Различное в морали и праве 9 страница
На ход политической жизни большое влияние оказывает моральный фактор как способность и готовность населения реализо-вывать политическую волю. В политических действиях участвуют конкретные люди, обладающие чувствами, желаниями, волей, настроениями, поэтому их духовный подъем, убежденность в правоте своего дела, инициатива являются мощным катализатором их действий. Вот почему политики стараются использовать моральный фактор населения для обеспечения поддержки проводимой ими политики, а также снятия противодействия ей. Именно моральный фактор народа, нацеленный на кардинальные изменения в обществе, помог М.С. Горбачеву во второй половине 1980-х годов провозгласить перестройку.
Нравственная атмосфера общества также существенно влияет на политическую деятельность, так как эта атмосфера ослабляет или укрепляет сложившуюся политическую и криминогенную обстановку в обществе.
Политика, в свою очередь, влияет на создание условий для утверждения в обществе нравственных отношений, усвоения и выполнения моральных норм. От политики во многом зависит нравственная атмосфера в обществе. Политика способствует изменению моральных норм, накладывает существенный отпечаток на характер нравственных воззрений людей. Ослабление политических позиций, политические кризисы, как правило, приводят к росту аморализма и преступности. И напротив, стабильная политическая система способствует укреплению нравственной
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
атмосферы в обществе. Таким образом, мораль и политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Нельзя не согласиться со словами известного русского философа B.C. Соловьева, писавшего о том, что «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века»1.
По мере развития общества потребность в единстве моральных и политических норм возрастает. Это обусловливается следующими причинами.
1. Усиливается влияние политики на судьбы людей и человечества в целом. В настоящее время в сферу политики в той или иной степени вовлекается большинство населения развитых государств, а политические решения затрагивают интересы не только граждан отдельных стран, но и всего человечества. Поэтому моральные критерии политической деятельности становятся не благим пожеланием, а насущной необходимостью.
2. Повышается ценность человеческой личности. Жизнь человека, честь и достоинство личности, гуманное отношение к ней приобретают все большую значимость, что находит отражение в принятии политических решений и правовом нормотворчестве по вопросам прав и свобод человека как на уровне отдельных государств, так и на международном уровне.
3. Повышается информированность общества о политике и политиках, усиливается социальный контроль за их деятельностью. Процессы демократизации, происходящие во всем мире, ставят политическую деятельность в зависимость от населения, оппозиционных структур, системы разделения властей. Политика становится все более открытой, а потому вынужденной считаться с нравственными настроениями масс, общественным мнением, поддерживать свой политический имидж соблюдением моральных норм.
Единство политики и морали предполагает различия между ними.
1.Мораль старше политики, она имеет свою систему ценностей и норм, свой регулятивный механизм, которые отличаются от политических методов регулирования общественных отношений. Мораль появляется с возникновением человеческого общества в ответ на потребность в социальном регулировании. Политика, как и право, формируется с появлением государства. Мораль влияет на поведение людей через призму добра и зла, гуманизма и справедливости, политика — через призму интересов власти. Если мораль осуществляет
1 Соловьев B.C. Собр. соч. М., 1912. Т. 5. С. 7.
2. Мораль в системе социальной регуляции
свои функции посредством общественного мнения и внутренних убеждений человека, то политика для достижения своих целей создает систему организаций и учреждений (государство, политические партии и общественные объединения), используя при этом меры принуждения.
2. Для политики характерно то, что она имеет значение для обще
ства в целом. Она выражает интересы больших групп людей (соци
альных общностей, партий, государств). Оценка политики осуществ
ляется с позиций степени реализации этих интересов. В этом прояв
ляется сущностная черта политики, заключающаяся в том, что в
политических оценках принимается во внимание прежде всего со
вокупность общественных последствий того или иного действия,
его значение для практики общественной жизни. Политика подходит
к явлениям как к социальным фактам, невзирая на лица и принимая
во внимание в первую очередь общественное значение действия,
его результатов. Содержание побудительных мотивов при политиче
ской оценке решающей роли не играет.
3. В морали на первый план выходит именно мотивационная
сторона, а моральное значение действий оценивается с позиций
добра и зла, долга, чести, справедливости и т.п. Исходя из этого,
принято считать, что политика выражает отношения между пар
тиями, классами, нациями и государствами, а мораль показывает
отношение индивида к другим людям, коллективу, обществу. Поэтому
в отличие от политики мораль подходит к оценке действий людей
не с массовой точки зрения, не как к социально-историческому фак
ту, а с личной точки зрения, когда действия людей рассматриваются
как поступки.
Вместе с тем, если свести мораль только к уровню межличностных отношений, то политика, выражающая отношения между большими группами людей, останется вне сферы морального регулирования. Нравственные отношения возникают не только между личностью и другими людьми, но и между группами людей, если эти отношения могут быть оценены с позиций добра и зла, справедливости и гуманизма, чести и достоинства, долга и совести.
Наличие различий между политикой и моралью при определенных условиях может обернуться появлением противоречий между ними. Форм проявления таких противоречий может быть достаточно много. 1. Политика более изменчива, чем мораль, поэтому политические действия могут противоречить устаревшим нормам морали, которые становятся тормозом на пути реализации политических целей, отражающих сформировавшиеся в обществе потребности. Так, поли-
102 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
тические установки на развитие отношений частной собственности в нашем обществе натолкнулись на негативное отношение значительной части россиян к предпринимательству, которое оценивалось ими как спекуляция. Данное противоречие проявилось и в работе сотрудников правоохранительных органов: та деятельность, которая ранее пресекалась и считалась противоправной, попала под охрану закона. Для работы в новых условиях этим сотрудникам необходима была сложная перестройка их морального и правового сознания.
Нечто подобное произошло и в отношении применения смертной казни. Политическое решение об отмене смертной казни, закрепленное в международных обязательствах России, наталкивается на противодействие морального сознания общества, не готового к таким шагам. Правда, при этом следует признать, что отмена смертной казни, по мнению многих специалистов, преждевременна не только в силу общественного менталитета, но и по причине отсутствия для этого социальных условий.
2. Существует проблема соблюдения принципа справедливости при осуществлении политики в сфере правоохранительной деятельности. Речь идет, в частности, о том, что в равной мере должны защищаться интересы как потерпевших, так и правонарушителей. Крен в ту или другую сторону чреват нарушением прав человека и принципа справедливости, что может вызвать нравственное осуждение со стороны населения проводимой правовой политики. Если усилия государства будут сосредоточены на защите интересов правонарушителей, то без защиты со стороны права и правоохранительных органов могут остаться потерпевшие, свидетели, другие участники судопроизводства. И наоборот, недостаточное внимание к соблюдению прав и законных интересов правонарушителей приводит к произволу, снижает авторитет государства и правоохранительных органов.
3. В ситуациях, когда политика не отвечает интересам общества, она вступает в противоречие с верными нравственными установками. Тогда мораль ограничивает и направляет действия политиков.
4. Иногда противоречие между политикой и моралью не осознается людьми, и наоборот, реально такое противоречие может не существовать, но в силу тех или иных причин человек может его воспринимать.
Например, в период сталинских репрессий противоречие между политикой и моралью существовало, но значительной частью населения в силу неверного понимания сути политики репрессии воспринимались как политически необходимые и нравственно обосно-
2. Мораль в системе социальной регуляции
ванные, то есть субъективно для многих такого противоречия не существовало. В других случаях на основе устаревших нравственных представлений в сознании людей формируются неверные политические оценки тех или иных явлений. На практике это может вылиться в различного рода политически ошибочные действия, субъективно воспринимаемые человеком как борьба за справедливость, добро и другие моральные ценности. Так, изменение форм собственности в России привело к тому, что государство экономически не несет ответственности за действия акционированных предприятий. Однако в ходе забастовок работники этих предприятий по-прежнему обращаются с требованиями погашения задолженностей по зарплате к государству, считая его виновником своих бед и не принимая во внимание, что именно они и их руководство как акционеры предприятия отвечают за эффективность работы этого предприятия.
Поэтому в правоохранительной деятельности так важно в каждом конкретном случае переводить политические явления на язык нравственности: с одной стороны, делая их более понятными с точки зрения простых человеческих отношений, а с другой — выявляя реальные и устраняя мнимые противоречия между политикой и моралью. Так, обосновывая необходимость применения мер принуждения к сторонникам использования противоправных средств политической деятельности, важно показывать, что добиваться политических изменений можно только законными, допустимыми средствами, ибо в противном случае нарушаются принципы гуманизма и справедливости, теряется нравственный смысл политической цели.
Единство или противоречия между политикой и моралью самым непосредственным образом сказываются на правоохранительной деятельности. Лишь нравственный характер политической деятельности обеспечивает эффективность функционирования всей правоохранительной системы. Это связано с тем, что политика:
• определяет стратегию правоохранительной деятельности — отклонение от принципов справедливости, общественного блага, гуманизма в политике искажает пели борьбы с преступностью, приводит к использованию недопустимых с точки зрения морали средств деятельности правоохранительных органов;
• вычленяет приоритеты в правоохранительной деятельности; чем будет руководствоваться политическая позиция в определении значимости тех или иных направлений борьбы с правонарушениями — заботой о благе государства и его граждан или корыстными групповыми интересами, — от этого во многом зависит эффективность работы правоохранительных органов и их социальная позиция;
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
• создает условия правоохранительной деятельности, которая может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на справедливые законы, принимаемые органами власти, когда политика государства направлена на развитие общества и всех его членов, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня преступности, когда обеспечиваются материальные и духовные условия деятельности правоохранительных органов;
• обеспечивает контроль за правоохранительной деятельностью, но всякий контроль становится действенным тогда, когда контролируемый признает нравственное право осуществления этого контроля со стороны контролирующего, т.е. если сами политики нарушают правовые и нравственные нормы, вряд ли они способны наладить работу правоохранительных органов, поэтому только политика, опирающаяся на мораль, в состоянии направлять и корректировать правоохранительную деятельность;
• формирует в обществе положительное отношение к правоохранительным органам и их деятельности — никакими политическими требованиями или заявлениями нельзя вызвать у населения уважение к правоохранительным органам, если сама политика государства и деятельность этих органов не отвечают нравственным чувствам масс; нравственная политика всегда найдет отклик у населения и сможет оказать влияние на формирование его положительного отношения к правоохранительным органам.
2.3. Мораль и искусство
Нравственное сознание и вообще нравственное формирование личности осуществляется на трех уровнях:
1) изучение нравственных норм и принципов;
2) превращение этих «простых норм нравственности» в нравственные убеждения личности;
3) приобретение умения творчески применять эти знания и убеждения на практике, т.е. формировать нужную модель поведения применительно к конкретной коллизии, возникшей в процессе жизнедеятельности личности, иными словами, воспитание культуры нравственного мышления.
Необходимость изучения нравственных норм и принципов для нравственного формирования личности сотрудника правоохранительных органов всеми признается бесспорной. Это первый уровень формирова-
2. Мораль в системе социальной регуляции
ния нравственного сознания, который обеспечивается изучением этики в учебных заведениях, на занятиях в системе служебной подготовки, а до этого этические знания приобретаются стихийно из окружающей среды: в семье, в школе, в кругу друзей и знакомых и т.д. К сожалению, довольно широко распространено мнение о том, что этих знаний вполне достаточно для приобретения человеком нравственной культуры. На самом деле здесь закладывается только основа, создаются лишь предпосылки для должного нравственного формирования личности.
По-настоящему подлинное формирование нравственности начинается на втором уровне, когда приобретенные знания преобразуются в нравственные убеждения, когда человек поступает нравственно не потому, что он знает, «что такое хорошо и что такое плохо», а потому, что он убежден, что иначе поступать нельзя, когда он просто не может поступить безнравственно. И именно здесь, на втором уровне нравственного воспитания, огромную роль играет искусство. Искусство — великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности. Конечно, на всех уровнях главным воспитателем является жизненный опыт: те жизненные ситуации, в которых мы участвуем, тот нравственный пример, который мы наблюдаем, те ошибки, из которых мы извлекаем уроки. Однако при всем том личный опыт человека узок, ограничен, субъективен. И лишь искусство, в произведениях которого аккумулируется нравственный опыт всех времен и народов, соединенный с высшими духовными идеалами и через них получающий оценку, дает нам всестороннее представление о нравственности. И этот опыт преподносится не умозрительно, не дидактически-наставительно, а проходит через наше сердце, через яркое эмоциональное переживание и именно поэтому остается в нашей душе как свой собственный. Читатель, зритель, слушатель как бы сам становится одним из героев произведения искусства, переживает все ситуации, постигает все краски и звуки так, как будто это приключилось с ним самим, и все пережитое становится навсегда частью его биографии.
Достаточно убедительно показывает связь, существующую между нравственной и эстетической культурой, великий русский критик В.Г. Белинский: «Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства: только при нем возможен ум, только с ним ученый возвышается до мировых идей... только с ним гражданин может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тяжестью. Без него, без этого чувства нет гения, нет таланта, нет ума — остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов это-
106 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
изма... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности... Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его, избегают не по ненависти ко злу, а из расчета»1.
Искусство является великим учителем жизни, учителем нравственности. Его воздействие на человека несопоставимо ни с чем другим, ибо оно сочетает в себе идеи, право, мораль, религию и политику, умноженные на гигантскую силу эстетического переживания.
Пожалуй, наиболее ярко описал это замечательное свойство искусства великий немецкий поэт, драматург и соф-эстетик Фридрих Шиллер, который так охарактеризовал театр (сказанное можно с полным основанием отнести ко всем видам искусства): «Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над ее бессилием и страх связывает десницу властей, театр берет в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду. Театр карает тысячи пороков, оставшихся безнаказанными; тысячи добродетелей, о которых умалчивает правосудие, прославляются сценой... Какими чудесными впечатлениями, решениями, страстями переполняет она душу, какие божественные идеалы выставляет перед нами для подражания!»2
Остается лишь добавить, что в силу вышеперечисленных свойств искусство является одним из наиболее эффективных «противоядий» против профессионально-нравственной деформации сотрудника.
Характернейшим явлением современной
эпохи, возникающим в качестве прямого следст
вия демократизации общества, является посте
пенное умаление командно-административного
принципа в управленческой деятельности и за
мещение его предприимчивостью и инициатив
ностью каждого работника, ориентацией прежде
всего на интересы дела, а отсюда резкое повы
шение значимости такого профессионального
ШиллеР качества, как творческое мышление. Способность
к творческому мышлению стала одним из определяющих критериев профессиональной ценности специалиста. И особенное значение
1 Белинский В.Г. Ничто о ничем // Собр. соч.: В 9 т. М., 1976. Т. 1. С. 254—255.
2 Шиллер Ф. Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение // Собр.
соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 6. С. 17-18.
2. Мораль в системе социальной регуляции
это качество приобретает в тех профессиях, которые по самому своему характеру связаны с возникновением в процессе служебной деятельности нестандартных, нестереотипных, экстремальных ситуаций. Именно такой характер носит практически любая служба в правоохранительных органах, где «нестереотипность» ситуации распространяется и на нравственный компонент.
Наиболее сложным является третий уровень, где вырабатывается умение грамотно осуществлять нравственный выбор в условиях нестандартной, тем более экстремальной ситуации, т.е. в такой ситуации, которая является зачастую типичной в правоохранительной деятельности. Одна из главных трудностей здесь в том, что происходит «конфликт нравственных норм» и «конфликт нравственных приоритетов», как между самими нормами и приоритетами, так и между стереотипными нормами и идеалами и интересами общества, что вынуждает личность самостоятельно, без опоры на известные ему общепринятые нравственные модели поведения, выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение.
Одним из древнейших кодексов нравственности, нормы которого практически не изменились на протяжении многих веков, являются десять заповедей, содержащихся в Библии. Почти все они сохранили свое значение и до наших дней: не убивай, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не будь завистлив и т.д. Но всегда ли им можно следовать в конкретных ситуациях? Еще древние философы-софисты ставили собеседников в тупик, когда те настаивали на аморальности убийства, вынуждая их признать, что убийство чужеземца-агрессора, стремящегося захватить и поработить Родину, и нравственно и должно. То же и с другими нормами-заповедями. Возьмем кражу — она не только безнравственна, но и преступна. Но разве является безнравственной работа разведчика, вся основанная на краже чужих секретов, если она делается во имя идеалов свободы и прогресса, если она противостоит посягательствам агрессоров на мир и счастье народов? И даже наука этика в иных случаях, как это делает, например, медицинская деонтология — врачебная этика, обязывает переходить к антинормам. Так, в частности, в соответствии с ее канонами, если врач знает, что правда о состоянии больного может навредить ему, врач обязан солгать.
Поэтому в случаях нестандартных ситуаций, когда нет возможности следовать общепринятым нормам, когда при решении нравственной коллизии исключаются стереотипные нравственные модели, человек встает перед необходимостью переходить в систему «Других измерений», где ему приходится прибегать к самостоятель-
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ному, творческому разрешению данной коллизии. В подобных ситуациях нравственные убеждения, этические знания оказываются недостаточными. И не случайно, когда речь заходит о высокой нравственной культуре, о нравственном воспитании, сразу же вслед за этим встает вопрос о воспитании эстетическом, об искусстве.
Искусство играет огромную, пожалуй, даже исключительную роль в развитии способности творческого мышления. Оно учит не только творчески мыслить, но и вносить элемент творчества в любую человеческую деятельность. Непременным требованием искусства является отражение и анализ еще непознанных явлений и процессов действительности, их специфическое выражение в произведениях искусства.
Благодаря способности художественного осмысления действительности, приобретаемого знанием искусства, развитой художественной культурой, человек получает возможность (наиболее ярко это качество проявляется, конечно, у художника) интуитивно схватывать сущность явлений и процессов, которые еще не получили логического объяснения, которые не познаны наукой. И в этом смысле всякое художественное произведение можно рассматривать как практическое упражнение в раскрытии новых, доселе непознанных принципов, законов, связей реальной действительности, присущих общественным явлениям и человеческим отношениям.
Выше уже говорилось о сложности применения простых норм нравственности в практической деятельности людей, особенно когда идет речь о нестереотипных или экстремальных ситуациях. Искусство является самым интересным учебником подлинно нравственного применения этих норм. Прежде всего потому, что оно учит соотносить поведение не с формальными правилами, а с нравственным идеалом общества. И кроме того, каждое художественное произведение неизбежно содержит нестандартные ситуации и решение этих ситуаций с позиций истинно нравственных. История искусства изобилует случаями, когда нравственное решение ситуации, содержащееся в произведениях искусства, становилось в дальнейшем общей нравственной нормой (возьмем для примера такое произведение, как «Тимур и его команда» А. Гайдара, которое вызвало к жизни тимуровское движение школьников).
Развитию творческого мышления, умению при его посредстве вырабатывать подлинно нравственное решение той или иной проблемы способствует и еще одна специфическая особенность искусства: оно развивает у человека такое необходимое качество, как эстетический вкус.
2. Мораль в системе социальной регуляции
Не надо думать, что развитый эстетический вкус позволяет человеку лишь более точно и более тонко определять художественную ценность произведения искусства, извлекать из него более широкую художественную информацию и испытывать более яркое эстетическое переживание (что само по себе, конечно, очень существенно) — его значение гораздо шире. Благодаря развитию вкуса человек обретает способность определять каждое явление действительности, каждый факт человеческого поведения как красивые или некрасивые, как прекрасные или безобразные. Эстетическая оценка является наиболее общеупотребительной, ибо любой человек в каждом поступке, даже в каждом жесте, в каждом движении, в каждой произнесенной фразе не хочет показаться некрасивым. Именно поэтому, как показано в главе 1, эстетическая оценка и самооценка предшествуют моральной и служат своеобразным барьером, препятствующим личности доводить свои действия до таких форм, когда возникает необходимость в их нравственной оценке. Укажем и на такое свойство развитого вкуса, как возможность интуитивного постижения определенной закономерности, гармоничности, «правильности» или же незаконосообразности, дисгармоничности, «неправильности» любого явления — в нашем случае моральности или аморальности того или иного действия или поступка, когда его невозможно определить, руководствуясь логикой, нормами или правилами. В этих случаях человек обращается к эстетическому идеалу, и, чем более развит его эстетический вкус, тем более точной оказывается его нравственная оценка.
Таким образом, искусство развивает вкус, культуру воображения личности, способность интуитивного постижения сущности явлений, переосмысления устаревших принципов, лежащих в основе взглядов и убеждений личности, — словом, всего того, что составляет необходимые условия формирования способности творческого осмысления специфических сторон профессиональной деятельности и окружающей нас социальной действительности. И это свойство искусства благодаря силе его эмоционального воздействия, ясности и простоте усвоения, массовости аудитории не имеет себе равных в преобразовании формального, стереотипного, неразвитого мышления в творческое, продуктивное мышление, способное противостоять Давлению на наше сознание и поведение устоявшихся нравственных воззрений и догм, как ложных, так и утерявших право на существование.
Искусство оказывает громадное влияние на формирование эмоционально-чувственной сферы сотрудников, на развитие у них куль-
110 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
туры чувств, т.е. способности реагировать на окружающие их явления не только разумом, но и душой, учит их сочувствию, воспитывает в них способность к состраданию, сопереживанию, содействию. «Как происходит совершенствование знаний, — писал Л.Н. Толстой, — т.е более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низкие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства»1.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: взаимосвязь искусства и нравственности является одной из основных закономерностей на всех исторических этапах духовной культуры общества. Искусство оказывает мощное влияние на все сферы деятельности человека, но прежде всего на формирование личности, ее нравственных гражданских и профессиональных качеств. И в каждой общественно значимой сфере профессиональной деятельности искусство всегда служило эффективным средством формирования конкретного типа личности, ее определенных нравственных устоев, необходимых для успешного выполнения тех или иных служебных задач. Вот почему для каждого сотрудника правоохранительной сферы важно выработать четкую установку на постоянное освоение того художественного богатства, которое накопило человечество за всю историю своего существования.
Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. М., 1956. Т. 78. С. 67.
Глава 3
Нравственное содержание правоохранительной деятельности
3.1. Нравственная характеристика методов органов правоохраны
Сущность деятельности правоохранительных органов непосредственно обнаруживается в их названии: это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства — охрана и защита прав исвобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Все остальные их функции — охрана общественного порядка, собственности, борьба с преступностью, пресечение антиобщественных проявлений и др. являются элементами этой важнейшей обязанности. И сами правоохранительные органы — одна из главных структур государства, т.е. та властная структура, которая является гарантией права как системы социальных норм и отношений, организующей нормальную жизнедеятельность того или иного общества.
Основными методами, посредством которых правоохранительные органы осуществляют свою деятельность, являются профилактика правонарушений (т.е. воспитательная работа с гражданами) и принудительные санкции, принимающие в крайних случаях форму прямого насилия. Причем, как это видно из вышеприведенного определения, понятие «властная сила» (т.е. действия, опирающиеся на принуждение, на насилие) является основной характеристикой деятельности правоохранительных органов.