Введение. Дисциплина «Психологическая диагностика в психологическом консультировании» является дисциплиной по вариативной части профессионального цикла подготовки
Дисциплина «Психологическая диагностика в психологическом консультировании» является дисциплиной по вариативной части профессионального цикла подготовки магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Цель дисциплины: дать представление о месте, роли и значении психодиагностического обследования в структуре психологического консультирования, познакомить с теоретическими основами использования психологических методик в консультативном процессе, процедурами их применения в решении задач профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
1) изучение методологических основ получения психодиагностических данных и их использование в консультативной работе;
2) изучение основных подходов, направлений и концепций, сфер применения психодиагностических методик в консультативном процессе;
3) изучение возможностей и ограничений основных методов психологической диагностики;
4) изучение профессионально-этических норм при проведении диагностических процедур;
5) формирование умений выбора и использования психодиагностических средств;
6) формирование умения организовывать психодиагностический процесс адекватно поставленной практической задаче, проводить психодиагностическое обследование, экспертизу;
7) обучение способам обработки и интерпретации результатов методик, написанию заключений на их основе;
8) формирование психологической готовности использовать знания и умения психологической диагностики в консультативной практике.
Содержание дисциплины ориентировано на углубленное освоение проблем психодиагностики в контексте психологического знания.
Психологическая диагностика является особой областью психологического знания, которая представляет собой как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности, так и сферу практической деятельности психолога. Роль психодиагностики как связующего звена между фундаментальными отраслями психологии и практическими запросами общества позволяет рассматривать изучение данной дисциплины в качестве необходимого условия подготовки профессионального психолога-консультанта.
Программа рассчитана, в первую очередь, на подготовку психологов-консультантов в режиме пользователя-практика. Особое внимание уделяется изучению методологических и методических принципов диагностики психологических качеств и свойств, а также корректному использованию традиционного психодиагностического инструментария.
Дисциплина реализует следующие основные задачи ООП:
1) обеспечивает приобретение системы знаний в области применения психологической диагностики в консультативном процессе;
2) способствует повышению психодиагностической компетентности магистров, то есть способности организовывать различный процедуры психодиагностики в профессиональной деятельности психолога-консультанта;
3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной психолого-педагогической деятельности на основе выбора адекватных способов психодиагностики с клиентами с учетом конкретных исследовательских и практических задач.
Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности магистра, обучающегося по данной ООП, заключающиеся в:
1) приобретении представлений о моделях и схемах примения психодиагностики в консультативном процессе;
2) развитие способности организовывать процесс диагностики в консультировании на основе выбора оптимальных способов психодиагностики с учетом запроса клиентов;
3) развитии психологической культуры магистра, интериоризации базовых принципов и правил применения психодиагностики в консультировании, гендерного подхода, формировании стиля психодиагностического взаимодействия с клиентами с учетом их проблематики.
Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ООП в их готовности к ведению профессиональной деятельности на основе выбора адекватных способов психодиагностического изучения особенностей клиентов, причин их психологических трудностей и реализации их в процессе психологического консультирования.
В результате изучения дисциплины «Психологическая диагностика в психологическом консультировании» магистр должен осознавать свою , осознавать себя будущим психологом, в сферу профессиональной деятельности которого входит диагностика людей и групп, и владеть следующими знаниями и умениями.
1. Знать:
· основные подходы, направления и концепции, сферы применения и психодиагностических методик в консультировании;
· содержание профессионально-этических норм психодиагностики в консультировании;
· возможности и ограничения, преимущества и недостатки диагностических методик, используемых в консультировании;
· специфику, структуру и модели построения психодиагностического процесса;
· классификации психодиагностических задач и видов психологического диагноза, правила формулирования задач и выбора адекватных методов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психодиагностического заключения.
· основные характеристики многообразного псимходиагностического инструментария;
· конкретные области использования и применения психодиагностических методик в консультировании.
2. Уметь:
· организовывать процесс психологической диагностики в консультативном процессе;
· формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или целями организации;
· соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации – Российском Психологическом Обществе (РПО);
· подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам и удовлетворяющие психометрическим требованиям;
· интерпретировать результаты и формировать психодиагностическое заключение, отвечающее целям и задачам оказания помощи человеку или организации;
· оценивать качество психодиагностических методик;
· использовать психодиагностические методики в практической и научно-исследовательской работе.
3. Владеть:
· навыками работы с литературой по психодиагностике;
· основными навыками организации психологической диагностики в консультативном процессе;
· основными методами и методиками диагностики в различных сферах;
· эффективными приемами коммуникации с участниками процесса психологической помощи в процессе психодиагностики.
По результатам обучения дисциплине у магистра должны быть сформированы компетенции:
а) общекультурными (ОК)
· владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
· способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);
· способен выстраивать психодиагностическое взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
· способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
· способен строить свою психодиагностическую деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
· способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);
б) общепрофессиональными (ПК):
· способен выстраивать взаимодействие с учетом закономерностей развития человека (ОПК-1);
· использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки психодиагностических данных и их интерпретации (ОПК-2);
· умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) (ОПК-3);
· способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);
· способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач диагностики для просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);