Пример социоматрицы для группы численностью n-членов
№ | Кто выбирает: фамилия испытуемого j-члены | j-члены: кого выбирают | Сделанные выборы | Всего | ||||||||
А-ов | + | + | – | – | ... | ... | ... | |||||
В-ов | + | + | – | – | ... | ... | ... | |||||
Г-ов | +++ | + | ... | ... | ... | |||||||
П-ов | ... | – | – | ... | ... | ... | ||||||
С-ов | + | – | – | + | ... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
№ | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Полученные Σ (+) выборы Σ (–) | 4 0 | 2 1 | 2 1 | 1 2 | 0 3 | ... ... | ... ... | ... ... | ||||
Всего |
Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
Социограмма
Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости (щите) с помощью специальных знаков.
— объект связей в группе (i-член)
— субъект связей в группе (j-член)
— совмещение объекта
и субъекта в поведении одной личности (ij-член)
— положительный выбор, совершенный А-членом
— отрицательный выбор, совершенный В-членом
— взаимная положительная связь А- и В-членов
— взаимная отрицательная связь А- и В-членов
— уровень связи (член А выбран в первую очередь, член С — во вторую)
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными ПСИ являются:
— — — |
индекс социометрического статуса i-члена;
индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
индекс объема, интенсивности и концентрации
взаимодействия ij члена.
Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях:
i — выбираемый;
j — он же выбирающий;
ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Сi — социометрический статус i-члена, Ri — полученные i-членом выборы, E — знак алгебраиче-
Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле: |
ского суммирования числа полученных выборов i-члена, N — число членов группы.
Социометрический статус
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен расчет Сi — положительного и Ci — отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
где Еj — эмоциональная экспансивность j-члена, R — сделанные j-членом выборы (+, –).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из ГСИ наиболее важными являются:
где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы.
Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
где G — взаимность в группе по результатам положительных выборов, A+ij — число положительных взаимных связей в группе, N — число членов группы.
Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 минут). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
ВНЕШНЕГРУППОВАЯ РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ
В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она (и в прямом контакте, и мысленно) соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.
В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов, находящихся за пределами наиболее привычной и для учеников, и для учителей группы — школьного класса. Для этого учащимся предлагаются 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).
Инструкция: нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее 2 человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы меньшей степени, чем первое лицо.
Тест
А
1. С кем вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?
2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете?
3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?
4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?
5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?
6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?
7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?
8. Кто может быть для вас примером в жизни?
9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
10. С кем вы больше всего откровенны?
Б
1. Родители (отец, мать).
2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).
3. Брат, сестра.
4. Взрослый знакомый.
5. Знакомый родителей.
6. Друзья.
7. Лучший друг (подруга).
8. Компания, приятели.
9. Знакомая девушка, знакомый юноша.
10. Товарищи по учебе, работе.
11. Товарищи по клубу, секции, студии и т. п.
12. Историческая личность.
13. Известный всем человек.
14. Человек, о котором ты знаешь от других.
15. Литературный персонаж.
Порядок обработки
После осуществленного выбора следует попросить отложить список 1-Б и по 5-балльной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2—3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу.
ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ
Помимо референтности, существует еще 1 параметр, описывающий отношения человека с другими людьми, — так называемая психологическая близость. Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и именно ее-то мы предлагаем определить с помощью немного модифицированной шкалы симпатической дистанции Д. Фелдса.
Предложите юношам и девушкам выписать в столбик людей, с которыми они привычно и непреложно общаются в течение последних нескольких месяцев. После того как эта работа будет закончена предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми
Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений
по шкале, которую для удобства лучше выписать на доске. Шкала эта содержит 11 степеней, выражающих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения.
Тест
1. Он мог бы быть моим лучшим другом.
2. Я не провожу различий между ним и близкими мне людьми.
3. Я мог бы открыть ему свою душу.
4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.
5. Я мог бы провести с ним отпуск.
6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.
7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.
8. Я не доверил бы ему выполнение ответственных заданий.
9. Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним.
10. Я не выпускал бы его в общество.
11. Я запретил бы ему иметь детей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА
Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Тест
I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы
вам представилась такая возможность (без изме
нения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
III. Каковы взаимоотношения между членами
вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю, трудно сказать (1).
IV. Каковы у вас взаимоотношения с руковод
ством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю (1).
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в ва
шем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю (1).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, от-
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
Таблица 60
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | –1 | –2 | –3 | Отрицательные особенности | |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению других | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного» | В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей |
Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений
Продолжение таблицы 60 | ||||||||
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | –1 | –2 | –3 | Отрицательные особенности | |
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
ношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы — группового эмоционального состояния — которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда; +2 — свойство проявляется в большинстве случаев; +1 — свойство проявляется достаточно часто; 0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени; –1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа); –2 — свойство проявляется в большинстве случаев; –3 — свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Однако возможна и более простая оценка — через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А. Я. Лутошки-
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
ным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т. п. (И тому подобное — потому, что возможности так называемых цветовых тестов очень велики, но их здесь невозможно раскрыть.) При этом используются следующие цвета: красный — восторженное настроение; оранжевый — радостное; желтый — светлое, приятное; зеленый — спокойное, уравновешенное; фиолетовый — тревожное, напряженное; черный — уныние, полное разочарование, упадок сил.
АТМОСФЕРА В ГРУППЕ
Замерять психологическую атмосферу в группе, т. е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся 10 противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие дистанцию между парами, кодируются по 9-балльной шкале слева направо по схеме:
987654321
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).
Дружелюбие _____________ Враждебность
Согласие Несогласие
Удовлетворенность Неудовлетворенность
Увлеченность Равнодушие
Продуктивность Непродуктивность
Теплота Холодность
Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка Недоброжелательность
Занимательность Скука
Успешность Неуспешность
и т. д.
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ПО ИЗУЧЕНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Авторами методики являются О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре
социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.
Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют 2 цели:
1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т. е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;
2) выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.
Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические срезы с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнического компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов коллектива».
Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений
Тестовый материал
Инструкция:Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
1) внимательно прочитать варианты ответа;
2) выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению;
3) поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного вами ответа.
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди | |
В нашем коллективе есть всякие люди | |
Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные |
Да | Пожалуй, да | Не знаю, не задумывался над этим | Пожалуй, нет | Нет | |
Деловых качеств большинства членов коллектива | |||||
Личных качеств большинства членов коллектива |
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку вы поместите ваш коллектив?
2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
Нет, конечно | |
Скорее нет, чем да | |
Не знаю, не задумывался об этом | |
Да, конечно |
Это меня вполне бы устроило | |
Не знаю, не задумывался над этим | |
Это меня совершенно не устроило бы |
3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
Нет, не мог бы | |
Не могу сказать, не задумывался над этим | |
Да, мог бы |
7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток вы поместили бы свой коллектив?
тов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
— положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все 3 вопроса, относящихся к данному компоненту, или 2 ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);
— отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие 3 отрицательных ответа или
2 ответа — отрицательные, а третий может вы
ступать с любым другим знаком);
— неопределенная, противоречивая оценка (эта
категория включает следующие случаи: на все
3 вопроса дан неопределенный ответ; ответы на
2 вопроса не определены, а третий ответ имеет
любой другой знак; 1 ответ неопределенный,
а 2 других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно
свести в таблицу следующего вида.
8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
Да, конечно | |
Скорее да, чем нет | |
Затрудняюсь ответить | |
Скорее нет, чем да | |
Нет, конечно |
Обработка результатов
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется 3 вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из 3 возможных форм: +1; –1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания отве-
Таблица 61