Контрольно измерительные материалы для итоговой аттестации по дисциплине

Вопросы к экзамену:

1. Основы организационного поведения: понятие организационного поведения, факторы, влияющие на него. Организационное поведение как предмет изучения, управления и развития.

2. Теории поведения человека в организации.

3. Модели организационного поведения (теории Х, Y, Z, авторитарная модель, модель опеки, поддерживающая модель, коллегиальная модель).

4. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения: восприятие, составляющие процесса восприятия.

5. Понятие личности. Черты формирования личности.

6. Характеристики личности. Стереотипы работающего человека.

7. Типологии личности.

8. Понятие группы. Типы групп и их структура, общие характеристики групп.

9. Факторы, влияющие на создание групп (персональные, ситуационные).

10. Понятие рабочей группы. Формирование команд: условия формирования, стадии становления, условия эффективной команды.

11. Причины вступления в неформальные группы, характеристики неформальных групп.

12. Управление неформальной группой. Факторы, влияющие на эффективность работы групп.

13. Стадии развития группы.

14. Межгрупповое поведение. Влияние и подчинение. Сплоченность группы.

15. Взаимодействие человека и организации. Сотрудничество и конкуренция. Солидарное поведение.

16. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.

17. Межличностные коммуникации: коммуникационные стили, препятствия эффективности коммуникаций.

18. Межличностное общение. Уровни межличностного общения.

19. Искусство общения. Вербальные и невербальные характеристики коммуникаций.

20. Искажения в процессе коммуникаций. Барьеры в организации.

21. Деловое общение. Подготовка и проведение переговоров.

22. Деловая беседа. Совещание, дискуссии.

23. Коммуникативное поведение руководителя.

24. Понятие о мотивации. Мотивы и их виды; общие, первичные и вторичные.

25. Общая характеристика мотивации. Трудовая мотивация. Потребности, побуждения. Мотивационный процесс.

26. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей Маслоу; теория «достижения-власть» МакКлелланда; теория потребностей (ERD) Альдерфера; двухфакторная модель мотивации Герцберга.

27. Процессуальные теории мотивации: теория подкепления Б. Скиннера и А. Бандуры; теории ожиданий и справедливости Виктора Врума; модель Портера-Лоулера.

28. Современные теории мотивации: теория справедливости С. Адамса, теория постановки целей (целеполагания).

29. Власть и личное влияние, каналы власти (принуждение, влияние, компетенция, информация, должностное положение, авторитет, награждение

30. Природа лидерства. Менеджер и лидер.

31. Подходы к изучению лидерства (личностный, поведенческий, процессный, ситуационный).

32. Поведенческий подход к изучению лидерства (стили руководства) (К.Левин, исследования Университета Огайо, «решетка лидерства» Блейка и Моутон).

33. Процессный подход к изучению лидерства (теория трансформирующего лидерства, теория вертикальной парной связи).

34. Ситуационные теории лидерства (модель случайного лидерства Фидлера, модель П.Херши и К.Бланшара, нормативная модель Врума-Йеттона-Яго).

35. Конфликты: определение, сущность и роль в современной организации.

36. Классификация конфликтов. Стадии конфликта.

37. Причины возникновения конфликтов, последствия конфликтов. Методы разрешения конфликтов.

38. Типы реакции людей на конфликт (уклонение, участие, соревнование, поиск компромисса, сотрудничество).

39. Стресс на рабочем месте.Причины и симптомы стресса.

40. Влияние стресса на здоровье работников. Индивидуальные методы борьбы со стрессом. Способы борьбы со стрессом в организации.

41. Сущность и взаимосвязь функций управления (планирование, организация мотивация, контроль).

42. Понятие техники руководства (рамочное управление, управление с помощью делегирования, управления по целям).

43. Средства руководства: информирование, беседа, обсуждение, переговоры, критика, порицание, участие.

44. Понятие и роль организационной (корпоративной) культуры в организации.

45. Основные источники и элементы организационной культуры.

46. Принципы формирования корпоративной культуры в организации.

47. Типы организационной культуры.

48. Формирование, поддержание и изменение организационной культуры.

49. Имидж человека, организации. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа.

50. Природа организационных изменений. Сопротивление переменам: причины, виды, последствия.

51. Модели организационных изменений.

52. Осуществление изменений. Этапы процесса изменений.

53. Управление организационными изменениями. Планирование и осуществление изменений. Поддержка процесса изменений.

54. Методы организационных изменений. Методы индивидуальных преобразований. Методы групповых изменений. Методы развития организаций.

55. Личность и глобализация. Моно-, полиактивные и реактивные культуры

56. Организационное поведение в системе международного бизнеса: моделирование поведения менеджера, критерии выбора моделей поведения.

57. Восприятие ценностей других культур.

58. Проблемы создания многонациональных команд.

59. Управление межкультурными различиями. Отношения между материнской и дочерними компаниями (этноцентрические, полицентрические, регионоцентрические, геоцентрические).

60. Стратегии управления межкультурными различиями (игнорирование, минимизация, использование).

Наши рекомендации