Глава 3. Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец Короля Артура

Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец Короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско Короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь требовалось, он просто приходил и брал. Да и во всем остальном он делал только то, что ему хотелось, никого не опасаясь. Рыцарь ехал, держа в руках серебряный кубок, который украл из дворца. Ни у кого из королевских подданных не хватило мужества, чтобы его остановить. Последний оскорбительный поступок Красного Рыцаря заключался в том, что он плеснул вино из графина прямо в лицо Королеве Гиневре.

Ослепленный видом Красного Рыцаря, Парсифаль уставился на него. Тот был весь в алом: в алых доспехах, лошадь была покрыта алой попоной, седло на ней было алое, и вся экипировка рыцаря и его вооружение были алого цвета. Он представлял собой великолепное, даже роскошное зрелище. Пасифаль попросил Красного Рыцаря остановиться и поведал ему, что тоже хочет стать рыцарем, только не знает, как это сделать. Изумленный наивностью стоявшего перед ним молодого дурака, Красный Рыцарь даже не тронул Парсифаля, а лишь сказал ему, что, если тот хочет стать рыцарем, пусть направляется ко двору Короля Артура, и, сказав так, он расхохотался и поскакал прочь.

Безусловно, причина для смеха у него была. Чтобы стать рыцарем, следовало пройти немало испытаний. Но наивный Парсифаль все спрашивал, и спрашивал, и спрашивал, пока, наконец, не добрался до двора Короля Артура. Король Артур был добрым человеком: он не стал насмехаться над Парсифалем, а просто ему объяснил, что прежде, чем стать рыцарем, человек должен многому научиться и быть посвященным во все рыцарские искусства. И Парсифаль его понял.

Среди придворных дам Короля Артура была одна девушка, с которой шесть лет назад случилось несчастье, и все эти годы никто ни разу не видел у нее на лице улыбки и не слышал ее смеха. Но среди подданных Короля Артура существовало предание, согласно которому несчастная девушка, ни разу не улыбнувшаяся шесть лет, счастливо улыбнется и зальется веселым смехом, как только к ней приблизится самый мужественный рыцарь на свете. И вот случилось то, чего никто не ожидал: увидев Парсифаля, девушка вдруг звонко и весело рассмеялась. Случившимся был потрясен весь королевский двор. Оказывается, здесь, в замке, появился самый мужественный на свете рыцарь! Перед девушкой стоял наивный юнец, мальчик в домотканной одежде, абсолютный невежда, - но, несмотря на все это, она рассмеялась. Невероятно!

Мы знаем, что до тех пор, пока в мужчине не проявилась часть личности, которую олицетворяет Парсифаль, в нем преобладает фемининная часть: она никогда не улыбается, не способна быть счастливой и начинает сиять лишь при появлении Парсифаля. Если же мужчине удается разбудить часть души, где живет Парсифаль, другая часть обретает радость жизни.

Недавно я был свидетелем подобного случая. Ко мне пришел мужчина. Он плакал. Жизнь казалась ему совершенно невыносимой. С ним было практически невозможно разговаривать. Поэтому я стал рассказы нить ему всякие истории, а. время от времени просил ею принимать в них участие. Фактически II заставлял сто играть Парсифаля. Я заставил его совершать детские путешествия, и вдруг он рассмеялся. Девушка, находящаяся у него внутри, которая не смеялась целых шесть лет, вдруг залилась счастливым и веселым смехом. Теперь у него появилась энергия, чтобы двигаться дальше. Пробуждение в мужчине Парсифаля стимулирует в нем к жизни жизнеспособные качества его личности.

Король Артур очень серьезно отнесся к тому, что произошло с девушкой, и сразу же посвятил Парсифаля в рыцари. В это время один из приближенных короля, преисполненный зависти к Парсифалю, толкнул его в костер. Парсифаль оказался целым и невредимым, но смертельно обиделся. Кроме того, завистник ударил девушку, которая только-только вновь обрела способность смеяться. Парсифаль пришел в ярость и поклялся отомстить обидчику за оскорбленную честь дамы.

Затем он подошел к Королю Артуру и сказал: "У меня есть одно желание. Я хочу получить коня и все доспехи Красного Рыцаря." Все, стоявшие вокруг, весело рассмеялись, ибо при дворе Короля Артура не было ни одного рыцаря, который мог бы помериться силой с Красным Рыцарем. Не переставая смеяться, Король Артур сказал Парсифалю: "Я тебе разрешаю. Ты станешь обладателем коня и доспехов Красного Рыцаря, если тебе удастся их заполучить."

Парсифаль только того и ждал. Он помчался на поиски Красного Рыцаря и, встретив его, напрямую заявил, что получил от Короля Артура разрешение взять его коня и доспехи. В ответ Красный Рыцарь громко расхохотался и бросил Парсифалю: "Прекрасно. Тебе осталась только самая малость: отобрать их у меня."

К тому времени Парсифаль уже имел слугу, который выковал ему меч. Мне никак не удавалось узнать, но очень бы хотелось выяснить, откуда у Парсифаля появился меч. Ни в одном источнике я этого не нашел. Возможно, это тот самый естественный меч, который каждый мальчик имеет от рождения, унаследовав от своих предков.

Итак, между ними произошел поединок и случилось невозможное: Парсифаль убил Красного Рыцаря, поразив его в глаз.

Во французской версии это убийство единственное во всем мифе. Парсифаль побеждает дюжины рыцарей на протяжении всего мифа, но убивает только Красного Рыцаря. Эстер Хардинг в своей книге Психическая Энергия обсуждает подробности протекания процесса эволюции психической энергии, начиная с энергии инстинкта, и вплоть до той, которая находится под контролем сознания. В тот момент, когда Парсифаль убивает Красного Рыцаря, он отбирает у него огромную энергию, символизирующего силу инстинкта, и становится ее обладателем, тем самым укрепляя эго. Можно с уверенностью утверждать, что это время превращения подростка в мужчину. Дальнейшее личностное развитие потребует от него передачи всей энергии, которую эго к тому времени успело накопить, некоему универсальному центру тяжести, - Самости, который заведомо не вписывается в рамки любой личной жизни. Однако про это миф нам расскажет несколько позже.

На своем пути Парсифаль побеждает множество рыцарей, но никого из них не убивает. С каждого побежденного рыцаря он берет обещание отправиться ко двору Короля Артура и верой и правдой служить этому благородному королю. Так для мужчины, находящимуся в среднем возрасте, проявляется влияние культуры, когда ему покоряется один энергетический центр за другим и подчиняется их власти благородного Короля. Этот процесс воистину облагораживает мужчину среднего возраста и является величайшим благом для соответствующего этапа его карьеры.

Вместе с тем нет никакого объяснения убийству Красного Рыцаря. Здесь можно сделать паузу и поразмыслить над тем, какова была бы судьба нашей западной культуры, если бы Красный Рыцарь не погиб, а вместе с остальными побежденными рыцарями отправился служить Королю Артуру. Индийские учения предоставляют альтернативную возможность направления находящейся у нас внутри энергии Красного Рыцаря. Они усматривают эту альтернативу в уменьшении противоречия между Добром и Злом в жизни каждого из нас - и тем самым - вместо уничтожения энергетического ресурса Красного Рыцаря и передачи его под начало эго, в ослаблении его силы и власти. Однако западный путь - это героический путь борьбы и преодоления всевозможных препятствий, путь, на котором убивают и покоряют, - и, в конечном счете, добиваются победы.

Победа над Красным Рыцарем имеет свои последствия для внутреннего мира мужчины или в его внешней деятельности, или и там и там. В любом случае Красный Рыцарь олицетворяет сильное, мужественное, маскулинное начало, обладать которым жаждет каждый мальчик.

Если Красный Рыцарь оказался убит "вовне", это означает, что мальчик обретает маскулинное начало, преодолевая серьезные препятствия, встречающиеся на его жизненном пути. Он в соперничестве одолевает своего противника и наносит ему поражение. Для этого ему требуется мужество и риск, и на этом пути он обретает силу Красного Рыцаря. Таким успехом может быть какой-либо выигрыш или победа в соревнованиях, но обязательно в соперничестве. Это победа в футбольном матче или в каком-либо конкурсе, даже трудное и опасное путешествие, как например, поход в горы, открытый вызов, или неповиновение кому-то или чему-то. К сожалению, мальчик обычно получает доспехи Красного Рыцаря, только с кого-то их сняв. Именно в этом состоит суть жестокой конкуренции в подростковом возрасте и в маскулинной природе вообще. Почти каждый мальчик над кем-то должен одержать победу. Его победа не будет полноценной до тех пор, пока кто-то другой не потерпит от него поражения, а это означает, что и ему когда-то придется проиграть. Но, тем не менее, он должен добыть доспехи Красного Рыцаря. Чтобы оказаться наверху, необходимо победить. Мальчики упорно сражаются за такую победу, ибо для них - это вопрос жизни и смерти.

Часто требуется одержать десятки побед над Красным Рыцарем, чтобы обрести нужную силу. Если мужчина не особенно рефлексивен, он будет сражаться с Красным Рыцарем всю свою жизнь. Мужчина часто привносит это стремление к конкуренции, имеющее некоторую подростковую окраску, во все, чем бы он ни занимался. Возможно, что некоторый соблазн военных сражений и окружающий военную жизнь романтический ореол имеют свои корни в уже знакомой нам психологической структуре Красного Рыцаря.

Но у поединка с Красным Рыцарем существует и внутренний аспект. Чтобы мальчик превратился в мужчину, он должен уметь овладеть своей собственной агрессией. Он не может стать мужчиной, не понимая, что значит быть агрессивным, но это должна быть агрессия, управляемая в соответствии с его сознательной установкой. Если он окажется под властью собственной ярости и стремления к насилию, хорошего ждать не приходится: его мужское начало, его маскулинность еще не сформированы. Психологически это означает, что он побежден Красным Рыцарем. Его эго находится в прострации, а находящийся в нем Красный Рыцарь одержал победу, которая проявляется животной ярости, стремлении к насилию или даже в вандализме или криминальных поступках. Поэтому каждый мальчик на своем пути к зрелому мужчине должен научиться владеть своей агрессией и стремлением к насилию и уметь интегрировать эту грозную маскулинную часть в целостную, осознающую себя личность.

Посмотрев на Красного Рыцаря с этой стороны, можно убедиться в том, что этот персонаж олицетворяет теневую сторону маскулинности, то есть, ее негативную, потенциально деструктивную часть. Чтобы стать настоящим мужчиной, нужно вступить в поединок с теневой стороной личности вместо того, чтобы ее подавлять. Мальчик не может одержать победу, подавляя свою агрессивность, ибо он испытывает потребность в мужской силе, которую может извлечь из собственной тени - Красного Рыцаря. Поэтому эго юноши оказывается перед необходимостью стать настолько сильным, чтобы совладать с собственной яростью и сознательно использовать содержащуюся в ней энергию для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

Совершенно очевидно, что и внешний, и внутренний поединок - это две части одной и той же борьбы. Чтобы одержать победу над внешним оппонентом и завоевать пальму первенства, мальчик должен быть способным владеть своей маскулинной энергией и направить ее в нужное русло, но кроме того, преодолеть трусость и страстное желание материнской опеки, защищающей его от опасности. В то же время очень немногим мальчикам удается одержать победу только во внутреннем поединке. Для укрепления мужского начала необходимо наличие и преодоление внешних препятствий, мобилизующих волю и утверждающих идентичность.

Существует одна интересная деталь. Когда Парсифаль собрался облачиться в доспехи Красного Рыцаря, его слуга предупредил его: "Прежде, чем надеть эти доспехи, вам следовало бы снять простую домотканную одежду, сшитую вашей матерью". Но Парсифаль его не послушал и надел доспехи Красного Рыцаря поверх домашней рубахи.

Иными словами, он облачился в новую маскулинность поверх своего материнского комплекса. Разумеется, все сразу пошло вкривь и вкось. Такое поведение свойственно молодому человеку в пятнадцать-шестнадцать лет. Он приобретает новую силу, чувствует в себе способность оторвать голову и перегрызть глотку кому угодно, но вся проявляющаяся в нем агрессивная маскулинность существует поверх материнского комплекса. Это очень смешная комбинация. Конечно же, она абсолютно непродуктивна.

Парсифаль вскочил на коня Красного Рыцаря и отправился дальше. Здесь в одной из версий мифа существует любопытная деталь: Парсифаль проскакал целый день без остановки, потому что не знал, как остановить коня. При наступлении ночи, устав от долгой скачки, или по какой-то еще, не известной нам причине конь остановился. Это был первый день, который Парсифаль провел верхом.

Если каждый мужчина будет достаточно честен но отношению к самому себе, он вспомнит, что, впервые вскочив на коня Красного Рыцаря, он долго не мог остановиться!

Наконец, Парсифаль добрался до замка Гурнамонда. Гурнамонд заменил Парсифалю крестного отца: он закалял его, дипломатически обходя все острые углы (кроме того, Гурнамонд снял с Парсифаля находящуюся под доспехами Красного Рыцаря домотканную, сшитую матерью одежду), и учил его всему, что должен знать мальчик, жаждущий стать рыцарем. Он настаивал, чтобы Парсифаль остался у него еще хотя бы на один год, но тот отказался и внезапно покинул своего крестного отца, так как почувствовал, что мать нуждается в его помощи.

Гурнамонд дал Парсифалю два важных совета. В очень многих мифах упоминаются либо точно такие же советы, либо очень на них похожие. Первый заключился в том, что Парсифалю следует отправиться на поиски Чаши Грааля, ибо это единственная цель, достойная настоящего рыцаря. При этом он должен неуклонно следовать главному правилу: никогда женщину не соблазнять и никогда женщиной не соблазняться. Ему нельзя вступать с женщиной в интимную связь, иначе ему никогда не видать Священной Чаши.

Второй совет Гурнамонда заключался в том, что, добравшись до замка Грааля, Парсифаль должен задать главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" Этот весьма загадочный вопрос мы не понимаем до сей поры. Оба совета Гурнамонда Парсифаль постоянно держал в голове, ни на минуту о них не забывая.

Итак, Парсифаль отправился на поиски своей матери. Вскоре он узнал, что сразу после его отъезда она умерла с разбитым сердцем в тоске и печали. Вы, конечно, помните, что ее звали Разбитое Сердце. Естественно, Парсифаль почувствовал себя виноватым в том, что произошло, но именно в этом и заключается один из неизбежных этапов становления и развития мужской психологии. Нет ни одного сына, который бы, становясь мужчиной, не порвал бы так или иначе на какое-то время отношений с матерью. Оставшись с матерью, чтобы обеспечить ей комфорт и поддержку, он никогда не избавится от материнского комплекса. Часто мать делает все, чтобы удержать около себя сына. Один из наиболее тонких способов в этом отношении - это крепить в нем идею преданности матери, но если эта идея завладеет им целиком и полностью, все закончится тем, что мужское начало сына будет серьезно уязвлено. Сын должен этого избежать и покинуть свою мать, даже если на какой-то момент это может показаться предательством; мать же обязана перенести эту боль. Однако позже сын, подобно Парсифалю, может вернуться, чтобы установить с матерью отношения на совершенно ином уровне. Но это произойдет лишь после того, как сын самостоятельно обретет независимость и установит эмоциональные отношения с женщиной своего возраста. В нашем мифе мать Парсифаля умерла, так и не дождавшись его возвращения. Очень вероятно, она олицетворяет собой тот тип женщины, которая может существовать только в материнской роли и психологически "умирает", когда с нее эта роль снимается, ибо не понимает, что означает для нее быть просто женщиной, личностью, ибо никогда не ощущала себя таковой, - а только матерью.

Наши рекомендации