Форматы плоской композиции

Первая компьютерная визуализация

В Институте прикладной математики, г. Москва, Ю.М. Баяковским и Т.А. Сушкевич продемонстрирован первый опыт практического применения машинной графики при выводе на характрон последовательности кадров, образующих короткий фильм с визуализацией обтекания цилиндра плазмой.

Первый отечественный растровый дисплей

В ВЦ АН СССР, на машине БЭСМ-6 установлен первый отечественный растровый дисплей, с видеопамятью на магнитном барабане весом 400 кг.

Первая дипломная работа по машинной графике в Московском университете
Фолкер Хаймер. Транслятор и интерпретатор для программного языка L^6.
Рассматривается реализация языка L^6, предложенного Кеннетом Ноултоном для решения некоторых задач анимации.
Первый в мире мультфильм, нарисованный компьютером.

Сделан из последовательности распечаток, выполненных на перфоленте с помощью машины БЭСМ-4. Этот мультфильм в своё время был большим прорывом в области компьютерного моделирования, ибо картинка не просто нарисована, а получена решением уравнений, задающих движение кошки.

Первые кинофильмы с использованием компьютера
В ИПМ для машины SDS-910 был разработан набор подпрограмм, позволяющих снимать кинофильмы, установлена камера для покадровой фиксации изображений, выводимых на экран дисплея. С помощью этой системы осуществлялась визуализация поведения шагающего робота, а также моделирование гравитационного взаимодействия галактик.

Первая встреча графиков

В сентябре 1977 года в Новосибирске состоялась первая встреча графиков. Событие было заявлено как "региональная конференция", но собралось достаточно представительное сообщество, получилась Всесоюзная. Часть докладов была отобрана для публикации в журнале Автометрия, что и произошло в 1978 году.

Организована первая российская компания компьютерной графики «Драйв». Конференция SciVis

В 1989 году, Александр Пекарь, Сергей Тимофеев и Владимир Соколов организовали студию компьютерной графики на ВПТО “Видеофильм”, которая спустя год стала первой самостоятельной компанией компьютерной графики, переместившись из-под крыла “Видеофильма” в Центральный павильон ВДНХ.

Также в 1990 году прошла первая конференция по SciVis, куда меня пригласил Грег Нильсон (пока без доклада), но уже в следующем году 1991 на 1-м Семинаре из серии SciVis-Dagstuhl нами был представлен доклад о визуализации в Физике высоких энергий.

В феврале в Москве прошла первая международная конференция по компьютерной графике и зрению ГрафиКон'91
Первая конференции ГрафиКон была организована Академией наук СССР в лице Института прикладной математики имени М.В. Келдыша АН СССР, Союзом Архитекторов СССР и некоторыми другими организациями при содействии и поддержке международной ассоциации ACM Siggraph (США). Среди американских гостей были руководители компаний мировой величины, уже вошедшие в историю компьютерной графики, как например, Эд Кэтмулл, президент компании "Pixar", сделавший с Джорджем Лукасом Звездные войны. Свои доклады ( переведенные и изданные организаторами конференции на русском языке) представили также Джон Ласситер из "Pixar", который накануне (в 1989 г.) получил первый в истории Оскар на компьютерную анимацию (фильм "Tin Toy", показанный на конференции), а также легендарный Джим Кларк, создатель компании "Silicon Graphics" долгие годы бывшей законодателем мод в области профессиональных графических станций.
Первым российским лауреатом на международном конкурсе PRIX ARS ELECTRONICA в номинации Computer Animation стал коллектив из Новосибирска.

3) Разреше́ние — величина, определяющая количество точек (элементов растрового изображения) на единицу площади (или единицу длины). Термин обычно применяется к изображениям в цифровой форме, хотя его можно применить, например, для описания уровня грануляции фотоплёнки, фотобумаги или иного физического носителя. Более высокое разрешение (больше элементов) типично обеспечивает более точные представления оригинала. Другой важной характеристикой изображения является разрядность цветовой палитры. Растровая графика

Ошибочно под разрешением понимают размеры фотографии, экрана монитора или изображения в пикселах. Размеры растровых изображений выражают в виде количества пикселов по горизонтали и вертикали, например: 1600×1200. В данном случае это означает, что ширина изображения составляет 1600, а высота — 1200 точек (такое изображение состоит из 1 920 000 точек, то есть примерно 2 мегапиксела). Количество точек по горизонтали и вертикали может быть разным для разных изображений. Изображения, как правило, хранятся в виде, максимально пригодном для отображения экранами мониторов — они хранят цвет пикселов в виде требуемой яркости свечения излучающих элементов экрана (RGB), и рассчитаны на то, что пикселы изображения будут отображаться пикселами экрана один к одному. Это обеспечивает простоту вывода изображения на экран.

4) Ве́кторная гра́фика — способ представления объектов и изображений в компьютерной графике, основанной на использовании элементарных геометрических объектов, таких как: точки, линии, сплайны и многоугольники. Объекты векторной графики являются графическими изображениями математических функций. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображение как матрицу фиксированного размера, состоящую из точек (пикселей) со своими геометрическими параметрами.

D

· Scalable Vector Graphics (SVG и SVGZ)

· Encapsulated PostScript (EPS)

· Метафайлы Windows: WMF, EMF

· Файлы CorelDraw: →CDR, CMX

· Adobe Illustrator (AI)

· XAR

D

· COLLADA — формат, разработанный для обмена между 3D приложениями.

· SKP

· STL — формат для стереолитографии

· U3D — Universal 3D

· VRML — Virtual Reality Modeling Language

· X3D

· .3ds

· 3DXML

· Формат X файла

Растровые форматы

· BMP

· ECW

· GIF

· ICO

· ILBM

· JPEG

· JPEG 2000

· VIL

· MrSID

· PCX

· PNG

· PSD

· TGA

· TIFF

· HD Photo

· WebP

· XBM

· XPS

· RLA

· RPF

· PNM

7) Глубина́ цве́та (ка́чество цветопереда́чи, би́тность изображе́ния) — термин компьютерной графики, означающий объём памяти в количестве бит, используемых для хранения и представления цвета при кодировании одного пикселя растровой графики или видеоизображения.

Часто выражается единицей бит на пиксел

Цветовая модель RGB. В основе одной из наиболее распространенных цветовых моделей, называемой RGB моделью, лежит воспроизведение любого цвета путем сложения трех основных цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Каждый канал - R, G или B имеется свой отдельный параметр, указывающий на количество соответствующей компоненты в конечном цвете. Например: (255, 64, 23) – цвет, содержащий сильный красный компонент, немного зелёного и совсем немного синего. Естественно, что этот режим наиболее подходит для передачи богатства красок окружающей природы. Но он требует и больших расходов, так как глубина цвета тут наибольшая – 3 канала по 8 бит на каждый, что дает в общей сложности 24 бита.

8) Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от рядафизических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики. Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому. Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым. Яркость

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркостисиний цвет постепенно приближается к чёрному.

9) Аддитивный синтез - это когда источник света излучает какую-то одну длину волны; тогда если взять несколько источников с разными длинами волн излучения (разные цвета) и посветить ими на глаз (или на камеру) одновременно, то результирующий цвет буде суммой цветов источников.

Субтрактивный синтез - это когда мы смотрим на поверхность, поглощающую излучение одних длин волн (цветов), и рассеивающую другие. Смешивая краски и нанося их на поверхность, можно получить разные комбинации цветов. Тогда если такую поверхность освещать белым цветом, то мы увидим цвет, являющийся разностью: белый цвет минус все цвета, которые поглощаются разными красками.

10) По данным учёных человеческий глаз способен различать до семи миллионов различных оттенков цвета.
Психологами доказано: первое впечатление складывается на основе колористической композиции, которую составляет общий колорит помещения, . Цветовая гамма сохраняется в памяти намного дольше, чем детали или пропорции. Каждый цвет занимает определенное положение на стандартном цветовом круге, который представляет собой непрерывность цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов.

Дополнительные (или комплиментарные) цвета. Цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге.

Смежные дополнительные цвета. Цвета, расположенные в углах основания равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг. Цвета являются смежными дополнительными (или смежными комплиментарными) для цвета, представленного в сегменте круга, на который указывает вершина этого треугольника.

Цвета триады. Вершины равностороннего треугольника указывают на три сегмента цветового круга, цвета на которых равноудалены друг от друга. Эти цвета называются цветами триады. (Пример самой контрастной, яркой триады -первичные цвета: красный, жёлтый и синий.)

11) Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

· 12) Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина);

· объёмная — (Скульптура, архитектура);

· глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль).

Форматы плоской композиции

Огромное значение для плоской композиции имеет “рама”, граница поля изображения. Элементы композиции, расположенные у центра, воспринимаются лежащими в глубине, в этом случае ровное плоское поле становится пространством. Элементы, расположенные на однородном поле близко к краю, как бы лежат на поверхности, в плоскости “рамы”.

Наиболее распространенные форматы изображения - прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный, вытянутый вертикально формат придает ощущение возвышенности, стремления вверх. Горизонтальный формат выглядит “распахнутым”: ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра. Он удобен для сложных многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотого сечения. Он наиболее уравновешен и замкнут. Круглый и квадратные форматы слишком статичны, в них трудно компоновать изображение. Очень выразительна овальная “рама”, но она требует тщательно продуманной компоновки.

14) Композиция рекламного объявления.

Художественное творчество в рекламе - не просто работа составителя текстов и иллюстратора. Визуальное представление, в частности, подразумевает:

• расположение частей текста относительно друг друга;
• тип и размер шрифта;
• иллюстрации и их оптимальное расположение;
• единый стиль;
• цветовые сочетания;
• соотношение элементов по расположению, размеру, пропорции.

Композиция в данном случае есть упорядочение всех частей рекламного объявления.
Очень многие воспринимают рекламу в такой последовательности: смотрят на картинку, читают заголовок, затем текст. Если хотя бы один из основных элементов не привлекает внимания потребителя, то эффективность рекламы снижается.
Как показывают исследования, наиболее популярны среди потребителей композиции с таким соотношением элементов:

60-70% - площадь иллюстрации;
10-15% - площадь заголовка. Заголовок при необходимости может располагаться выше или ниже иллюстрации;
20% - площадь, занимаемая текстом;
5-10% - площадь логотипа. Рекомендуется расположить его в правом нижнем углу или внизу рекламного плаката.

15) Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает главное в идейном содержании сюжета. Центр выделяется объемом, освещенностью и другими средствами в соответствии с основными законами композиции.

Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание зрителя. Конечно, в сюжете, в пластическом мотиве не все одинаково важно, и второстепенные части, детали должны быть строго взаимосвязаны, подчинены главному, образуя вместе с ним единое целое — произведение искусства. Центр композиции включает сюжетную завязку с главными действующими лицами и аксессуарами. Построение всего произведения со всеми его частями ведется во имя выявления идейного содержания с опорой на действие закона целостности.

16)

Линия - одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики.
Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.
Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы.
Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу
Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свс и художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно-выразительных средств, художник, архитектор или дизайнер могут передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции,

17) Плоскостная композиция (композиция на плоскости) представляет собой такое сочетание элементов формы, размеры которых зрительно могут измеряться главным образом в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Такие изделия, как ткани, ковры, обои, различные штучные изделия, скатерти, платки, художественно оформлены с помощью плоскостной композиции.
18)
Средствами композиции являются линии, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, цвет, воздушная и цветовая перспектива. Линию безусловно можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках и эскизах композиций.

19) Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — соотношение двух величин, равное соотношению их суммы к большей из данных величин. Приблизительная величина золотого сечения равна 1,6180339887. В процентном округлённом значении — это деление величины на 62 % и 38 % соответственно.

20) Контраст и нюанс

Сила привлечения внимания к чему-либо во многом зависит от степени отличия получаемого впечатления от впечатлений предыдущих или последующих. Контраст может выделить конкретное объявление среди других предложений, отдельные элементы композиции – на фоне остальных.

Для того, чтобы получить контрастное впечатление, необходимо кардинально изменить меру проявления признака. Например, сменить черный цвет на белый, большой размер на малый, плотную структуру на рыхлую и т.д.

Удачным применение контраста окажется тогда, когда требующий выделения элемент будет замечаться взглядом в первую очередь.

Одним из наиболее простых и эффективных подходов является использование большого размера. Человек всегда прежде всего смотрит на крупные объекты[9]. Поэтому будет эффективно представлять необходимый предмет крупным планом на фоне более мелких элементов. В таком случае объект получит необходимое внимание не только к себе собственно, но и к своим отдельным деталям. Например, у представленного крупным планом человека можно разглядеть прическу, цвет глаз, выражение лица и т.д.

Контраст размеров позволяет разделять текстовые части. Крупный шрифт выделяет главное – заголовок – на фоне основного массива более мелких букв.

Часто используется цветовой контраст – объект одного цвета на фоне другого однотонного или полученного в результате зрительного смешения нескольких. Таким образом могут быть выделены и собственно иллюстрации, и текстовые части. Например, заголовок – одного цвета, основной текст – другого.

Средства композиции

Линия
Одним из основных средств композиции является линия. Там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать определение среды - применяется линия. Прямая, кривая, ломаная, сложная - она присутствует практически во всем, хотя и не всегда явно.

Пятно
Пятно в композиции часто помогает акцентировать важный объект и определить центр композиции (смысловой). Пятно в зависимости от решаемых задач может быть как цветовым, так и тональным.

В данном примере большое черное пятно дома держит всю композицию, а светлое пятно неба и часть дерева оттеняют силуэт дома. Стволы и ветви деревьев образуют определенный ритмический строй в сочетании с паузами. При внешней простоте - очень строгая и выверенная композиция. Во втором примере - пропорциональность. Размер пятна по отношению к всему формату может дать ощущение большого пространства, пустоты, одиночества, или наоборот, тесноты и суеты.

Ритм
Четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма. Ритм может проявлять себя во многих ипостасях - от блоков в странице до пауз и стоек в шрифтовых композициях. Чем монотоннее ритм - тем скучнее композиция. Мозг не любит монотонности. В страницных объвлениях и композициях важен ритм изображений, элементов и пауз.

Контраст
Контраст позволяет выделить и гиперболизировать особенности двух и более изображений, предметов, цветов. Толстый и тонкий - рядом с толстым тонкий кажется еще худее (Дон Кихот и Санчо Панса), и наоборот. Этот прием позволяет усилить свойства предмета по сравнению с его антиподом.

Силуэт
Силуэт является комбинацией линии и пятна, но в основном он проявляет себя как темное пятно на светлом фоне. Красота и грациозность очертаний силуэта могут придать композиции неповторимость и некую очаровательную индивидуальность.

Композиция в ритме
Одна из самых распространенных композиций, ибо ритм - основа жизни. Даже в самых статичных композициях можно отыскать проявления ритма - ритм пятен, цвета, линий, ритм движения и т.д.

Движение
Композиционный прием, когда взгляд, войдя в определенном месте в композицию, начинает благодаря линиям, направлениям передвигаться от одного объекта к другому, образуя сложную кривую, охватывающую почти все рабочее пространство.

Многоплановая композиция
Прием, когда объекты находятся один за другим. Особенно эффектен в видеороликах при переводе фокуса камеры с одного объекта на другой. в веб-дизайне применяется редко, в основном на шоу-страничках и на страницах со сложным и зрительно активным бэкграундом.

22) Чередующиеся элементы определяют наличие в рекламном объявлении изображения нескольких одинаковых или немного отличающихся друг от друга объектов. Это изобразительное средство используется очень широко. На рис. в качестве СВКЦ выступает чередующийся ряд.

СВКЦ в чередующемся ряду выделяется разными путями:

— вынесение СВКЦ на передний план. Размещенный на переднем плане белый домик является началом чередующегося ряда. Однако это рекламное объявление сильно перегружено лишними деталями, а размещенные справа цветные изображения домиков дают малое представление о возможных вариантах коттеджей;

— вынесение на передний план всего чередующегося ряда;

— замена изображения одного объекта из чередующегося ряда другим объектом. На рис. крест в конце прайс-листа, видимо, используется в качестве СВКЦ. Такой вид рекламы, хоть и распространен среди художников рекламы, однако это — пример типичного «агрессивного поля», так как крест почти не отличается от других рисунков в квадратах.

Для выделения в качестве СВКЦ Васильевского отделения «Диалогбанка» удачно применено желтое пятно.

23) Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная.

Самый простой способ уравновесить композицию — расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Если сместить объект в сторону — равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Также можно уравновешивать, с точки зрений композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Однако иногда равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Он всегда обусловлен содержанием фотографии. Например, когда надо на снимке показать отрицательные эмоции или усилить эффект движения.

Наши рекомендации