Вопрос №9. Поэтика ведущих жанров лирики А. С. Пушкина романтического периода

«Характеристическая черта гения Пушкина, - писал о поэте И. И. Пущин, - разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые бы прошли мимо его, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его музы: потому простор и свобода, для всякого человека бесценные, для него были. сверх того, могущественнейшими вдохновителями». Впервые эта «характеристическая черта» возобладала в творчестве Пушкина в начале 1820-х гг. Сравнительно узкий круг как лицейских, так и петербургских впечатлений сменился для ссыльного поэта ошеломляюще бескрайними просторами.

Романтический период в жизни А.Пушкина был коротким, поэтому романтических произведений у него немного.

Время южной ссылки Пушкина совпало с рядом исторических событий, которые на первом этапе внушали надежду на достижимость идеалов свободы и вольности. Героика современной истории получила отражение в лирике Пушкина 1820-х гг. Естественным было и стремление Пушкина обратиться к героическим темам русской истории, что определило замыслы поэм «Мстислав» и «Вадим», - последний из этих замыслов приобрел и драматургическую форму.

«Кавказский пленник» (1820-1821) - одна из наиболее ранних романтических поэм А.С. Пушкина. Перед нами классический вариант романтического произведения. Автор не даёт нам портрета своего героя, мы не знаем даже его имени. И это не удивительно - все романтические герои похожи друг на друга. Они молоды, красивы... и несчастны. Сюжет произведения тоже классически романтический. Русский пленник у черкесов, в него влюбляется молодая черкешенка и помогает ему бежать. Но он безнадёжно любит другую...

Поэма заканчивается трагически - черкешенка бросается в воду и погибает, а русский, освободившись от “физического” плена, попадает в другой, более мучительный плен - плен души. Что мы знаем о прошлом героя? Он пришёл в степь в поисках свободы, пытался убежать от своей прошлой жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова приходится бежать. Но куда? Обратно в тот мир, где он “обнял грозное страданье”.

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далёкий полетел

С весёлым призраком свободы.

Но “призрак свободы” так и остался призраком. Он вечно будет преследовать романтического героя.

Ещё одна романтическая поэма - «Цыганы». В ней автор снова не даёт читателю портрета героя, мы знаем лишь его имя - Алеко. Он пришёл в табор, чтоб познать истинное наслаждение, истинную свободу. Ради неё он бросил всё, что раньше его окружало. Стал ли он свободен и счастлив? Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему приходят лишь несчастье и презрение. Алеко, который так жаждал свободы, не смог признать воли в другом человеке. В этой поэме проявилась ещё одна из чрезвычайно характерных черт мировоззрения романтического героя - эгоизм и совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко наказан не смертью, а страшнее - одиночеством и прением. Он был одинок в том мире, откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова остался один.

Для осмысления эволюции творческого метода Пушкина в начале 1820-х гг. принципиальное значение имеют его искренние попытки следовать заветам декабристской критики, не увенчавшиеся, однако, успехом. 1 марта 1822 г. Пушкин переписал набело только что законченную «Песнь о вещем Олеге». Еще в конце июля 1821 г. Пушкин в черновой тетради набросал следующий план: «Олег - в Византию - Игорь и Ольга - поход». Портреты Олега и Игоря изображены в верхней части того же листа и отчасти перекрывают начало какого-то письма на французском языке. Декабристская критика весьма сдержанно оценила «Песнь о вещем Олеге», осуждая в ней отход Пушкина от воспевания героики прошлого. Свободолюбивый пафос пушкинской баллады несомненен, хотя и заключается не в описании подвигов легендарного князя, а в прославлении «правдивого и свободного вещего языка» поэзии, не подвластного суду современников.

Пушкин одним из первых в России предощутил трагический поворот русской истории, не было ничего странного. Декабристского восстания с его исходом, конечное то время никто не мог предугадать, но «первый декабрист», В. Ф. Раевский, уже появился. Впрочем, не был ли «первым декабристом» сам Пушкин, еще за три года до восстания сосланный за свободолюбивые стихи, которые с восторгом воспринимались в широких кругах дворянской интеллигенции, в чем, казалось бы, можно было видеть залог торжества «духа времени»? Однако история показала, что миром правят не мнения, а власти.

В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы. Автографы поэмы «Бахчисарайский фонтан» разбросаны по нескольким рабочим тетрадям Пушкина и дошли до нас в малой своей части. Они наглядно свидетельствуют о том, что замысел, вылившийся в поэму, вызревал на протяжении нескольких лет и, по всей вероятности, претерпевал за это время существенные изменения.

Черновые записи Пушкина 1822 г. свидетельствуют, как настойчиво он пытался отделаться от байроновского «диктата» в поэме, в полной мере обнаружившегося в «Кавказском пленнике». Пушкин готов был даже возвратиться к «архаичным» формам поэмного повествования, отчасти уже преодоленным в «Руслане и Людмиле», снова принимаясь за «Бову». Более всего в 1822 г.продвинулся замысел поэмы о разбойниках, в сюжете которой отчасти использовалась народная драма «Лодка». Впоследствии Пушкин писал, что он сжег эту поэму. От нее остался один эпизод, «Братья разбойники». где, основываясь на реальном происшествии, он вполне самостоятельно развил тему, лишь слегка намеченную в байроновском «Корсаре», в описании острова пиратов.

В 1824 году, Пушкин напишет стихотворение «К морю». Романтическим героем в нём стал сам автор. Здесь Пушкин обращается к морю как к традиционному символу свободы. Море - это стихия, а значит - свобода и счастье. Однако Пушкин строит это стихотворение неожиданно:

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

Можно сказать, что это стихотворение завершает романтический период жизни Пушкина. Его пишет человек, который знает, что после достижения так называемой “физической” свободы романтический герой не становится счастливым.

Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции человека: всего хочет только для себя.

Наши рекомендации