I. Тест Юмористических фраз (ТЮФ).

Оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе в определенной мере достоинства стандартизованного, измерительного экспресс-теста и индивидуализированной проективной техники. Авторы методики - В.С. Бабина (Болдырева) и А.Г. Шмелев.

В основу методики положен принцип тематической классификации неоднозначных стимулов (юмористических фраз или острот). Испытуемые классифицируют многозначные стимулы в соответствии с собственной апперцепцией (усмотрением), относя одинаковые фразы к разным темам - тематическим конструктам. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что субъект апперцептирует именно эту тему в многозначных стимулах, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность). В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам.

Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз, напечатанных на карточках. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (испытуемые усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10-ти основных). Все использованные фразы были опубликованы в отечественных современных сатирико-юмористических изданиях (наибольший вклад - рубрика «Фразы» с 16-ой полосы «Литературной газеты»). На основе нормативных экспериментов многозначные фразы подбирались таким образом, чтобы средние значения 10-ти классов (по 10-ти заданным темам) были равны между собой. Стимульный материал легко размножается, дублируется и при необходимости освежается за счет новых острот и новых тем (что не изменяет диагностический принцип, лежащий в основе методики).

Процедура проведения теста проста и оперативна. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому колоду карточек с юмористическими фразами и в инструкции маскирует личностную направленность теста, ориентируя испытуемого на изучение остроумия:

Инструкция: «Это тест на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза (или острота) имеет определенное содержание. Вам нужно понять это содержание и отнести фразу к соответствующей теме».

Названия тем, напечатанные на отдельных карточках, раскладываются перед испытуемым.

В предлагаемой версии ТЮФ использовались темы (даются их бытовые названия):

1- садизм 2- секс 3-пагубные пристрастия 4- деньги 5- мода 6- карьера 7- семейные неурядицы 8- социальные неурядицы 9- бездарность в искусстве 10- человеческая глупость

Эти темы не явились результатом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов, а были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа экспертных оценок нескольких сотен опубликованных шуток, т.е. отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания.

Список юмористических фраз:

1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.

2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщин жить нельзя на свете - и тем более в темноте,

6. Чтобы лучше понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.

11. Терпенье и труд все перетрут, - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.

12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка была изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.

16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет!

19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.

21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты ненастоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Вылился в алкоголики.

24. Семь раз отмерь - один отрежь, - объяснял старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги тем большее зло, чем их меньше.

27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется!

28. Ему пришла в голову мысль, но не застав никого, ушла.

29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа как газированная вода.

31. Я пью не больше ста граммов, но выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.

32. Не бойтесь этой гранаты - она ручная.

33. Дети - цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться.

34. Не хлебом единым жив человек! - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин.

36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.

37. Нелегок этот писательский труд, - говорит Евгений Сазонов ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.

39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.

40. Призвание хорошо, а звание лучше.

41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. «Душит - значит любит» (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни - найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за два-три часа до ее начала.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни мебели это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит он материально заинтересован.

53. У меня ничего не осталось, кроме тебя, - признавался он ей за три дня до зарплаты.

54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.

55. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.

56. Голова его что-нибудь да стоила... Вместе с бобровой шапкой.

57. Пить - здоровью вредить, - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только он уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи.

58. И на Пегасах порой гарцуют всадники без головы.

59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. Удивительное - ядом! - сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится модой для их подданных.

63. Нетрезвый взгляд на вещи позволяет обходиться баз них.

64. Жена шефа много лучше, чем шеф жены.

65. Если у тебя умная жена, - будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.

66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, чего нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.

73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка

76. В этой столовой можно не только червячка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды обычно раздается из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, то на что же существовать?

80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая - там.

81. Мода на форму черепа стоила ей многого.

82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. А здесь я работаю для потомства, - гордо намекнул Евг.Сазонов, указывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Оттелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.

89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности!

90. Забытый писатель искал забвения в вине.

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.

93. Не лезь без бутылки!

94. Даже роль Оттелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Не всякая кучка могучая.

98. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.

100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета

Обработка результатов:

При переходе к обработке и интерпретации результатов необходимо перевести описание тематических конструктов на язык мотивационных тем: появление сильного тематического конструкта (многочисленного класса шуток) означает повышенную напряженность (значимость) соответствующей мотивационной темы, появление слабого тематического конструкта (малочисленного класса шуток) означает второстепенность соответствующей мотивационной темы.

Подсчет тестового балла не требует применения ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов (ММИЛ, 16 ЛФ), в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными нормами, в данном случае показатели сравниваются внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие - второстепенны, и т.д. Использование в ТЮФе норм с внутренним критерием не отменяет возможность получения популяционных норм (известно, что такие классы, как 1, 8, 9 и 10 являются более многочисленными у большинства людей).

При анализе мотивационных профилей ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу актуально удовлетворяемого мотива, но и силу преграды, блокирующей его удовлетворение.

Авторы теста предлагают следующую теоретическую психологическую интерпретацию использованных тем:

  тема мотив преграда
Садизм самосохранение разнообразные «агрессивные» факторы, угрожающие физической целостности индивида
Секс вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напряжения от сексуальной неудовлетворенности внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризованные субъектом социальные запреты на проявление сексуальности вне специальных ситуаций супружеской интимности
Пагубные пристрастия (пьянство) употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств интериоризованные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкогольных напитков и т.п.)
Деньги личное материальное благосостояние недостаток денег, высокие цены и т.п.
Мода самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха скачки моды, дефицит и высокая цена престижных товаров  
Карьера достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки под рядового труженика
Семейные неурядицы семейное благополучие несоответствующее ожиданиям субъекта поведение членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади)
Социальные неурядицы социальное благополучие асоциальность, «несознательность» окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданской собственности
Бездарность в искусстве поиск красоты, гармонии, эстетическая сензитивность эстетическая беспринципность так называемых «людей искусства», обилие бездарных произведений.  
Человеческая глупость познание, стремление к истине как к самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием невежество, ограниченность окружающих

Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации в каждом конкретном случае необходимы дополнительные диагностические сведения. Поэтому ТЮФ рекомендуется применять в батарее с другими методиками (прежде всего, с ТАТом), а также в сочетании с беседой и анализом биографических данных испытуемого.

Дополнительные замечания

1. При интерпретации выраженного «пика» на диагностическом профиле психолог должен учитывать (в индивидуальном случав) возможность инверсии функций мотива и преграды. Например, «пик» по 1-ой теме может означать и чрезмерную агрессивность (активно-оборонительную реакцию на страх - фрустрацию потребности в самосохранении), и чрезмерную «мозахистическую» пассивную незащищенность (депрессия, пассивно-оборонительная реакция). Как и в тесте конструктов, ТЮФ указывает на значимость тематического конструкта, а не на положение индивида на континууме оси-конструкта.

2. Выраженный «провал» (низкий балл по теме) может означать «апперцептивную слепоту» по отношению к сверхзначимой теме - репрессивный механизм психологической защиты (подавление под действием внутренней цензуры и т.п.).

3. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности определенных пар или троек тем. Кроме того, анализ попаданий в класс пунктов из «чужой» темы позволяет выявить склейку тематических конструктов.

4. В отличие от обыкновенных тест-опросников, где профиль может быть одновременно «приподнят» или «опущен» по всем шкалам, в данном случае используются ипсативные нормы – «площадь под кривой» профиля остается постоянной - равной 100 (количество фраз в тесте): одни темы «притягивают» (апперцепируют) к себе фразы из других тем.

Заполняемый профиль ТЮФ

Садизм 1.          
Секс 2.          
Пагубные пристрастия 3.          
Деньги 4.          
Мода 5.          
Карьера 6.          
Семейные неурядицы 7.          
Социальные неурядицы 8.          
Бездарность в искусстве 9.          
Человеческая глупость 10.          
 

5. Различные темы имеют неодноплановый теоретико-психологический статус: потребности организма - темы I, 2, возможно, 3;

потребности индивида - темы 4, 5, 6, возможно, 3, 7, 8;

потребности личности - темы 9, 10, возможно, 7, 8.

Ключ к тесту

№ юмор. фразы № темы № юмор. фразы № темы
Однозначные фразы Многозначные фразы
6, 9
2, 5
4, 5
1, 2, 3
9, 10
4, 7
3, 8
1, 9
5, 6, 8
3, 5
2, 6, 7
2, 10
2, 8
5, 7
3, 4
2, 6
7, 9
4, 8
2, 7
3, 9
1, 4, 6
3, 7
2, 3
2, 3
5, 8
4, 10
6, 8
1, 5, 4
8, 9
1, 10, 8
2, 9
5, 9, 10
1, 2, 5
1, 8, 10
4, 5, 10
1, 6, 9
3, 9
4, 7
2, 4, 5
3, 8
1, 2 1, 2, 7, 9
3, 10 2, 7
6, 7 8, 10
4, 9 5, 8
3, 6 8, 9, 10
2, 10 2, 9, 10
8,10 4, 9
7, 1    
4, 6    
2, 4    
6, 10, 8    
1, 4, 8    
5, 10    

II. Тест-опросник измерения мотивации достижения. Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминов).

Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым. Тест-опросник для измерения мотивации достижении предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.

Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудачи. Формирование мотивации к успеху или к избеганию неудачи зависит от условий воспитания и среды, а также:

1) личностных стандартов (оценок субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи);

2) привлекательности самооценки (привлекательности для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);

3) индивидуальных предпочтений типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или за неудачу себе или окружающим обстоятельствам).

Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений, определяющих отношение человека к некоторым жизненным ситуациям. Оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений. Для каждого утверждения проставьте отметку в колонке, соответствующей вашему выбору:

+ 3 – полностью согласен;

+2 – согласен;

+ 1 – скорее согласен, чем не согласен;

0 – нейтрален;

-1 – скорее не согласен, чем согласен;

-2 – не согласен;

-3 – полностью не согласен.

Не тратьте время на обдумывание, давайте тот ответ, который первым приходит в голову, поскольку при обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не содержательный анализ ответов по отдельным пунктам. Каждое следующее утверждение читайте только после того, как оценили предыдущее, постарайтесь ничего не пропускать. Свободно и искренне выражайте свое мнение».

Текст опросника.

Форма А (мужская).

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен, сам определять свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры. которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем где все участники приблизительно равны по силам.

13. В свободное от работы время я овладею какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.

14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более 180 руб.

16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.

17. Я предпочитай работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего такое, в котором мое положение не ухудшится, Но и существенно не улучшится.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло»!), чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие

26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чей задание знакомое, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа

31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32. Пожалуй я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить

Форма Б (женская)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получаться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.

8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудач равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную,, требующую размышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успеха.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо которое обычно хорошо выходило.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать поработать.

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая.

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Обработка результатов:

По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Используется следующая процедура. Ответам испытуемого на прямые (отмечены знаком «+» в ключе) обратные (отмечены знаком «–» в ключе) пункты опросника приписываются баллы на основе следующих соотношений:

Ключ к форме А

№ п/п +3 +2 +1 -1 -2 -3

Ключ к форме Б

№ п/п +3 +2 +1 -1 -2 -3

Интерпретация результатов:

Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов — стремление к достижению успеха или избегание неудачи. Высокие показатели по тесту означают, что стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание неудачи, низкие — наоборот.

Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% – мотивом избегания неудачи.

Так же можно воспользоваться следующей суммарной шкалой:

­ если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

­ если эта сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.

­ если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008.

7. Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

б) дополнительная литература

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003.

3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.

4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000.

5. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.

6. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2002.

7. Утлик Э.П. Психология личности: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

8. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» // Психоло­гический журнал, 1983. Т. 4.№ 5. С. 3-10.

9. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М: Издательская корпорация «Логос», 1996.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория.

2. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

3. www.bekhterev.org - Лаборатория клинической психологии и психодиагностики

4. www.flogiston.ru – Психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

5. www.psy-diagnoz.com – Психологическая диагностика

6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Заполнить таблицу «Основные формы направленности личности (по К.К. Платонову)».

Формы направленности личности
Мировоззрение в широком смысле  
в узком смысле  
Убеждение  
Идеал  
Интересы  
Склонности  
Желания  
Влечения  

2. Составить схему «Схема мотивации деятельности» // Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996. С.21.

Лабораторное занятие

Тема: Самосознание личности

Цель: формирование знаний и умений по изучению индивидуального уровня притязаний личности; исследование особенностей динамики уровня притязаний личности; формирование знаний и умений по изучению особенностей самооценки личности; исследование особенностей самооценки личности.

Оборудование: схемы, таблицы, протокол исследования.

Вопросы для самоподготовки:

1. Общая психологическая характеристика самосознания.

2. Структура и функции самосознания.

3. Понятие самооценки личности.Место самооценки в структуре самосознания.

4. Функции, виды и параметры самооценки.

5. Роль самооценки в поведении и развитии личности.

6. Уровень притязаний. Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки.

Экспериментальная часть:

I.Заполнить таблицу «Уровни самосознания» (по В.В. Столину)

Уровень самосознания Содержание
Уровень органического самосознания  
Уровень индивидного самосознания  
Уровень личностного самосознания  

II.Заполнить схему «Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций».

I. Тест Юмористических фраз (ТЮФ). - student2.ru I. Тест Юмористических фраз (ТЮФ). - student2.ru

Наши рекомендации