Чувство принадлежности к обществу

Люди — существа стадные, они любят компанию. Есть ряд причин эволюционного характера, которые обусловили возникновение этого стремления. В том числе безопасность индивида в группе, «эффект экономии на масштабе», да и наличие большего числа потенциальных половых партнеров сыграло свою роль. Те мемы, которые дают людям ощущение принадлежности к группе, обладают преимуществом над теми мемами, у которых нет этой особенности.

Стремление выделиться

Стремление создать что-нибудь новое, передовое или выдающееся увеличивает шансы отдельного индивида найти пропитание или приют, а кроме того, позволяет ему выделиться из толпы других особей в качестве потенциального полового партнера. Любые мемы, позволяющие людям чувствовать себя особенными, неповторимыми и «имеющими важное значение», играют очень важную роль в эволюции мемов.

Забота

Поскольку большая часть молекулы нашей ДНК идентична у всех людей, вполне естественно, что в людях развилось стремление заботится о благе других[13]. Мемы, которые к своей выгоде используют склонность людей заботиться о себе подобных, получают преимущество в борьбе за «акционерный капитал» нашего сознания.

Одобрение

Это стремление совершать такие действия, которые вызовут одобрение у других членов группы и у вас самого. По мере того как животные и люди входили в состав отдельных сообществ, индивиды, игравшие свою «общественную роль», какова бы она ни была, имели больше шансов «увековечить» свои гены (и, вероятно, гены, носителями которых были и другие члены их группы), чем те особи, которые «играли не по правилам». Эффективные мемы приспосабливаются к стремлению людей получить одобрение, и они же играют на чувстве вины, стыда и обиды, которое возникает в случае, если такого одобрения получить не удалось.

Повиновение авторитетам

В генетических интересах каждой особи — то есть в интересах ее ДНК — признавать превосходство более сильного или опытного индивида. Признание авторитета повышает шансы ДНК этой особи выжить и воспроизвести себя, тогда как конфронтация с авторитетом грозит смертью или изгнанием из группы.

Все эти побудительные факторы второго порядка действуют аналогично первичным инстинктам: когда вы поступаете по их принуждению, вы испытываете положительные чувства, а если идете наперекор им — испытываете отрицательные чувства. Правда, эти чувства, которые возникают в результате вторичных инстинктов, не столь определенны, как гнев, страх, голод или вожделение; мы даже не знаем, испытывают ли другие люди чувства того же рода в отношении тех же факторов побуждения. Так или иначе, те люди, которые обладают чувством принадлежности к обществу или стремлением выделиться, понимают, о чем я говорю. Важно понимать следующее:

Люди обладают большим числом вторичных факторов побуждения, которые характеризуются различными сильными ощущениями. Мемы, которые «активизируют» эти чувства, в процессе эволюции обладают рядом преимуществ над другими мемами.

Мы уделяем больше внимания мемам, которые затрагивают чувствительные точки, потому что это заложено в нашу природу. Наша склонность уделять особое внимание этим мемам способствует их воспроизведению и делает их неотъемлемой частью нашей культуры. Мемы, которые «нажимают на наши кнопки», первичные и вторичные, в процессе эволюции получают преимущество по сравнению с остальными мемами, даже если эти остальные мемы более точны и способствуют улучшению качества нашей жизни. Нужно помнить, что качество жизни не является ключевым фактором естественного отбора, для него важно количество произведенных копий.

ДНК воспроизводится в том случае, если организм, созданный на его основе, может выжить и «оставить свои копии». Подобным образом воспроизводятся мемы — когда обусловленное ими поведение привлекает чье-либо внимание. Раздражение чувствительных точек — прекрасный способ привлечь внимание к мему; и поэтому наибольшее распространение получают мемы, которые нас беспокоят, прельщают, приводят в бешенство или пугают.

Наши рекомендации