Сказка о Василисе, ее тигренке, их друзьях и злом волшебнике

Жили-были бабушка, дедушка, их внучка Василиса и тигренок. Однажды бабушка и дедушка собрались на рынок. Василиса попросила купить ей красную ленту и конфеты и спросилась у бабушки погулять. Когда она пошла погулять, тигренок остался один дома. Ему было очень скучно. А тем временем к дому подошел злой волшебник и притворился добрым. Он позвал тигренка поиграть с ним, а сам схватил его. Когда Василиса пришла домой, она стала искать тигренка и не нашла его. Рядом с домом она увидела лису и спросила ее, не видела ли она тигренка. Лиса сказала, что тигренка она не видела, но заметила известного ей злого волшебника, который очень хорошо умеет притворяться добрым. «Наверное, - сказала лиса, - это он взял тигренка в свою пещеру».

Василиса спросила, не знает ли она, где живет этот злой волшебник. Лиса ответила, что сама не знает, но есть одна умная девочка, которая это знает. Она обещала проводить Василису до половины пути, а там можно будет спросить у зайца. Василиса сказала, что она боится уходить, потому что ее потеряют бабушка и дедушка. Лиса обещала их предупредить. Василиса пошла с лисой к умной девочке. Она износила много каменных туфель и сгрызла много каменных хлебов в пути. Когда она дошла до середины пути, то встретила там зайца, который рассказал ей, как идти дальше и попросился идти с ней. Когда они дошли до умной девочки, та им рассказала, что скоро они увидят огромное дерево с трещиной, в которую нужно будет зайти, а там будет пещера, и надо будет подождать, чтобы злой волшебник посмотрел, кто там пришел. В это время нужно будет быстро шмыгнуть направо по тайному ходу. А потом уже нужно идти прямо, а потом опять направо. Дойдете вы до трона, а там стоит волшебный посох. Стукнете им тихонько по головам черепах и лягушек, находящихся там, в пещере – и они превратятся в людей. Когда волшебник придет туда, вы спрячетесь и внезапно стукнете его по голове. Ну, а потом чары разрушатся – и он превратится снова в доброго человека.

Когда Василиса и заяц пришли туда, они все так и сделали. Лягушки и черепахи превратились в людей, а злой волшебник был, оказывается, дедушкой Василисы. Когда они все вернулись домой, он рассказал, как все это получилось. Однажды он нашел красивую палочку и случайно задел себя по голове. И превратился в злого волшебника. Он не хотел делать зло, но не смог сопротивляться злым чарам. Теперь они взяли к себе домой тигренка, которого нашли, и зайца. Они отблагодарили лису и девочку. А умная девочка напомнила, что посох надо замуровать, чтобы его никто не нашел. Так они и сделали. И стали жить-поживать, и добра наживать.

***

Сказка исключительно интересна в плане анализа, она буквально нафарширована мощной символикой, а, главное, механизмом трансформации через приход в страшное место, обитель зла и вместе с тем некий инкубатор живых и вполне позитивных существ. В том числе и она сама подвергла себя этой инкубации и новому явлению из места рождения, каковые обычно символизируют пещеры и прочие емкости. Огромное дерево архетипически представляет из себя мировую ось, соединяющую все миры и времена. Все глобальные изменения происходят именно на этой всемирной оси.

В ходе работы Таня имела вполне убедительное улучшение своего состояния, ведь она расколдовала свой страх. И она сделал это сама. Мы - все остальные, лишь охотно участвовали в ее мистерии развития.

***

Эта глава получается объемная, потому что страхи являются львиной долей детских проблем. И взрослых тоже. Поэтому она будет неполной без истории о Ксюшином червячке. Также как и Танина история, Ксюшина произошла уже порядочно давно – лет 6-7 назад. Так вот, Ксюша была крайне застенчивая девица десяти лет. При волнении начинала сильно заикаться, нормально себя чувствовала только с узким кругом самых знакомых людей. Поражала своим богатым воображением, хорошо рисовала и сочиняла по своим картинкам истории. Поэтому она предпочла для совместной работы рисованный спектакль. Себе она выбрала роль червячка, а нам с мамой разрешила выбрать любые роли. Я выбрала роль курицы (Катька-растрепка), а мама стала уточкой. Сначала Ксюша не решалась начать свою историю на словах, но согласилась ее написать. Вот что из этого получилось. «Я – червячок, живу в лесу. И теперь попал в деревню. И не знаю, что в деревне есть. Ой, кто это? Это люди. Ну, ладно, я пошел. Кто это за мной идет? Какие-то две птицы, Пожалуйста, не ешьте меня! Ой, ай-ай-ай! Я напал на колючки, спасите, вытащите меня из этих колючек!

А потом мы все же решили поставить наш спектакль. Сначала червячок долго не мог начать свою историю, хотя ему это полагалось сделать, т.к. он вытянул короткую спичку (так было решено по общему согласию). Тогда Катька-растрепка, потеряв терпение, сама явилась к червячку и начала шумно рассказывать о себе и расспрашивать червячка. Он прикрылся вторым листом бумаги и, осторожно выглядывая из-под него, объяснял, что у него все нормально, живет он в норке и в лесу у него есть друзья. Потом появилась утка и начала с ходу набиваться червячку в друзья, на что червячок совсем спрятался под лист и на время перестал общаться. Тогда утка с курицей решили, что дружба так вот сразу не бывает, особенно между такими персонажами, как червячок и всеядные птицы, которые питаются в том числе и червячками. Они решили, что сначала нужно быть уверенными друг в друге, что тебя не съедят. К этим рассуждениям червячок начал, видимо, прислушиваться, потому что показался из-под своего листочка. Катька-курица объявила, что они с уткой сыты и не собираются проглотить его, а он какой-то больно затейливый, необычный червячок. Уж не из тех ли он червячков, которые имеют обыкновение закукливаться и потом превращаться в кого-нибудь потрясающе прекрасного – бабочку или рыбку, или жука майского или вовсе кого-то нам неизвестного?

Червячок в ответ таинственно улыбнулся и вид у него был столь многозначителен, что подружки поняли: так оно и есть. Не червяк, а принц заколдованный! Или даже принцесса! Как это романтично!

А тем временем курица и утка вспомнили, что у них на дворе цыплята и утята остались, а где-то рядом ворона-обжора живет и только ждет, чтобы малыши без надзора остались. А как узнать, есть опасность или нет? Летать обе разучились. Что делать? Тогда они спросили у червячка, не может ли он летать или хотя бы лазать по деревьям.

- Лазать умею, - скромно ответил червячок.

Тогда обе подруги начали умолять его об огромном одолжении – забраться на дерево и посмотреть – где ворона. Тогда червячок уже без признаков страха залез на дерево и сообщил, что вороны нигде не видно. Тогда утка и курица решили все же идти домой, пока все спокойно. На прощание все же решили продолжить знакомство. И червячок был не против. К этому времени он совсем вылез из-под своего листика.

***

Это была совсем небольшая работа со сказкой, в ходе которой Ксюша дала нам понять, что ее состояние вовсе небезнадежно, что в ее внутренней программе заложено представление о доверии и возможности дружить.

Глава тринадцатая

Наши рекомендации