Психология и физиология: дискуссии после Великой Отечественной воины
Бурное развитие психологии в годы войны и в первые послевоенные годы давало основание предполагать, что наконец, психологическая наука в СССР сможет преодолеть трудности и обеспечить себе спокойное будущее. Однако действительность оказалась иной.
Через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны в научной жизни страны происходит ряд событий, свидетельствующих о новой волне борьбы за чистоту ленинско-сталинских идей в различных сферах научного познания. Начало было положено в 1948 г. сессией Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), на которой была разгромлена генетика. Сама форма и результат обсуждения дискуссионных вопросов на сессии свидетельствовали о возврате в науку волюнтаристских, идеолого-политических методов разрешения спорных проблем, освященных старыми идеями борьбы со схоластикой, идеализмом, буржуазными реакционными учениями.
Очень отчетливо это проявилось в ходе организованной Академией наук СССР и Академией медицинских наук СССР 28 июня—4 июля 1950 г. научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения академика И.П.Павлова. Сессия была созвана по указанию И.В.Сталина, высказавшего идею о необходимости проведения дискуссии об учении И.П.Павлова и давшего соответствующее поручение Г.М.Маленкову, Ю.А.Жданову и Е.И.Смирнову [152, с. 77]. Эта так называемая “Павловекая сессия” явилась “одной из самых мрачных страниц истории советской науки послевоенного периода” [41, с. 179]. Формально, главная задача сессии заключалась в том, чтобы “вскрыть недостатки, мешающие дальнейшему плодотворному развитию идей Павлова” [33, с. 328]. Было обозначено эталонное, единственно верное учение (учение Павлова об условно-рефлекторном характере высшей нервной деятельности) и определены основные “отрицательные герои”: Л.А.Орбели, который “не поднял на надлежащую высоту разработку идей Павлова” [33, с. 10], Анохин, допускавший “не раз серьезные уклонения в сторону от павловского учения” и увлекавшийся “модными реакционными теориями зарубежных авторов”, что “являлось формой проявления низкопоклонства перед зарубежной наукой и космополитизмом” [там же, с. 10-11], А.Д.Сперанский, направление которого “выступало как особое, новое, отличное от павловского направления” [там же], а также ряд других, не менее авторитетных ученых (И.С.Беритов, Л.С.Штерн, А.Г.Гинецинский и др.). Обозначен и “положительный герой”—К.М.Быков, который “не путаясь в тенетах морганизма-вейсманизма, не низкопоклонствуя перед зарубежной наукой, не создавая своего особого направления, шествует незапятнанно со своими учениками по прямой магистрали, проложенной великим Павловым” [64,с. 78-79].
Несмотря на то, что на сессии речь шла в первую очередь о физиологической науке, ее влияние и воздействие на психологию было огромно [88; 139]. Во-первых, основные обвинения на сессии направлялись против Орбели и Анохина, которые участвовали в разработке психофизиологической проблематики и тесно сотрудничали с психологами. Так, по мнению Орбели, для понимания психики человека наряду с объективным изучением его высшей нервной деятельности необходимо пользоваться и его субъективными переживаниями [101, с. 80]. Теперь его обвиняли в неправильном (с точки зрения критиков) понимании соотношения объективных и субъективных явлений в жизни человека. Во-вторых, в ряде докладов на сессии (в первую очередь А.Г.Иванова-Смоленского) утверждалось, что субъективный метод изучения психических явлений должен быть заменен объективным исследованием физиологических процессов, т. к. объективное изучение психических явлений невозможно. А отсюда—один шаг до далеко идущего вывода “о замене психологии физиологией высшей нервной деятельности” [101, с. 52].
По сути дела, речь шла о возможности существования психологии как самостоятельной научной дисциплины со своим специфическим предметом, задачами и методами.
Психологи, понимая все пагубные последствия для судьбы своей науки основных идей, выдвинутых на сессии, обращаются к анализу естественно-научных основ психических явлений. Как отмечает Е.А.Будилова, “опасность сведения психического к физиологическому, которая вновь возникла на павловской сессии, заставила вспомнить о борьбе с механизмом в естествознании в 20-х гг.” [32, с. 215]. Психология была поставлена перед необходимостью совершить поворот к павловской физиологии, восстановить преемственность с сеченовскими идеями. Психологи должны были оценить роль и значение учения И.П. Павлова для психологических исследований, а психологическая теория—найти точки своего роста в учении о рефлекторной природе психического. В качестве ближайшей основной теоретической задачи психологии определялось “ее философско-теоретическое перевооружение на базе диалектического и исторического материализма и павловского учения”, утверждалось, что “без этого она не сможет стать подлинной наукой и успешно решать свои задачи” [108, с. 86]. При этом, как и в 20-ые гг., дискуссии сопровождались развертыванием большевистской критики и самокритики, ритуалами покаяния.
В сложной обстановке психологам необходимо было найти путь, позволяющий избежать как сведения психического к физиологическому, так и обособления психического от физиологического. Во главу угла выдвигались две ключевые проблемы: проблема детерминации психического и его связи с мозгом и проблема объективного метода в психологии. Основной ход и ключевые подходы перестройки психологии на павловской основе достаточно подробно рассмотрены в психологической литературе в работах Шороховой, Будиловой, А.А.Смирнова [32; 129;150].
Важным этапом в развитии психологии в этих условиях стало Совещание, посвященное перестройке психологии в соответствии с павловским учением, проведенное в 1952 г. [88], где особое внимание было уделено обсуждению двух принципиально важных методологических положений:
1) Методологическому принципу изучения психического на основе взаимосвязи психических явлений и внешних материальных условий. Рубинштейн писал по этому поводу: “Рефлекторное понимание психической деятельности—необходимое связующее звено между признанием психической деятельности деятельностью мозга, неотделимой от него, и пониманием ее как отражения мира. Рефлекторным пониманием деятельности мозга эти два фундаментальных положения объединяются в одно неразрывное целое” [122, с. 220].
2) Признание и доказательство того, что возможно объективное изучение субъективных по своей природе психических явлений. Как подчеркивал Теплов, “объективный метод в психологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторичного, производного, шло из того объективного, что является по отношению к психике первичным” [88, с. 54].
Дискуссии по проблеме взаимосвязи психического и физиологического проходили не только в Москве, но и во всех крупных научных центрах. Например, Президиум Академии Наук Грузинской ССР с 8 по 11 апреля 1952 г. проводит дискуссию на тему “Некоторые вопросы советской психологии”, основной проблемой которой явилось обсуждение соответствия положений концепции Д.Н.Узнадзе об установке павловским идеям [103], а Ректорат Ленинградского Государственного университета организует с 16 по 19 февраля 1953 г. научную дискуссию на тему: “Проблема ощущения в свете марксистско-ленинской теории познания”, в рамках которой была рассмотрена проблема ощущения—“исходного и элементарного момента” сознания [113]. Основанием для дискуссии в г. Ленинграде явились “некоторые разногласия, возникшие в среде советских ученых в связи с теоретическими выводами из учения Павлова для ряда наук (философии, физиологии, психологии, педагогики)”, что и потребовало “критического обобщения новых научных материалов и учета различных точек зрения” [113, с. З].
Несмотря на то, что после Павловской сессии и Совещания по вопросам перестройки психологии на павловской основе была проведена большая и плодотворная работа по уяснению взаимосвязи психологии и физиологии, о чем свидетельствуют работы середины и конца 50-х годов, все еще сохранялась опасность поглощения психологической науки физиологической.
В мае 1962 г. АН СССР, АМН СССР, АПН РСФСР и Министерства высшего и среднего образования СССР и России организуют Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии в.н.д. и психологии, в котором приняло участие более тысячи специалистов. В ходе дискуссий на совещании обсуждалось прежде всего значение павловского учения для психологии [142]. Обозначилось несколько подходов: признание того, что теория Павлова в условиях современной науки утрачивает свое значение (Н.И.Гращенков, Бернштейн, Анохин и др.) и противоположная точка зрения (Ю.П.Фролов, Л.Г.Воронин, В.Н.Черниговский и др.), обосновывающая сохраняющуюся актуальность павловской “парадигмы”. В целом, итогом совещания явилось признание возможности дополнения павловского учения новыми идеями и теориями в области физиологии и психофизиологии.
Принципиально по-новому решены вопросы о предмете психологии и физиологии в.н.д. Было признано, что эти две науки имеют дело с одним и тем же объектом—высшей нервной деятельностью как функцией мозга. Различаются же предметы данных наук—психологический или физиологический аспекты этой деятельности.
Подводя итоги данному периоду развития психологии в СССР, необходимо подчеркнуть, что перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разработке методологических оснований психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определению специфических методов изучения психических явлений. В конечном итоге психологии удалось отстоять свою независимость от претензий физиологии высшей нервной деятельности.