Методы описания и понимания психологии человека

Понимание в гуманитарной психологии выступает как науч­ный подход, как особый метод. Понимание — это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в ито­ге к определенному толкованию явлений душевной жизни. В ка­честве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внут­реннего мира другого человека, герменевтика (рис.4).

Предваряя описание конкретных методов понимания в гу­манитарной психологии, отметим существующую здесь объек­тивную трудность: в систематическом виде эти методы пока не изложены. В данном случае — это одна из первых попыток тако­го рода. Потому она не претендует на полноту и завершенность классификации метода. Различение понятий «описание» и «по­нимание» в контексте изложения связано с достаточно очевид­ным значением термина «описание» — словесным (знаковым) выражением понимаемого, знаемого.

Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фун­даментальной особенности человеческой психики — ее рефлек­сивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических со­стояний. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. В.Дильтей отмечал, что в основе психологии всегда лежит связь душевной жизни как непосредственно и первоначально данное и эта связь может быть постигнута внут­ренним восприятием. Так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логиче­ских процессов — различения, анализа, абстрагирования, синте­за, обобщения.

 
  Методы описания и понимания психологии человека - student2.ru

Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. С.Л.Ру­бинштейн отмечал, что «данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира» [60]. Тем большее значение данные самонаблю­дения имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека.

Высоко оценивая самонаблюдение и субъективное познание, американ­ский психолог К. Роджерс писал, что «один из важных путей познания идет че­рез формирование внутренних гипотез, которые мы проверяем, обращаясь к внутреннему опыту», однако «этому типу познания уделяется мало внимания, ибо он считается небезошибочным, не ведущим к широко признанным знани­ям. Но, с моей точки зрения, это основной путь познания, это глубокое организменное чувствование, на базе которого мы формируем и уточняем наши соз­нательные представления и концепции» [61].

Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т.п. Однако требуется особая внутренняя ра­бота по их осмыслению, истолкованию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе. Различия между людьми в этом отношении заключаются в уровне их само­сознания и рефлексии.

Самонаблюдение тесно связано с методом внешнего наблю­дения. Показания самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяют­ся оценками других людей. Напомним отмеченную ранее осо­бенность психического — внутренний субъективный мир есть объективная реальность. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающие нас с окружающей действи­тельностью. Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний — природный и социальный — мир.

Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода; интроспекции представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание че­ловеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другими.

Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники. Важными достоинст­вами самоотчета как метода гуманитарной психологии является то, что в самоотчете представлена уникальность внутреннего миpa человека в единстве переживания, понимания, отношения, его отраженность в самосознании автора. В самоотчете человек предстает на определенном отрезке своей жизни, часто достаточ­но значительном.

В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойствен­ны ошибки, одна из которых — склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Однако такое стремление само по себе интересно с психологической точки зрения, так как показывает, что более всего ценится авто­ром самоотчета в его представлении перед другими. Большинст­ву же писем, автобиографий, дневников, исповедей свойственно стремление обнажать самые интимные переживания и мысли их авторов, описывать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуациях. Замечательным примером здесь может служить «Исповедь» Л.Н.Толстого.

Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внеш­него поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дис­куссии и т.п. Исследователь выступает как равный участник со­вместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении определенная человеческая проблема изучается це­лостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследо­вателя. Собственно, во включенном наблюдении нет как таково­го жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каж­дый из участников групповой работы может занять позицию ис­следователя как относительно другого, так и относительно себя.

В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы. В педагогической практике метод включенного наблюдения может органично ис­пользоваться педагогом при проведении совместной деятельно­сти со школьниками.

Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопережи­вании ему — переживании исследователем тех же эмоциональ­ных состояний, которые испытывает собеседник, через отожде­ствление с ним. Эмпатическое слушание обосновал и использо­вал в своей психотерапевтической практике К.Роджерс.

Как способ общения с собеседником и его познания, эм­патическое слушание представляет собой определенную технику поведения субъекта-исследователя (терапевта, педагога) и субъекта-исследуемого (пациента, клиента, ученика). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседника­ми, контакт глаз, полная поглощенность собеседником («цен­трированность» на нем), эмоциональное сопереживание содер­жанию высказываемого и т.д. Подобное поведение терапевта (педагога) способствует установлению психологического кон­такта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данного метода, по К.Род­жерсу, «требует определенного мастерства, и эмпатическое по­нимание заключается в проникновении в чужой мир; умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание» [62].

Идентификация как метод понимания другого представ­ляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. Вотличие от эмо­ционального сопереживания (эмпатии), идентификация исполь­зует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т.п.

Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного об­щения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познание усматривается только че­рез понимание. «Точные науки, — писал М.М.Бахтин, — это мо­нологическая форма знания; интеллект созерцает вещь и выска­зывается о ней. Ему противостоит безгласная вещь, но субъект не может изучаться как вещь, не может стать безгласным, позна­ние его может быть диалогичным» [63]. В диалоге активны оба со­беседника: не только ведущий беседы имеет право и возмож­ность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер. В беседе как диалоге исследовательская задача не явля­ется преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание пре­вращается в активный процесс диалогического общения и взаимо­действия.

Биографический метод как способ познания человека осно­ван на изучении психологии человека в контексте его истории, че­рез описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконст­рукции всего жизненного пути исторического деятеля, выдаю­щейся личности и т.п. Достоинство метода заключается в надеж­ности и обоснованности выводов о психологических особенно­стях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может исполь­зоваться очень широко.

Использование биографического метода сопряжено с приме­нением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свидетельств очевидцев (близких людей, совре­менников), с изучением продуктов деятельности и т.д.

Интуиция определяется как знание, возникающее без осозна­ния путей и условий его получения; в силу этого субъект имеет знания как результат «непосредственного усмотрения», внутрен­него постижения. Описать способы и пути интуитивного пости­жения другого человека не представляется возможным в силу са­мой природы интуиции. Однако в психологии установлено, что интуитивное усмотрение, «целостное схватывание» ситуации ста­новится возможным, если человек имеет большой опыт практи­ческой или познавательной деятельности в соответствующей об­ласти. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у людей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психологов и т.п.).

Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на использовании субъектом совокупности внутренних психологи­ческих средств, своего психологического опыта. Понимание чу­жой душевной жизни осуществляется по механизму аналогии. «Внутреннее восприятие, — писал В.Дильтей, — мы восполняем постижением других. Мы постигаем то, что внутри их. Происхо­дит это путем духовного процесса, соответствующего заключе­нию по аналогии» [64]. При интерпретации внутреннего мира дру­гого человек использует многообразные сведения о внешнем по­ведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т.п.

Герменевтика — метод, общий наукам об обществе, культу­ре, человеке, — представляет собой искусство и теорию истол­кования различного рода текстов — литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов.

«Феномен понимания и правильного истолкования понято­го, — писал Х.Г.Гадамер, — является не только специальной методологической проблемой наук о духе. С давних пор сущест­вовала также и теологическая и юридическая герменевтика, ко­торая не столько носила научно-теоретический характер, сколь­ко соответствовала и способствовала практическим действиям научно-образованных судьи или священника» [65]. Более того, в качестве «текста» может выступать вся совокупность человече­ского опыта в целом.

С этих позиций правомерно говорить о педагогической или психологической герменевтике как искусстве и теории истолковы­вать и понимать педагогический или психологический опыт. Этот опыт может быть представлен как в различного рода тек­стах, так и в других продуктах материальной и духовной культу­ры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, ри­сунки, действия, поведение и т.п.

Наши рекомендации