Стратегическое, тактическое и оперативное управлении организацией. Цели деятельности организации

Стратегический менеджмент определяет человеческий потенциал как основу организации, ориентирует организацию производства на потребности и желания потребителей, осуществляет приспособление организации к внешней среде, результатом чего является достижение перспективных целей организации. Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Результаты стратегического менеджмента не обнаруживаются полностью в течение нескольких лет. В рамках стратегического менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются пути их достижения, обеспечивается ее будущая жизнедеятельность.

Тактический (текущий) менеджмент разрабатывается в развитие стратегии. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический (текущий) менеджмент вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического (текущего) менеджмента рассчитаны на меньший отрезок времени, чем стратегический менеджмент. Обычно он охватывает годовой период. Результаты тактического (текущего) менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Тактический (текущий) менеджмент связан с деятельностью, имеющей место в данное время; относится к повседневной работе. Он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации, таких как маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственных, финансовых, кадровых, социальных; реализацию краткосрочных планов. Краткосрочные планы составляются в организациях на период до одного года. Затем они конкретизируются на полугодие, квартал, месяц, декаду, в зависимости от производственной необходимости.

Оперативный менеджмент включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов и диспетчеризацию. Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы, ход выполнения текущих заданий. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях. Тактический (текущий) и оперативный менеджмент связаны с постановкой конкретных среднесрочных и краткосрочных задач, координацией их решения с обеспечением необходимыми людскими, финансовыми, материальными, информационными ресурсами, контролем достигнутых результатов, их оценкой, анализом и осуществлением необходимых корректирующих действий.

Организация — это группа людей с общими целями. Цель -это желаемый результат, которого стремиться добиться

организованная группа. Постановка целей — очень важный момент в деятельности организации, ведь участники производства должны знать к чему стремиться.

Цель определяет направление движения. Все последующие решения руководства направлены на то, чтобы приблизить организацию к цели.

У организаций в зависимости от их типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида фирмы ее главными общими целями будет те, что направлены на:

· выживание

· прибыль

· перспективы

51. Сущность мотивации, её природа. Мотивация и стимулирование. Внутренние и внешние факторы мотивации.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к эффективной деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Мотивация- важная функция управления.

Потребность-> цель -> действие -> достижение цели - >

Внутренняя мотивация – движущая сила, которая толкает нас вперед, это то почему мы вкладываем усилия, почему мы действуем из дня в день создавая свою команду и организация.

Факторы внутр мотивации – мечта, самореализация,самоутверждение,утвержденность.

Внешн мотивация-видимые знаки наших достижений в окружающем нас социуме (деньги,карьера,статус,престижные цели).

Соврменные принципы мотивации:

- создание атмосферы взаимного доверия

- обратная связь

- справедливое матриальное вознаграждение

- руководитель в основном использует в своей деятельности внешние факторы мотивации, но должен учитывать также и внутренние факторы мотивации каждого конкретного работника

- использование возможности проф.роста

Внутренние мотивирующие факторы

· разнообразие заданий,

· ответственность,

· интенсивность работы,

· возможность применения своих умений и способностей,

· возможность влиять на принятие решений,

· осмысленность деятельности (знание целей деятельности)

· установка на успех,

· «обогащение» содержания работы,

· стиль руководства (например, делегирование полномочий)

Внешние мотивирующие факторы

· оплата труда,

· условия труда,

· дополнительные материальные льготы,

· ценность вознаграждения.

Конечно, этими факторами не ограничивается мотивация. Их огромное количество. Можно перечислить еще несколько: успех или неудача, ценность вознаграждения, возраст, стаж работы по специальности и т.

Главное нужно помнить, что каждый работник – это личность со своим характером, своими потребностями. И задача руководителя как можно лучше знать свои подчиненных, их сильные и слабые стороны, чтобы наиболее правильно выстроить систему мотивации для своей группы в целом и для каждого работника в отдельности.

52. Управленческие команды, их роль в развитии организации. Понятие команды, принципы командной работы и факторы, влияющие на неё.

Команда- небольшая группа людей,обладающих взаимодополняющими навыками и движущих к стремлению и осущ-ию общих целей.

К=В1+В2+В3=3В

В1-взаимозаменяемость,в2-взаимная ответственность,в3-взаимопонимание

Принципы формирования управленч команд:

1.Принцип дополнения- команда подбирается с учётом сильных и слабых сторон лидера, опыта и его работы

2.Согласие целей- в команде все должны правильно представлять себе цель и принимать его.

3.Корректность,индивид-задание-функ-ии,роль,ответственность каждого члена команды должны быть чётко определены исходя из его знаний,умений,способностей.

4.Деловое сотрудничество-работа в команде предполагает готовность к сотрудничеству,деловому общению,открытость к мнению других и к новым идеям.

5.Обмен инф-ии – что бы совместно решать проблемы, необх обеспеч членам команды свободный доступ к инф-ии, с тем что бы они могли знать то,что знает руководитель,могли обмениваться инф-ей.

В команде происходит единение людей по ряду ключевых взаимосвязанных параметров:

· Целевое единение- разделение и принятие общих целей деятельности. Достиж поставл целей это главное, для чего создается команда.

· Ценностное единство- сближение жизненных и смысловых ориентиров членов группы.

· Эмоциональное единство- когда люди принимают друг друга с точки зрения их индивидуальности, проявляют терпимость друг другу,поддерж в трудную минуту.

· Организац-ое единство-люди, работающие в организации считают себя неотъемлимой её частью и становятся носителями её имиджа.

Эффективная работа команды.

Достижение успеха команда добивается при соблюд-ии след видо деят-ти:

1.Задачи- должны быть чётко определены и доведены до каждого цели деят-ти.

2.Роли- в команде чётко определены и ясны роли подчинённость и подотчётность. Роли, необх для эффективн работы группы: лидер,организатор,генератор,критик,исследователь,трудоголик,координатор,завершитель.

3.Процедура. Рабочие процедуры вкл в себя след виды деят-ти: решение проблем,обмен инф-ии,координация деят-ти,обеспеч деят-ти,обеспеч качества,разрешение конфликтов

4.Взаимоотнош в команде-члены команды доверяют друг другу, в рез-те создается обстановка росковонности и открытости.

Сущ-ет 2 осн показателя функционирования команды:

1.Продуктивность

2.Психологич-ий климат в команде

Виды команд:

· Совещательные(совет банка)

· Производственная команда(произв-ые бригады)

· Проектная команда(исследовательские группы)

· Группы действия(спортивные команда)

Уровни развития групповой активности в зависимости от командных усилий:

1.Рабочая группа, у котор нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой. Члены группы взаимодействуют м/у собой, чтобы обмениваться с инф-ей,опытом работы.

2.Псевдокоманда-группа у котор имеется потребность в повышении эффективности совместного труда,есть возможность стать командой, но она ещё не сосродоточилась на коллективное выполн работы.

3.Потенц-ая команда- группа,у котор имеется существенная потребность в повышении эффективности совместного труда. Такой команде не хватает ясности целей и процесса выполнения работы.

4.Реальная команда- группа,взаимодополняющими навыками, которые преданы общей цели и рабочему подходу, за которыми они чувствуют себя взаимоответственными.

Лидер и его команда. Роль лидера в команде:

· Контролирует процесс деят-ти команды в соотв-ии с целями и задачами

· Д.б. дисциплинированным , целеустремленным

· Лидер д. мобилизировать членов команды

· Содействует укреплению чувства отв-ти

· Следит за состоянием проф навыков

Лидер никогда не возлагает вину за неудачу на кого бы то не было индивид-но. Не закрывает глаза на недостатки в работе команды

Лидер команды- знающий, умеющий,думающий рук-ль. Он должен ставит цели, задачи для каждого члена команды, видеть перспективу, создавать настрой на успех.

Наши рекомендации