горы. Просто прочитав описание техник, вы всего лишь узнаете, как можно выдвигать новые идеи. Вы будете напоминать того бушмена, который стоит в своей пустыне и, глядя на пару лыжи фотографию горы Мат-терхорн, пребывает в уверенности, что имеет какое-то представление о катании на лыжах.

Каждая игра для ума является специфической техникой выработки идей для решения задач. Все главы содержат план действий, дающий точные инструкции по применению техники и объяснение ее работы. Книга изобилует историями, анекдотами и примерами из жизни, когда наши герои успешно использовали эти технические приемы для генерирования новых идей. Я называю этих людей героями, потому что они оставили после себя след: идею, изделие, товар или услугу, отмеченные печатью новаторства.

Кроме того, чтобы продемонстрировать работу различных техник, в книге широко используются рисунки, загадки, схемы, гипотетические примеры. Некоторые из приведенных примеров являются готовыми идеями для разных видов бизнеса, товаров и услуг. Эти идеи суть настоящее золото, намываемое в нескончаемом потоке слов.

Каждая глава начинается вдохновляющим эпиграфом из книги легендарного мастера Сунь-цзы* "Искусство войны". Сунь-цзы написал эту выдающуюся книгу в Китае 2400 лет назад. Изложенные в его труде принципы применимы не только к войне, но и к творчеству и к бизнесу. Для предпринимателей Японии эта книга уже давно стала классикой, сейчас ее изучают во многих бизнес-школах во всем мире. Капитаны бизнеса от Токио до Уолл-стрита цитируют слова Сунь-цзы и применяют его тактику и стратегию на практике. Мой друг Хэнк Целлер (руководитель, предприниматель, изобретатель и поэт) однажды дал следующее определение творчества: "Когда понимаешь, что придумал нечто, превосходящее все, достигнутое ранее, чувствуешь, как волосы встают дыбом, испытываешь такое благоговение, как если бы услы-шал шепот самого Господа Бога".

*Суэнь-цзы - знаменитый древнекитайский полководец и военный теоретик, живший в конце VI - начале V в. до н.э. (Здесь и далее прим. ред., если не будет оговорено особо.)

Введение. Что здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно - student2.ru Вступление

Глава первая "Первичная раскрутка" поможет вам преодолеть страх, сомнения и неуверенность в своих творческих способностях.

В главе второй "Подкачка ума" дается система упражнений, позволяющая генерировать идеи. Чтобы стать творческой личностью, вы в первую очередь должны поверить, что это действительно возможно, и начать жить как творческая личность.

Введение. Что здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно - student2.ru

Посмотрите на рисунок. Вы видите две прямые, но можете создать и третью. Для этого поднесите книгу к глазам и расположите ее так, чтобы точка пересечения линий оказалась прямо перед вами. Сведите глаза в этой точке. Теперь вы видите третью линию? (Она кажется коротким штырьком, торчащим из страницы.)

Если вы поверите в свое творческое начало и станете действовать именно творчески, вы начнете создавать идеи буквально из ничего.

Ценность генерируемых идей в значительной степени зависит от формулировки стоящей перед вами задачи. В главе третьей "Выбор задачи" показано, как сформулировать задачу таким образом, чтобы уже в самой постановке вопроса чувствовался путь решения.

Введение. Что здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно - student2.ru Глава первая ПЕРВИЧНАЯ РАСКРУТКА

Спасение от поражения в наших руках.

Сунь-цзы

Когда мы находимся в подавленном состоянии, наши мысли существенно отличаются от тех, что приходят на ум в хорошем расположении духа. Ощущая себя богатым или преуспевающим человеком, вы мыслите совершенно иначе, чем если бы считали себя вечным неудачником. Точно так же, когда мы настроены творчески, наши мысли совсем не походят на те, какие посещают нас в рутине будней.

Ученые установили, что физиологические процессы организма человека поддаются контролю сознания. Можно привести себя в такое состояние - характеризующееся определенной химической реакцией в головном мозге, - при котором мышление станет более позитивным. Несколько простых упражнений, приведенных в этой главе, помогут вам преодолеть страх, сомнения и неуверенность, укрепят вашу веру в себя и разовьют творческий подход к жизни. Для творчества нет ничего более губительного, чем страх, сомнения и неуверенность. И все же многие люди позволяют им управлять своей жизнью.

Гораздо полезнее научиться ставить страх, сомнения и неуверенность под контроль, преобразуя деструктивное, негативное отношение к происходящему в новую, позитивную реальность. Чтобы это удалось, нужно в первую очередь признать существование вышеупомянутых негативных чувств, а затем сосредоточить всю свою энергию на тех чувствах, которыми вы хотите их заменить.

Представьте, что вы ведете машину и вдруг загорается индикатор давления масла, показывающий, что двигатель перегрелся. Это негативный факт. Вы не игнорируете его, но и не даете страху вас парализовать. Вы просто заезжаете на станцию техобслуживания, устраняете неполадки и едете дальше.

Рассматривая тот же случай, следует отметить, что вы не следите непрерывно за датчиком давления масла, это не поглощает все ваши мысли. Думая только об уровне масла, вы двигались бы слишком медленно и неуверенно - если у васвообще хватило бы духу сдвинуться с места. Точно так же надо относиться к страху и сомнениям. Вам следует осознать, что они существуют, и начать заменять их более позитивными мыслями. Прескотт Лекки, основатель так называемой психологии самоотражения, разработал метод, заключающийся в том, чтобы при любом субъективном восприятии определять, какие его негативные аспекты не согласуются с уже укоренившимися представлениями и убеждениями. Лекки полагал, что стремление к согласованности заложено в человеке генетически: если какая-то мысль не согласуется с устоявшимися идеями и понятиями, она попросту отвергается. Лекки обнаружил, что есть два мощных рычага, с помощью которых можно существенным образом изменить свои представления и преодолеть страх, воздействующий практически на каждого. Вот эти рычаги:

1. Вера в то, что человек способен выполнить свою часть работы, удержать свой "конец бревна", воспользоваться определенной независимостью.

2. Вера в то, что в каждом человеке есть нечто, делающее его не менее талантливым, чем все остальные, что нельзя принижать себя и пренебрежительно к себе относиться.

Одним из пациентов Лекки был коммивояжер, который боялся звонить клиентам, занимающим высокое служебное положение. Лекки спросил пациента:

- А вы можете опуститься на четвереньки, вползти в кабинет высокопоставленного лица и пасть перед ним ниц?

- Конечно, нет! - возмущенно воскликнул коммивояжер.

- Так почему в своих мыслях вы ползаете и пресмыкаетесь? Неужели вы не видите, что поступаете именно так, когда чересчур заботитесь о том, какое впечатление производите? Разве вы не видите, что буквально вымаливаете себе одобрение как личности?

Важно понять: чтобы сознательно заменить свои негативные мысли на позитивные, не обязательно становиться другим человеком, не нужно коренным образом менять себя и свою жизнь.

Генерала Джорджа Паттона как-то спросили, испытывает ли он неуверенность и страх перед битвой. Генерал ответил, что ему нередко доводилось переживать страх и перед сражением, и во время него, но... Тут он произнес знаменательную фразу: "В бою страх никогда не был моим советчиком".

"ТИК-ТАК"

Это очень действенное упражнение, базирующееся на работах Прескотта Лекки. Оно помогает преодолеть страх, сомнения и неуверенность. Вам предлагается записывать свои страхи, открыто противостоять им и заменять их на позитивные мысли, которые помогут добиться успеха.

План действий

1. Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели. Запишите их в графу "Тик".

2. Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение нега тивных мыслей и явлениий.

3. Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объективно выверенную. Запишите это в графу "Так".

Ниже следуют два примера выполнения упражнения "Тик-так". Первый связан со страхом высказывания новой идеи начальству; второй - с опасениями перед выпуском новой продукции. В графе "ТИК" отражены отрицательные мысли; в графе "ТАК" - положительные.

Наши рекомендации