В) Завершение предложений.
Продолжение инструкции: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».
Произнести начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным. Если ребенок затрудняется с ответом, сказать ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это предложение». При завершении предложений вполне достаточно, если ребенок произнесет только его вторую половину. Требовать воспроизведения предложения целиком не следует.
Предложения для предъявления:
1. «Если завтра будет сильный мороз, то…»
1 балл — любые ответы, в котором описывается следствие: «надо тепло одеться», «я надену шубу и шапку», «я не пойду в школу», «мы не пойдем гулять», «все лужи замерзнут» и т. п.
0 баллов — ответы, в которых отсутствует причинно-следственная логика: «то сегодня будет тепло», «то послезавтра будет дождь» и т. п. «Будет холодно» (это просто обозначение возникшего образа, а не прогноз последствий). Любые нелепые ответы.
2. «В комнате погас свет, потому что…».
1 балл — любые ответы, в которых описывается причина указанного события: «перегорела лампочка», «вылетели пробки», «порвались провода», «была гроза», «отключили за неуплату», «его выключили» и т. п.
0,5 балла — любые ответы, в которых не соблюдена безличная форма:
«мама выключила», «я выключил».
0 баллов — ответы, которые описывают возникающий образ темной комнаты и не являются дополнением предложения: «темно», «уже ночь», «уже поздно», «пора спать», «все спят» и т. п. Любые нелепые ответы.
3. «Мальчик упал с велосипеда, потому что…».
1 балл — Любой ответ, в котором указана причина падения: «неаккуратно ехал», «не умеет кататься на велосипеде», «налетел на камень», «резко нажал на тормоза», «не успел затормозить» и т. п.
0 баллов — Ответы, в которых указана причина того, что мальчик разбился (так как причина этого уже указана в самом предложении — «упал с велосипеда»): «упал», «ушибся» и т. п. Любые нелепые ответы.
4. «Валя еще плохо умеет читать, хотя…».
1 балл — любые ответы, в которых соблюдается противительный смысл союза.«хотя»: «уже ходит в школу», «уже большая», «учится в первом классе», «знает буквы», «умеет считать» и т. п.
0,5 баллов — «Умеет писать», «хорошо пишет».
0 баллов – ответы, в которых не соблюдается смысл союза «хотя» (например: «умеет», «немножко умеет», «еще маленькая»).
Обобщенный показатель «Речевое развитие» складывается из суммы баллов за выполнение заданий:
1. Задание «Речевые антонимы»:
- подбор антонимов (максимально 4 балла);
2. Задание «Речевые классификации»:
- дополнение классификационных групп (максимально 4 балла);
- нахождение обобщающего слова (максимально 4 балла).
3. Задание «Произвольное владение речью»:
- исправление, восстановление, дополнение предложений (максимально 8 баллов).
Максимальная оценка за речевое развитие -20 баллов.
Оценка результатов тестирования:
0-4 балла – низкий уровень;
5-9 баллов – слабый уровень;
10-14 баллов – средний уровень (норма);
15-18 баллов – хороший уровень;
19-20 баллов – высокий уровень.
Обобщенный показатель «Развитие вербального мышления» складывается из суммы баллов за выполнение заданий:
1. «Интуитивный речевой анализ-синтез» (максимально 4 балла)
2. «Речевые классификации (нахождение обобщающего слова)» (максимально 4 балла)
3. «Речевые аналогии» (максимально 4 балла)
Оценка результатов тестирования:
0-1 балла – низкий уровень;
2-4 балла – слабый уровень;
5-9 баллов – средний уровень (норма);
10-11 балла – хороший уровень;
12 балла – высокий уровень.
Бланк
Методика определения уровня речевого развития и вербального мышления (по Л.А. Ясюковой).
Ф.И.О. ученика. Школа, класс, возраст.
1.«Речевые антонимы».
№ п/п | Ответ | Подсказка | Ответ после подск. | Эталон | Баллы |
Мягкий | |||||
Узкий | |||||
Тупой | |||||
Мелкий |
2.«Речевые классификации».
№ п/п | Слово 1 | Слово 2 | Слово 3 | Баллы | Обобщение | баллы |
3.«Произвольное владение речью».
№ п/п | Ответ | баллы |
Исправление предложений | ||
Восстановление предложений | ||
Завершение предложений | ||
4. «Интуитивный речевой анализ-синтез».
№ п/п | Ответ | Эталон | Баллы |
Мост | |||
Песок | |||
Птица | |||
Легкий |
5.«Речевые аналогии».
№ п/п | Ответ | Эталон | Баллы |
Ковер | |||
Яблоня | |||
Температура | |||
Парус |