Иллюстрации как цветооформление
Иллюстрация: 1) вид художественного творчества – рисунки, карикатуры, компьютерная графика 2) любой изобразительный материал, включая фотографию. Будем придерживаться широкого подхода, будем делить на иллюстрации фотографические и нефотографические. Стоит отдельно говорить, что перед нами – фотография, или существенно обработанное изображение.
Функции изображения на полосе: 1) оформительская 2) иллюстративная
3) информационная.
Рисунки, карикатуры быстрее замечаются, но фотографии больше доверяют.
Жанры фотожурналистики. Есть три ведущих фотожанра: фото - репортаж, фото - портрет, фото - информация. Дополнительные: фото - пейзаж, фото – этюд, фото – натюрморт, фото – реклама, фото – репродукция, фото – монтаж, фото – коллаж.
Фото - репортаж считается одним из самых трудных жанров. Это не просто фото с место события, но чтоб было осмысление происходящего, отношение, анализ.
Фото - портрет – считается самым распространенным, часто перегружены газеты ими, зачастую некачественные. Портреты бывают профессиональные (на рабочем месте, связанные с профессией) и художественные. Различается и по количеству людей: индивидуальный и групповой (не более 12 человек).
Фото – информация – иллюстрация в статье, имеет статичный характер. Информация носит нейтральный характер, иллюстрирует сюжет.
Фото – этюд: городские сценки, что-то забавное, привлекающее нестандартностью (стрит - фото).
Фото – пейзаж – фотография содержит природу, экология, городские пейзажи.
Фото – натюрморт – изображение мебели, посуды, цветы. В рекламе, материал со скрытой рекламой.
Фото – монтаж и фото – коллаж создаются из нескольких элементов. Соединение в одном кадре частей разных иллюстраций, но в коллаже эти части очевидны, а в монтаже это сделано боле органично и воспринимается как одно целое.
Фото – репродукция – специальным образом сфотографировано произведение.
Фото - композиция.
Четко понимать, что остается в кадре, а что должно быть исключено. Может получиться интересное фото, если близко подойти к объекту, исключили детали. Вертикальное расположение кадра.
Правило третей: мысленно разделяем изображение на три горизонтальных и три вертикальных блока. Пересечение линий дает нам фокальные точки. Считается, что более сбалансирована композиция находится на пресечении фокальных точек справа.
Если хотите подчеркнуть небо, то 2/3 его, если ландшафт, небо менее 1/3, если хотим создать статичное изображение, то тогда линия горизонта практически посередине.
Обрамляющие объекты: смотрим на что – то через что – то. Совмещение объектов (разное соотношение между ними). Преобладание вертикальных линий создает более динамичное изображение и композицию, если более статичное – горизонтальное (дает отдых глазу).
Сходящиеся линии, диагонали, чередование однотипных объектов. Полная статичность – лини горизонта посередине, объект – посередине.
Пейзажная фотография.
Самое интересные фото на стыке дня и ночи. Соотносить размеры – большой непонятное, со знакомым малым. Движение воды, отражение в лужах. Фактурные вещи (в коре увидеть черепах).
Портретная съемка.
Получить наиболее естественный портрет. Важное – поймать эмоцию. Мешает иногда количество деталей уводит от человека, обстановка должна не скрывать характер. Эксперименты с огнем, свечами. Минимальное расстояние перед моделью не менее 2 метров. Снимать чуть выше или ниже глаз модели.
Проблемы иллюстрирования: подход к изображению как картинке, а не к как журналистскому материалу, непрофессиональный подбор изображений приводит к тому, что снимок только впрямую приводит текст, не расширяя его содержания, мало значения придается подписям под снимкам. В газетах мало рисованных иллюстраций, а ведь именно они помогают выразить более субъективное отношение к тексту. Не все редакции используют инфографику, а это очень современное и действенное средство.
Инфографика.
Она существует достаточно давно. Первоначально представляла собой: графики, схемы, диаграммы, прогнозы погоды. В начале 80 годов приобретает значение, связана с британской газетой «Sunday Times» журналист П. Салливан стал проводить эксперименты. И в 82 году американская газета «USA Today». С конца 90-х – очень активно. 1)Стимулом к инфографике – попытка преодоления конфликта между динамичностью электронных СМИ и статичностью печатных.
2)Тенденция к популяризации научных и прикладных знаний, 3) психологическая – по статистике 83 % информации мы воспринимаем зрительно.
1) Доминирующий элемент - информативность. Сложная графика не должна препятствовать восприятию текста.
2) Инфографика должна четко и ясно пониматься.
3) К инфографике должен быть заголовок.
4) Предложение: сопровождение инфографики ссылки откуда «это» взято.
Для инфографики есть определенные жанровые ограничения. Материалы, содержащие мнения, художественно – публицистический материал не могут быть визуализированы.
У нам примеры: «Московский комсомолец», «Аргументах и фактах», «Коммерсант», «Деловой Петербург».
Современные тенденции в развитии инфографики: рекомендуются более строгие решения и отсутствие лишних деталей инфографики, простые технические решения, организация отдела инфографики, как отдельной структуры внутри редакции.
Карикатуры.
Карикатура – сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.
Карикатура – жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющейся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме.
Функции карикатуры:
1) информационная 2) коммуникативная (форма общения с аудиторией) 3) функция психологической разрядки (может отвлечь от неприятных событий) 4) эстетическая функция (если красиво, то это привлекательно) 5) познавательная 6) воспитательная.
Виды карикатур: шарж – характерные черты нарочито преувеличены и изменены в целях создания сатирического образа. Социально – бытовая карикатура – обыгрывание особо острой темы. Изошутка – направлен на изображение человеческих проблем в оптимистическом ключе. Strip – это подборка нескольких карикатур на полосе не менее двух рисунков, связных единым сюжетом или авторской мыслью. Философская карикатура – абстрактный юмор. Политическая карикатура – рассказывает о конкретных политических деятелях, внешней и внутренней политике.