Феномен и теории лидерства

Стиль лидерства, ---- «совокупность приемов и методов, применяемых лидером (также и руководителем) с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей: «авторитарный», «демократический» и «попустительский».

Авторитарнымназывают стиль, при котором лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, не позволяя выходить за их пределы и тщательно контролируя их работу во всех деталях. Авторитарный лидер почти все основные функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать его действия и принимаемые им решения. Характеристиками, противоположными авторитарному стилю лидерства, обладает демократичный стиль, при котором лидер стремится управлять группой совместно с ведомыми (подчиненными), давая им достаточную свободу действий, позволяя обсуждать свои решения, поддерживая проявляемую ими инициативу в самых различных формах. Попустительскийстиль лидерства — форма руководства, при которой лидер практически устраняется от активного управления группой и ведет себя так, как если бы он был рядовым участником группы. Он позволяет членам группы делать все, что им захочется, предоставляя им полную свободу действий.

Мичиганская группа ученых выявила два базовых фактора лидерского поведения, обозначенные как ориентация на работников и ориентация на производство. Ориентированные на работников лидеры подчеркивали важность межличностных отношений, проявляли живой интерес к их потребностям, с пониманием относились к индивидуальным особенностям работников. Лидеры, ориентированные на производство, напротив, все внимание концентрировали на технических и организационных аспектах работы. Их главной заботой было выполнение цели, а люди были лишь средством для ее достижения.

Исследователи подчеркивали, что мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной: при определенных обстоятельствах его возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться

Современные теории лидерства предпочитают избегать такого явного деления на элиту и массу, и представлены в основном следующими концепциями:

1. Теория черт.Лидером является тот, кто обладает набором необходимых качеств, черт характера, дающие ему возможность влиять на поведение других. Основу этих черт составляют как физиологические качества, например сильная, подвижная нервная система, экстравертность, то есть нацеленность личности на общение, эвристичность, высокий интеллект и так далее, а так же и психологические качества, например, воля, целеустремленность, решительность, такт, юмор. Но в реальности оказалось, что невозможно сформировать устойчивый набор характеристик, которые соответствовали бы различным случаям конкретного проявления лидерства.

2. Лидерство как функция ситуации.Лидером становится тот, кто психологически способен прочувствовать ситуацию и использовать ее в своих интересах, подчиняя себе группу, организуя ее для достижения неких целей, необходимых для этой группы в этой конкретной ситуации. Лидерство это своего рода обмен или торг, при котором определенный деятель обещает связанной с ним группе или обществу отстаивать их интересы в обмен на поддержку его персоны (Дж. Оппенгеймер и Н. Фролих и др.). Однако историческая практика свидетельствует о том, что существует, что лидерство не вписывается в рамки конкретной ситуации, что лидерство – это некая устойчивая характеристика личности;

3. Теория конституентов (т.е. последователей).Согласно ей, лидера "делают" его сторонники, последователи и активисты, ведущие пропаганду в его пользу - без их поддержки и учета их интересов лидер не состоится. При этом надо помнить, что лидер силой своей личности также влияет на сознание и поведение своих приверженцев, его действия на определенном этапе могут идти вразрез с интересами тех, кто привел его к власти, а сам лидер может менять свою социальную опору. Лидер - знаменосец - это человек, одержимый яркой и новой идеей, программой радикального переустройства общества в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей (В. И. Ленин, Мартин Лютер Кинг, и др.);

4. Психологическая концепцияПсихологическая концепция рассматривает лидерство как порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Так, например, основоположник психоанализа З. Фрейд рассматривал поддержку лидера со стороны определенной группы или общества как результат переноса ими на его личность преобразованных сексуальных влечений (либидо) - именно из этого источника, по его мнению, проистекают любовь и восхищение вождями. Лидерство порождение неформальных отношений внутри группы - лидер выдвигается стихийно снизу и принимается последователями, являясь символом единства и образцом поведения

5. Лидерство как функция социального заказа группы. Лидером становится тот, кто прочувствует основные потребности группы, сможет организовать ее и направить и скоординировать деятельность членов группы для удовлетворения их интересов. Однако в истории достаточно примеров, когда лидеры ставят задачи, не отвечающие потребностям группы, когда воля, энергия и убежденность лидера ведет за собой группу, выводя ее на новый уровень жизнедеятельности. В качестве примера мы можем выделить многих исторических деятелей, которые кардинально ломали ситуацию, выводя общество или группу на новый уровень, например: князь Владимир, Петр I, В. И. Ленин и т.д.

Функциональная классификация (в зависимости от осуществляемых социальных функций) выделяет четыре собирательных типа ("образа") лидеров: знаменосца, служителя, торговца и пожарного:

Лидер - служитель всегда выступает выразителем воли и интересов своих приверженцев, бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение (афинский реформатор Солон, премьер - министр Швеции У. Пальме и др.);

Лидер - торговец стремится получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы, т.е. ведет определенный торг;

Лидер - пожарный выдвигается в ситуации, требующей немедленного решения какой - либо острой общественной проблемы (например, ставший в годы "великой экономической депрессии" президентом США Ф. Рузвельт или генерал Ш. де Голль, возглавивший Францию в ситуации острого политического кризиса середины 50 - х гг.).

В реальной жизни все вышеназванные типы лидеров редко встречаются в чистом виде. Очевидно, при сопоставлении этих концепций следует исходить из некого комплексного единства, которое заключается в том, что группа объединена общим интересом, связанным с созиданием некоторых общезначимых ценностей для членов этой группы. Совместная деятельность участников нуждается в координации, и поэтому члены группы объективно заинтересованы в поиске и выдвижении такого лидера, который с максимальной эффективностью обеспечил бы координацию их взаимодействия для достижения некоего общезначимого результата. Поэтому личность, которая ориентирована на достижение целостности и стабильности и создания условий для развития группы, которая достигла высокого качества и профессиональной управленческой деятельности, и способна согласовать индивидуальные интересы участников в рамках единого общего интереса, становится лидером не только в силу своих психологических качеств, но и в силу социально-психологических потребностей группы.

В данном аспекте следует выделить основные функции лидера-управленца:

1. Целеполагание и планирование действий группы.

3. Координация взаимодействия членов группы.

4. Убеждения, агитация, просвещение, воспитание группы.

5. Организация контроля над деятельностью членов группы, систем управления и самоуправления через поощрение тех, кто способствует обеспечению целостности, стабильности и развития группы, а так же наказание тех, кто несет угрозу, чья активность является дезорганизующей для группы.

6. Координация группы во взаимодействии с другими группами

Наши рекомендации