Четырехмерность
То, что это 4 цвета, имеет ту же причину, что и тот факт, что имеется 4 стороны света и 4 времени года. Четырехмерность обусловлена нашим мышлением. Существует 4 мыслительные категории, которые мы прикладываем к тому, что пытаемся понять. Если мы что–то хотим оценить, то мы делим то, что первично являлось единым целым, поначалу на 2 противоречия: например, понятие человека на мужчину и женщину.
Оценка возникает, таким образом, вследствие разграничения двух противоречий.
Каждая оценка будет еще более полной, если после первого противопоставления последует второе. Два на два дает четыре.
Так возникают четыре "элемента" или четыре мыслительные категории, или четыре типа. Вот несколько примеров, для ясности я добавлю соответствующие цвета:
четыре элемента:
огонь | соотносится с красным цветом. |
вода | соотносится с голубым цветом. |
воздух | соотносится с желтым цветом, |
земля | соотносится с зеленым цветом; |
четыре темперамента:
холерик | соотносится с красным цветом, |
флегматик | соотносится с голубым цветом, |
сангвиник | соотносится с желтым цветом, |
меланхолик | соотносится с зеленым цветом. |
Так же следует понимать и четыре типа, которые определили К.–Г.Юнг, Эрих Фромм, Кереньи, Франкль, Ф.Риман и многие другие. Даже З.Фрейд имеет в виду те же категории:
фаллический | (соответствует красному), |
оральный | (соответствует голубому). |
анальный | (соответствует зеленому). |
И, конечно, он также пришел бы к четырехмернос-ти, если бы не допустил фрейдистскую ошибку и не забыл бы такую важную область эротики, как визуальная эротика, которая соотносится с желтым цветом. Так как, таким образом, четырехмерность заложена в природе человеческого сознания, я говорю о четырех цветах (красках). (...) То, что является важным для понимания четырехцветного человека в данный момент, я постараюсь обобщить еще раз кратко на следующей таблице.
К четырем цветам я добавлю соотносящиеся с ними ощущения и реакции поведения. Наибольшее значение я однако придаю четырем чувствам самовосприятия, которые бессознательно вызываются этими
четырьмя цветами. Важно то, что ты ощущаешь, что выражает цвет, и чувствуешь, что соотносящееся с ним самовосприятие совпадает с тем же самым настроением, т.е. что красный как активность соотносится с чувством силы и уверенности в себе, или темно–голубой как покой и удовлетворенность совпадает с чувством самоограничения. Четыре чувства самовосприятия (чувства собственного достоинства) являются четырьмя ключами, с помощью которых ты можешь открыть себе рай на земле. Это четыре направления света твоего внутреннего мира. Это четыре нормальных самоощущения, которыми ты, ради твоего внутреннего равновесия, любой ценой ив любой жизненной ситуации должен, как поводьями, управлять твердой рукой. Только так ты можешь остаться в седле и выразить самого себя, чего я желаю тебе, также как и себе, от всего сердца. Искусство четырехцветного человека состоит в виртуозном использовании этих четырех способностей, т.е. четырех чувств самовосприятия.
Четыре чувства собственного достоинства представляются тебе, пока что, как голые абстракции или совсем непонятны, но я хотел бы тебе объяснить, как их следует понимать.
Цвет | Ощущения | Поведение | Самовосприятие |
красный | вызывает возбуждение | и активность | т.е. самоуверенность (уверенность в собственных силах) |
голубой | вызывает успокоенность | и расслабленность | т.е. удовлетворение (интеграция) |
зеленый | вызывает твердость | и устойчивость | те. самоуважение (идентичность) |
желть1Й | вызывает предприимчивость | и изменчивость | те. свобода (самовыражение) |